История Carro Armato M 42 (M 15-42), последнего итальянского серийного среднего танка военного периода
Содержание:
Во время Второй мировой войны Италия первое время занимала выжидательную позицию. Несмотря на громкие заявления Дуче и весьма агрессивную политику по отношению к ряду стран, Италия не решалась вступать в драку. Уроки Первой мировой, где Италия стала победителем, но чересчур дорогой ценой, оказались усвоены. Еще раз платить такую же цену итальянские военные не горели желанием. Правда, это не помешало Италии допустить еще большую ошибку. 10 июня 1940 года она объявила войну Франции и Англии, наивно полагая, что уже ничего плохого не произойдет.
Одной из ключевых проблем ряда танкостроительных держав стало то, что они не успевали за развитием бронетанковой техники. В полной мере это касалось Италии. Летом 1940 года начался выпуск Carro Armato M 13-40, машины вполне удачной. На фоне тогдашних английских крейсерских танков он выглядел вполне адекватно. Проблема в том, что танк оказался недостаточно защищен. К чести итальянских инженеров, они постоянно занимались доработкой танка. Сначала появился Carro Armato M 14-41, являвшийся прямой «допечаткой» предшественника. Далее появился Carro Armato M 15-42, ставший дальнейшим развитием концепции M 13-40. Правда, воевал он не в составе итальянской армии.
Попытка догнать танки противника
Погром, устроенный итальянским танковым частям в начале 1941 года, не прошел для итальянского командования незамеченным. Выяснилось, что броневая защита у танка недостаточная, требовалось что-то более существенное, чем 30 мм лба корпуса. Также выяснилось, что и бронепробитие 47-мм пушки оказалось недостаточной. Особенно это касалось борьбы против английских пехотных танков. Имелись и другие проблемы, в том числе и связанные с силовой установкой. Помимо того, что она была недостаточно надежной, мощность двигателя SPA 8T оказалась маловата. Одним словом, назрела модернизация.
Итальянские инженеры пошли по двум направлениям развития Carro Armato M13-40. Первым стала малая модернизация, которая привела к появлению Carro Armato M 14-41. Такой танк можно было запустить в серию довольно быстро. Вместе с тем, становилось очевидно, что требуется более существенная модернизация. Дело в том, что в случае с Carro Armato M 14-41 переделки заключались в более мощном моторе, который лишь частично решал проблему. Танк имел ту же броневую защиту и то же вооружение. Так что появилось второе направление, причем первые результаты по данной теме появились уже в 1941 году.
Мотор SPA 15T стал, конечно, мощнее, но всё же было очевидно, что 125 лошадиных сил эксплуатационной мощности и 145 лошадиных сил максимальной мощности маловато. Поэтому начались работы по новой версии мотора. Было решено пожертвовать экономичностью и делать бензиновый вариант мотора. Он получил обозначение SPA 15TB M 42, теперь двигатель потреблял бензин. При том же объеме его мощность составляла 170 лошадиных сил, а в форсированном режиме она достигала 185 лошадиных сил. Тем самым удельная мощность превысила 10 л.с. на тонну, можно сказать, с запасом. Поскольку бензиновый мотор потреблял больше топлива, ёмкость баков увеличили до 351 литра.
Переделка мотора не прошла бесследно. Потребовалась более эффективная система охлаждения, что привело к увеличению радиаторов. Посему длина танка выросла с 4915 по 5043 мм. Рост произошел, прежде всего, за счет кормовой части корпуса, которую переделали. Также появились дополнительные воздухозаборники на люках надмоторной плиты. Это, естественно, потребовало немного изменить ходовую часть. Узлы подвески растянули, тем самым улучшилось распределение массы и увеличилась длина опорной поверхности. Это было актуально, учитывая, что переделки потянули на лишние полтонны массы.
Одним только мотором дело не ограничилось. По неизвестной причине люк доступа в боевое отделение перенесли с левого листа подбашенной коробки на правый. Более важным изменением стало увеличение толщины лобовой брони. Она составляла 30+15 мм, тем самым 2-фунтовая пушка могла поражать танк только с очень близких дистанций. Еще больше увеличилась толщина орудийной маски башни — до 37+50 мм. Правда, тут итальянские военные явно не учитывали тот факт, что огневая мощь английских танков будет только расти. Такая броня была актуальной только в 1941 году.
Одновременно увеличивалась и мощь орудия. Видя, что базовое 47-мм орудие слабовато, на новый танк поставили модернизированную пушку, с увеличением длины ствола до 40 калибров. Вроде бы всего 8 калибров разницы, но зато теперь бронебойный снаряд поражал броню толщиной 50 мм на дистанции 500 метров. Почти в упор можно было поразить и Valentine. Конечно, требовалось чего помощнее, но и это уже хлеб.
Новый танк выглядел вполне адекватным. Максимальная скорость выросла до 38 км/ч по шоссе и 20 км/ч по проселку. Это уже было вполне нормальным показателем для такого танка. За счет увеличения объема топливного бака запас хода по шоссе вырос с 200 до 220 километров, а по проселку с 120 до 130 километров. Также танк получил характерные крепления канистр на левом борту подбашенной коробки. Принципиально, итальянцы могли запустить производство нового танка уже к началу 1942 года, но тут случилась смена приоритетов.
После того, как отгремели бои зимы-весны 1941 года, итальянские военные смогли изучить английские крейсерские танки. Прежде всего это касалось Cruiser Tank Mk.IV. Изучив его, итальянцы захотели свой «крейсер». Так на свет появился Carro Celere, он же Sahariano. Увлечение «крейсером» стоило итальянской армии дорого. Танк получился так себе, посему в 1942 году программу его разработки свернули. Проблема в том, что как Sahariano «держал» выпуск модернизированного Carro M. Лишь 9 декабря 1942 года было принято официальное решение о запуске в серию Carro Armato M 15-42. С оговоркой, что этот танк будет выпускаться до той поры, пока в крупную серию не встанет Carro Armato P 40.
По факту это решение было принято уже задним числом. Дело в том, что за 1942 год Ansaldo успела сдать 104 танка данного типа. Реально производство запустили сразу же после прекращения выпуска второй серии Carro Armato M 14-41. На это намекает и тот факт, что первый танк получил регистрационный номер 5022, сразу же после последнего Carro Armato M 14-41, имевшего номер 5021. Поступил он в учебный центр 21 ноября 1942 года, то есть фактически сдали его в октябре-ноябре. Следует отметить, что как Carro Armato M 15-42 машину почти не называли. В конце 1942 года случилась реформа танковых индексов, посему танк стал именоваться как Carro Armato M 42.
Как уже говорилось выше, приоритет был отдан Carro Armato P 40, а также САУ на базе Carro Armato M 42. Судя по всему, итальянское командование уже отдавало отчет насчет перспектив танка (а они оказались крайне сомнительными). Не стоит удивляться тому, что с января по сентябрь 1943 года сдали всего 115 танков данного типа. Итого 194 линейных танка и 26 командирских, с регистрационными номерами в пределах 5022-6393. На фоне предшественников как-то совсем негусто.
После оккупации Италии заводы Ansaldo и SPA оказались в немецких руках. Поначалу имелись сомнения насчет выпуска этих танков, по крайней мере, планов на выпуск Carro Armato M 42 осенью 1943 года не имелось. Но далее, судя по всему, сыграл фактор задела. В 1944 году сдали еще 28 танков данного типа. Собственно сами немцы прекрасно понимали боевой потенциал. Не стоит удивляться, что командирских машин на базе Carro Armato M 42 выпустили больше (39 по немецким источникам, 41 по итальянским).
Безнадежный еще на старте серийного производства
Задержка запуска серийного производства Carro Armato M 42 была хоть и ошибкой, но не такой уж и огромной, как это может показаться. Безусловно, новый танк был более эффективным, чем Carro Armato M 14-41, но разница оказалась не такой уж и большой. Даже безо всяких задержек крупная серия запускалась бы не раньше первой половины 1942 года. Достаточно посмотреть, что там получили английские танкисты в указанный период, и всё станет понятно. Лишние 10-15 мм брони и лишние 8 мм пробития брони почти ничего не решали. В мае 1942 года состоялся дебют Grant I, против которого у Carro Armato M 42 шансы выглядели минимальными.
С этим и был связан скепсис, который питало итальянское военное командование по поводу нового танка. После разгрома, устроенного итальянским танковым частям во время сражения при Эль Аламейна (осенью 1942 года было уничтожено 7 танковых батальонов), перспектив у Carro M не имелось. Ставка была сделана на переработанный Carro P 40, да и тот, судя по всему, становился ступенькой к более совершенному P 43. Также наращивался выпуск самоходных артиллерийских установок с использованием шасси Carro Armato M 42, их в 1943 году сдали в 2,5 раза больше, чем базовых танков. Единственной причиной запуска танка в серию являлось пополнение поредевших рядов, пока наращивался выпуск Carro Armato P 40.
В танковые части Carro Armato M 42 стали поступать ближе к весне 1943 года. К 1 апреля 1943 года всех танков данного типа, включая командирские версии, находилось 115 штук. За счет постепенного роста выпуска к 1 июля того же года их стало 216 штук. Поскольку Carro Armato M 41 в Северной Африке и на Сицилии повышибали, Carro Armato M 42 стал самым массовым танком итальянской армии. Правда жизни в том, что это был невоюющий танк. 19 танковый батальон сидел на территории Сардинии, а больше всего Carro Armato M 42 было в составе 10-го танкового полка. Он входил в состав 135-й танковой дивизии Ариете. Ее разгромили в ходе сражения при Эль Аламейне, а в мае 1943 года дивизия (бывшая 132-я) получила в Риме новые танки.
Вооруженные новыми танками подразделения сидели в резерве и ожидали наступления союзников. В таком статусе они так и просидели вплоть до сентября 1943 года, когда немцы оккупировали часть Италии. К тому моменту Carro Armato M 42 находились также в составе 3-го и 32-го танковых полков. Из этого числа немцам досталось 92 танка данного типа. В дальнейшем это число выросло. К концу 1943 года в немецких подразделениях числилось 99 танков данного типа, а в 1944 году — ах 165 штук. С учетом того, что за 1944 года сдали всего 28 танков, пополнение шло через экспроприацию.
Как танки первой линии немцам итальянские боевые машины были мало интересны. Совсем иная ситуация была со вспомогательными частями, как «дипломатично» именовались каратели. Примечательно, что в 1943 году больше всего Carro M (прежде всего Carro Armato M 42) было в 105-м танковом батальоне СС (45 штук). Далее наиболее массово эти танки применялись в 202-м танковом батальоне (67 штук в 1944 году) и 12-м танковом батальоне специального назначения (43 штуки в 1944 году). Также пользователями этих танков были 10-я, 12-я, 14-я, 15-я и 16-я полицейские танковые роты.
Действовали эти танки, именовавшиеся как Pz.Kpfw.M 15, преимущественно против партизан. Правда, в 1944 году ситуация начала меняться. Партизаны, прежде всего югославские, постепенно обзаводились противотанковыми средствами. Да и в Италии партизаны действовали тоже не голыми руками. В результате к началу 1945 года поголовье трофейных итальянских танков стало меньше более чем на треть. Хуже всего стало в момент, когда до карателей доехал фронт. Тут им ловить было нечего.
Pz.Kpfw.M 15 умудрились отметиться в ходе битвы за Будапешт, а их последнее применение датировано весной 1945 года. Дольше всего прожили танки из состава 202-го танкового батальона. На апрель 1945 года у них в составе всё еще имелось 24 танка данного типа. Под конец боевых действий машины батальона выглядели весьма нарядно. Для танков этого батальона было характерно использование запасных траков как экранов, а также забашенные ящики.
Удача батальона закончилась весной 1945 года, когда он пытался улизнуть в Австрию. Эшелон с матчастью батальона оказался захвачен югославскими партизанами. Среди тех танков, что там были, имелся и занятный гибрид — Pz.Kpfw.M 15 с башней Pz.Kpfw.38(t). Вращалась ли эта башня, или «как прибили, так и держится», история умалчивает. Скорее всего, командирский танк.
Находились эти танки и в составе частей, воевавших на стороне RSI. Первые такие подразделения появились еще в конце сентября 1943 года. Наиболее массово танки применялись танковой группой «Леонесса», где имелось порядка трех с половиной десятков танков (преимущественно Carro Armato M 42). Имелись эти танки и в составе GNR (Guardia Nazionale Repubblicana, национальная республиканская гвардия). Это были полицейские части RSI, сформированные в декабре 1943 года. Использовались данные танки и как подвижные (или неподвижные) огневые точки.
По окончании боевых действий оставшиеся в живых танки попали в состав Республиканской армии, а также подразделений военной полиции. Основная масса переживших войну танков относилась как раз к Carro Armato M 42. Всего до наших дней дожило не менее 15 танков данного типа, из них минимум 3 находится в ходовом состоянии. По иронии судьбы, больше всего выжило тех итальянских танков, которые в ее составе не воевали.
Список источников
-
-
- Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
- Carro M. Carri medi M 11-39, M 13-40, M 14-41, M 15-42, semoventi e altri derivati p.1, Andrea Tallillo, Antonio Tallillo, Daniele Guglielmi, Gruppo Modellistico Trentino, 2010
- Carro M. Carri medi M 11-39, M 13-40, M 14-41, M 15-42, semoventi e altri derivati p.2, Andrea Tallillo, Antonio Tallillo, Daniele Guglielmi, Gruppo Modellistico Trentino, 2012
- US NARA
- eBay
- Архив автора
-
источник: https://dzen.ru/a/ZAd6xajBN01i7dZd