Юрий Пашолок. «Истребители ДОТ-ов»
История проектной штурмовой САУ У-18, попытки «трудоустроить» корпуса штурмовых танков КВ-7
В начале 1940 года программа разработки советских тяжелых САУ, находившаяся в состоянии комы, получила новый импульс развития. Советско-финляндская война продемонстрировала необходимость создания гусеничных «истребителей ДОТ-ов». Первыми такие САУ начали проектировать немцы, но работы сильно затянулись, а по итогу получились истребители танков. В СССР опытные образцы «истребителей ДОТ-ов» появились очень быстро. На войну они не успели, но смогли задать общий вектор развития. Далее предполагалось создать САУ «212» на удлиненном шасси КВ (Т-220), но дальше корпуса, построенного Ижорским заводом, дело не продвинулось. Тем не менее, советские тяжелые штурмовые САУ всё же появились, но в ином виде.
В конце декабря 1941 года на заводские испытания вышел опытный штурмовой танк КВ-7. Необычная машина не имела вращающейся башни, вместо нее появилась рубка. Также штурмовой танк отличался строенной установкой двух 45-мм пушек и одной 76-мм пушки ЗИС-5. Предполагалось, что САУ будет вести залповый огонь. На первых же испытаниях стало понятно, что идея строенной установки оказалась не особо удачной. Другой вопрос в том, что с самого начала строенная установка вела себя неудовлетворительно. По результатам испытаний было решено заменить строенную установку на спаренную, с двумя 76-мм пушками ЗИС-5. Но одновременно начались работы по созданию иной машины, также с использованием базы КВ-7. Позже она получила обозначение У-18.
Первым, кто обратил внимание на явное несоответствие вооружения КВ-7 шасси тяжелого танка, стал помощник начальника 4-го отделения 3-го отдела БТУ КА майор Горохов. В письме от 8 января 1942 года он предложил поставить в рубку КВ-7 чего помощнее, а именно 152-мм гаубицу М-10. Впрочем, этот вариант отмели почти сразу. М-10 имела ряд недостатков, кроме того, ее производство уже прекратилось. Тут же вылезла необходимость борьбы с вражескими ДОТ-ами, а М-10 годилась для поражения бетонных надолбов, да ДОТ-ов среднего класса. В результате быстро появилась альтернатива в виде 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20. До того эта система не мелькала как потенциальное вооружение САУ. Между тем, характеристики орудия были очень приличными. К тому же, в отличие от БР-2, МЛ-20 находилась в крупной серии.
Инициатором создания «истребителя ДОТ-ов» на базе КВ-7 стало руководство НКТП. Помимо того, что там осознали отсутствие перспектив у текущей орудийной установки, имелся щекотливый момент. Дело в то, что завод №200 выпустил партию из 20 корпусов КВ-7, теперь их требовалось трудоустроить. Со спаренной установкой пушек ЗИС-5 это вряд ли бы получилось, другое дело МЛ-20, такой вариант был интересен и ГАУ КА. К 31 января 1941 года С.А. Гинзбург, на тот момент заместитель начальника 2-го отдела НКТП, подготовил ТТТ на «самоходную установку 152-мм гаубицы на базе КВ-7. Далее их подписал Ж.Я. Котин, на тот момент зам наркома танковой промышленности. Еще раньше, 21 января, был утвержден план работ на 1942 году, где также имелась такая тема. Под нее выделялся бюджет 300000 рублей, орудийную часть разрабатывал УЗТМ, шасси — ЧКЗ. Проектные чертежи САУ ожидались к 15 марту 1942 года. К 1 мая ожидался опытный образец машины, а к 10 мая — техническая документация.
Эти планы оказались чересчур оптимистичными. Первое время работами никто не занимался, приоритетом оставалась спаренная установка 76-мм пушек ЗИС-5. Ситуация начала меняться только в конце марта 1942 года. В ГАУ КА посетовали на то, что работа по самоходной артиллерии застопорилась. В числе необходимых САУ продолжала значиться и боевая машина типа «212». Проблема в том, что ни шасси КВ-3, ни 152-мм пушек БР-2, серийно не производилось. 15 апреля 1942 года состоялся пленум Артиллерийского Комитета ГАУ КА, посвященный вопросу развития самоходной артиллерии. На нем, помимо членов Артиллерийского Комитета, присутствовал С.А. Гинзбург. С одной стороны ГАУ КА выкатило свои пожелания, а НКТП, в лице Гинзбурга, предложил то, что можно сделать. В этот момент и сложилась концепция базы КВ-7 и вооружения в виде МЛ-20.
Изначально предполагалось, что установку вооружения будет проектировать завод №172 НКВ, производитель МЛ-20. Но далее орудийную часть доверили ОКБ-3 УЗТМ, возглавил работы Л.И. Горлицкий. Впрочем, работать по данной теме в Свердловске не торопились. Дело в том, что на заводское КБ свалилось немало других задач, связанных как с буксируемой, так и самоходной артиллерией. Не говоря уже о том, что в высшем приоритете находилась спаренная установка У-14. Не стоит забывать и тот момент, что МЛ-20 — это «чужая» система, что создавало дополнительные проблемы.
Результатом стало то, что эскизный проект У-18 был готов только 4 августа 1942 года. Больше того, какими-то серьёзными проработками в Свердловске не занимались. Отчасти это объяснялось тем, что главной задачей было вписать МЛ-20 в уже готовую рубку КВ-7. Именно это и получилось. Артиллерийская часть установки У-18 состояла всего из 13 узлов, сама рубка переделывалась только спереди. Поскольку установка спаренных пушек явно была маловата, ее изготовили с нуля. Крепилась система на рамке, причем подвижная бронировка находилась внутри неподвижной. Не самая лучшая идея, поскольку впереди имелись щели, куда свободно залетали пули, осколки и снаряды. Другое дело, что деваться ОКБ-3 УЗТМ было некуда. Такая система появилась не от хорошей жизни, ее диктовала уже готовая рубка. Боекомплект составлял 60 выстрелов раздельного заряжания.
В ГАБТУ КА эскизный проект отправился 3 сентября, а 24 числа пришел ответ: «аналогичный проект, предложенный товарищем Петровым с 12.9 по 14.9.42 года обсуждался на заседании Технического Комитета Совета Наркомата Вооружения». Речь идет про ЗИК-20, разработанный КБ завода №8 под руководством Ф.Ф. Петрова. В отличие от ОКБ-3 УЗТМ, там крайней вольно подошли к вопросу использования задела по КВ-7. По сути никак его не используя. Но сама по себе установка получилась лучше У-18. Неудивительно, что далее разработка Горлицкого ушла в корзину. К тому же в августе 1942 года начался выпуск КВ-1с, поэтому корпуса КВ-7 стали не нужны.
В заключение стоит отметить, что и ЗИК-20 оказалась не совсем тем, что планировалось. Это касалось как соответствия требованиям, так и темпов работ. Неудивительно, что позже в НКТП решили создать специальную конструкторскую группу во главе с Л.С. Трояновым. В дальнейшем эта группа создала КВ-14 (СУ-152), первую советскую серийную тяжелую САУ. Тем не менее, и У-18 достойна своего места в истории. Она стала промежуточным решением, а также одной из первых советских штурмовых САУ военного периода. Без нее путь к СУ-152 был бы куда сложнее.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- karopka.ru/community/user/8471/?MODEL=615593
-
источник: https://dzen.ru/a/ZGtOdCm__R016NNm