Юрий Пашолок. Ижорская бронетачанка
Дебют Юрия Пашолока на яндекс-дзене.
Бронированный грузовик Ижорского завода ПБ на шасси ЗИС-5
Современные локальные конфликты ныне редко обходятся без самодельных бронемашин. Чаще всего подобные самопалы делают те, кто бронетехникой обделен, но такое бывает далеко не всегда. Даже сейчас нередко подобные конверсии делают практически в заводских условиях. Причины прозаичны — недостаток бронемашин, которые зачастую имеют большую мобильность, нежели обычные виды колесной и гусеничной военной техники. В ход идут самые разные шасси, от малолитражек до тяжелых грузовиков.
История, как известно, часто идет по спирали. Первые «самопалы» появились еще в годы Первой мировой войны, когда иные «заводские» бронемашины мало чем отличались от подобных конверсий. Постепенно броневики все сильнее отдалялись от самодельных броневиков, с точки зрения проработанности конструкции. Но потом случилась гражданская война в Испании, где импровизированные бронемашины кто только не делал. При этом конструкции разительно отличались друг от друга по степени проработки. Больше того, существовали вполне «заводские» модели на вполне определенных шасси, достаточно неплохо проработанные и выпускавшиеся относительно крупными сериями. В дальнейшем подобные заводские «самопалы» можно было видеть в Англии, выпускались они порой сотнями штук. Да и знаменитые израильские «сэндвичи» создавались по похожей схеме. Вроде как и чистая импровизация, а на самом деле вполне заводское изделие, хорошо продуманное и нередко массовое.
Что-то похожее было и в начальный период Великой Отечественной войны. Тяжелые потери Красной Армии вынудили выпускать целую массу различных боевых машин, которые создавались из того, что есть под рукой. Самое интересное, что часть из них было разработано конструкторскими бюро, которые занимались массовым выпуском вполне серийных боевых машин. Особенно много таких импровизаций было сделано в Ленинграде. Самым массовым среди них оказался вот этот бронированный грузовик. Так сложилось, что по этой бронемашине имеются крайне разрозненные сведения, даже ее реальное название неизвестно. А звалась она ПБ, это разработка Ижорского завода на шасси грузового автомобиля ЗИС-5.
Ижорский завод на начало Великой Отечественной войны являлся одним из ведущих предприятий в советской системе танковой промышленности. Он обеспечивал броневыми деталями Кировский завод (танки семейства КВ), а также завод №174 (танки Т-26 и Т-50). Кроме того, он являлся ведущим производителем бронеавтомобилей. Именно здесь были разработаны бронемашины БАИ, БА-3, БА-6, а также самый массовый броневик Красной Армии на тот момент — БА-10. Кроме того, при Ижорском заводе находился Броневой институт, позже переименованный в НИИ-48. Руководимый А.С. Завьяловым институт сделал многое для развития отечественной брони, как до войны, так и во время нее. А летом 1941 года НИИ-48 предложил идею, от которой было невозможно отказаться.
30 июня 1941 года было сформировано управление Ленинградской армии народного ополчения (ЛАНО). По вполне понятным причинам ополченцев снабжали по более низкому, нежели рядовые части РККА, приоритету. Как раз в этот момент группа инженеров НИИ-48 предложила идею создания бронемашин на базе имеющихся грузовиков. Причем не просто предложила: в кратчайшие сроки был изготовлен опытный образец такого бронеавтомобиля на шасси ЗИС-5. Его предъявили членам военного совета ЛАНО, после чего выпуску данных броневиков был дан зеленый свет. 8 июля 1941 года вышло постановление военного совета Северного фронта, №53/сс, согласно которому Ижорский завод обязали, сверх имеющейся программы, изготовить 20 «установок 45-мм пушек на полубронированной машине ЗИС-5». Срок изготовления – 13 июля 1941 года. В постановлении были указаны и тактико-технические требования. Согласно им, на грузовике ЗИС-5 ставились дополнительные щитовые прикрытия впереди колес орудия, благодаря чему расчет прикрывался спереди и сбоку броней. Внутри кузова делались сиденья для номеров расчета и гнезда для боекомплекта. Сама пушка устанавливалась так, чтобы можно было оперативно снять ее с машины, либо ставить на место. Для упрощения данной процедуры у заднего борта ставилось специальное приспособление.
Конструктивно бронемашина, получившая обозначение ПБ (пушечный бронированный), была примитивной и грамотно проработанной одновременно. Кабина и капот полностью закрывались бронированным корпусом. Вероятнее всего, толщина брони составляла 8-10 мм, такие листы использовались на ижорских броневиках. За счет того, что собирался корпус из плоских листов, такая конверсия получалась очень простой и технологичной. Вместе с водителем в кабине сидел пулеметчик, вооруженный курсовым танковым пулеметом ДТ. За счет того, что лобовые листы кабины ПБ устанавливались под рациональными углами наклона, теоретически они защищали, на дистанции в несколько сотен метров, от пуль винтовочного калибра.
Разумеется, такая конверсия имела массу недостатков. Бронемашина была высокой, обзор из кабины оказался неважным, да и подвижность шасси ЗИС-5 отнюдь не выросла. Но с точки зрения быстрого решения данный броневик оказался именно тем, что надо. Простой и дешевый, он мог выпускаться Ижорским заводом в больших количествах без серьезной нагрузки на основных направлениях. 11 июля вышло постановление военного совета Северного Фронта №66/сс, согласно которому Ижорский завод должен был к 15 числу сдать 150 бронемашин. 4 августа вышло постановление №142 сс, по которому к 9 числа сдавалось еще 40 таких бронемашин. Всё это происходило на фоане того, что 30 июля 1941 года вышло постановление ГКО №330сс «Об эвакуации Ижорского завода». Несмотря на запущенный процесс эвакуации. Работы по изготовлению бронемашин продолжались. Еще 40 бронемашин системы ПБ заказали 31 августа 1941 года. Следует отметить, что 45-мм пушек не хватало, поэтому часть броневиков сдавали с установкой 20-мм авиационных пушек ШВАК на специальном станке.
Количество выпущенных в это время бронеавтомобилей ПБ неизвестно, поскольку они шли вне программы основной продукции. Кроме того, фронт всё ближе подходил к самому заводу, что резко осложнило ситуацию уже в конце августа 1941 года. Тем не менее, выпуск ПБ продолжался, в том числе уже после эвакуации Ижорского завода. С большой долей вероятности ПБ поучаствовали и в обороне Ижорского завода. Они массово применялись частями ЛАНО в боях с августа 1941 года, принимали они участие и в боях за Петрозаводск. Несколько бронемашин данного типа были захвачены финнами. Шли данные бронемашины и в состав 55-й армии, оборонявшей Колпино. Согласно отчету Ижорского завода, всего туда, с момента эвакуации завода, попало 32 броневика двух типов (о втором, на шасси ГАЗ АА, разговор будет позже). На этом выпуск бронемашин прекратился в виду сложных условий и отсутствия оборудования. Таким образом, в общей сложности Ижорский завод сдал от 200 до 250 бронеавтомобилей на шасси ЗИС-5.
Большинство бронемашин семейства ПБ погибло в первый год войны, а до наших дней ни одного броневика данного типа не сохранилось. Вместе с тем, изредка остатки этих броневиков попадаются на полях сражений. В последний раз лобовая деталь от капота ПБ проскакивала весной этого года. Кроме того, построено несколько реплик, которые базируются на единичных фотографиях.
Источники:
- ЦАМО РФ
- Фотоархив автора