Юрий Пашолок. Карманный истребитель танков и тягач в одном флаконе
История истребителей танков TKS-D на базе артиллерийского тягача C2P
Содержание:
Самоходная артиллерия появилась еще до начала Первой мировой войны. Первыми образцами стали зенитные самоходные артиллерийские установки на колесных шасси. Уже за ними потянулись «самоходные лафеты» на гусеничной базе, преимущественно под орудия крупного калибра. Это легко объяснялось: гусеничное шасси позволяло поднять подвижность и сократить время приведения в боевое положение. Уже после окончания Первой мировой войны появились новые типы самоходной артиллерии. В их числе оказались и истребители танков, первыми их стали разрабатывать немцы. Несмотря на то, что их разработки получились неудачными, общие тенденции они уловили. К началу 30-х годов похожие конструкции стали создавать и в других странах. Касалось это и польской армии.
В Польше самоходная артиллерия имела низкий приоритет. Объяснялось это тем, что требовалась база для подобной боевой машины. Тем не менее, первые опыты по данной теме начались еще в 1931 году. Базой стала танкетка TK, польская версия английской танкетки Carden-Loyd. САУ, получившая обозначение TKD, была создана под руководством Яна Лопушевского. Всего изготовили 4 такие машины. Прямым развитием TKD стал истребитель танков TKS-D, базой для которого послужил артиллерийский тягач C2P. По ряду причин эта боевая машина также оказалась выпущена в виде опытных образцов. Тем не менее, разработка эта оказалась крайне интересной, став примером рационального использования устаревшего шасси.
Ваффентрагер в первом приближении
Идея самоходной пушки с использованием базы танкетки Carden-Loyd Mk.VI, либо чего-то подобного, к началу 30-х годов стала весьма популярной. Первыми подобное соорудили сами англичане, взгромоздив на Carden-Loyd Mk.VI 47-мм пушку Vickers. Их примеру позже последовали бельгийцы, которые поставили на танкетки Carden-Loyd аналогичные орудия — C.47 F.R.C. Mod.31. Очень похожее проектировали на Škoda: в декабре 1931 года появился проект танкетки MU-4/I. Этот вариант с пехотным орудием 3,7/7 cm pěchotní kanón BA1/AB1 предполагался как средство усиления обычных танкеток. То есть к моменту, когда началась работа по TKD, тема танкеток с противотанковыми пушками была вполне популярной.
Основная проблема, с которой столкнулись и польские конструкторы, и их коллеги из других стран, заключалась в базе танкетки. Она была откровенно маленькой. Орудие, конечно, помещалось, но ни приличным боекомплектом, ни удобством размещения расчета такие истребители танков похвастаться не могли. Поэтому польский истребитель ограничился пробный партией в 4 машины, а бельгийцы переделали 6 танкеток. Где-то похожие машины изготовили в виде опытных экземпляров, а Škoda даже не стала строить свой истребитель. Не отрицая саму концепцию, военные обычно жаловались на тесноту, да и лишняя масса стала для танкеток совсем не лишней.
На некоторое время польские военные отправили идею малого истребителя танков на скамейку запасных. Ситуация начала меняться к 1936 году. Во-первых, в 1935 году начались работы по 37-мм противотанковой пушке, представлявшей собой польскую версию 37 mm infanterikanon m/34. Появилась она благодаря тесному сотрудничеству с Bofors. Вполне удачная противотанковая система создавалась в двух вариантах исполнения — буксируемом и танковом. Armata przeciwpancerna 37 mm wz. 36 Bofors, так именовалась серийная версия польского орудия, стала основным противотанковым средством польской армии. Во-вторых, в январе 1936 года на испытания вышел улучшенный вариант артиллерийского тягача на базе танкетки TK-S. По сравнению с танкеткой удалось увеличить длину опорной поверхности, а экипаж вырос до 4 человек. C2T (Ciągnik 2-tonowy), так изначально именовался тягач, выглядел вполне перспективной базой для истребителя танков.
Работы над малым истребителем танков начались в феврале 1936 года. Разработчиком выступило BBT Br.Panc. (Biuro Badań Technicznych Broni Pancernych, или конструкторское бюро по разработке бронетанковой техники). Ведущим инженером машины, как и ранее, был Ян Лопуховский, а общее руководство осуществлял капитан Рудольф Гундлях, глава бронетанковой разработки BBT Br.Panc.. Изначально разработку именовали как «Танковый лафет для пушки Bofors wz.36», что вполне соответствовало выбранной концепции. Во второй половине 30-х годов появилась идея «оруженосца», то есть боевой машины, которая могла применяться как носитель орудия, чаще всего противотанкового. В случае необходимости орудие можно было закатить внутрь. По такой концепции был создан Praga LKMVP, весьма любопытный аппарат. Но у Лопуховского и Гундляха машина была более интересной. Она также могла использоваться как тягач, но при этом являлась полноценным истребителем танков.
Аппарат этот более известен как TKS-D, хотя это обозначение можно назвать условным. Чаще он обозначался как Ciagnik C2P-panc z.a. 37 m/m wz.36, либо аналогичным образом. В любом случае, индекс C2P (так именовался серийный образец тягача Ciągnik 2-tonowy) присутствовал почти всегда. Это вполне логично, потому что C2P и TK-S не были одним и тем же. Истребитель выглядел крайне интересной машиной. Во-первых, TKS-D получилась очень низкой — ее высота составила всего 1240 мм. Для истребителя танков этот параметр очень важен. Во-вторых, боевая масса составила 3,1 тонну, что всего на 350 кг больше C2P. Мотора Polski FIAT 122BC мощностью 46 л.с. при 2600 об/мин вполне хватало для обеспечения нормальной подвижности. В-третьих, экипаж составлял 4 человека, из них 3 — расчет орудия. Это делало TKS-D полноценной САУ с точки зрения работы расчета. Наконец, вполне приличным оказался и боекомплект — 60 унитаров. Плюс мог использоваться 1-осный прицеп, в котором размещалось еще 120 унитаров.
Жертва ненужного перфекционизма
Первый опытный образец истребителя танков на базе C2P был изготовлен в мае 1937 года. За основу был взят второй опытный образец C2P (шасси 8897), от которого осталась только «ванна» и шасси. Орудие было вынесено максимально вперед, что вызвало повышенную нагрузку на передние опорные катки. Также пришлось переносить место механика-водителя вправо, поскольку механизмы наводки Armata przeciwpancerna 37 mm wz. 36 Bofors находились слева. Чрезмерно просторной TKS-D назвать было сложно, но с точки зрения общей концепции получилась вполне удачная боевая машина. Такой подвижный истребитель танков был бы полезен и как средство усиления танкеток, и как матчасть подразделений истребителей танков.
Первые испытания показали, что боевое отделение TKS-D недостаточно защищено с боков и сзади. Поэтому второй опытный образец машины несколько отличался от предшественника. От «выреза» отказались, теперь стенки открытого сверху боевого отделения имели одинаковую высоту. Еще одним отличием второго опытного образца, который изготовили в конце 1937 года, стал сварной корпус. Эту машину также строили не с нуля: за основу взяли первый опытный образец C2P, номер шасси 8898.
Первоначально оба образца TKS-D попали на испытания в Модлин, где находился полигон. Летом 1938 года начались войсковые испытания. К 1 июня 1938 года истребители танков передали в 10-ю бронекавалерийскую бригаду, где находились и их предшественники — TKD. Машины активно эксплуатировались на учениях и даже поучаствовали в оккупации Тешина. Еще летом 1938 года началось обсуждение возможного серийного производства машины. Ее стоимость оценивалась в районе 65000 злотых, что было не так много. Это полторы цены C2P, при этом получался низкий и подвижный истребитель танков.
Казалось бы, лучше истребителя, особенно с учетом весьма устаревшей базы, не придумать. Освоение TKS-D не стало бы для PZInż большой проблемой. Но польских военных подвел перфекционизм. Они захотели защиту от пуль винтовочного калибра со всех дистанций. Также они посчитали базу C2P недостаточно большой. В результате родилась идея создания другого истребителя танков — PZInż 160. Он базировался на шасси артиллерийского тягача PZInż 152, а тот, в свою очередь, был создан на базе танка-разведчика PZInż 140. Новый тягач был на метр длиннее, оснащался 95-сильным мотором PZInż 425 (с перспективой замены на более мощный мотор PZInż 725), а его скорость достигала 55 км/ч.
Как выглядел PZInż 160, данных нет. Те изображения, которые демонстрируются, являются не более чем реконструкцией. Зато одно можно сказать точно — польский Генеральный Штаб совершил большую ошибку. Вместо того, чтобы городить TK-S с 20-мм автоматическими пушками, более правильной идеей был выпуск TKS-D. Толку от машины было бы куда больше. При этом у PZInż 160 изначально шансы даже на стадию опытного образца выглядели сомнительно. Если даже PZInż 140 и PZInż 152 «зависли» на стадии опытных машин, то у более далекой перспективы ситуация выглядела еще печальнее. Что же касается TKS-D, то оба образца воевало в сентябре 1939 года. Как и ранее, числились они в 10-й бронекавалерийской бригаде.
Список источников
-
-
- Czołg rozpoznawczy TK-S cz.2, Militaria I Fakty 31, AJAKS, 2006
- derela.pl
-
источник: https://dzen.ru/a/YzlABTNHJ3CPT_tN