Юрий Пашолок. ИС-2 с немецким дульным тормозом

17

Юрий Пашолок. ИС-2 с немецким дульным тормозом

История тяжелых танков ИС-2 раннего выпуска, вооруженных 122-мм орудием Д-25Т с поршневым затвором

Содержание:

В ходе производства бронетанковой техники часто бывают ситуации, когда уже поду выпуска вносятся заметные изменения. В немецком танкостроении, начиная с середины 30-х годов, появилась приставка Ausf (Ausführung, что можно перевести как «модель»). В иных случаях танк мог существовать более чем в 10 версиях, не считая доработки, которые вносились по ходу производства. У нас такого не практиковалось вплоть до начала 50-х годов. Иногда встречающиеся обозначения вроде Т-26 обр.1931 года — сильно послевоенное творчество. Кроме того, оно часто не соответствует реалиям.

ИС-2 выпуска января 1944 года на полигонных испытаниях

ИС-2 выпуска января 1944 года на полигонных испытаниях

31 октября 1943 года на вооружение Красной Армии был принят тяжелый танк ИС-2 (ИС-122). Его предшественники, тяжелые танки КВ-85 и ИС-85 (ИС-1) были изготовлены небольшой серией. ИС-2 же стал по-настоящему массовым танком. Всего их выпустили 3385 штук. Правда, с некоторыми нюансами. Если даже разделять их по наиболее заметным изменениям, то можно выделить минимум 3 основных варианта. Сегодня речь пойдет о самых ранних ИС-2, которые оснащались 122-мм орудиями Д-25Т с поршневым затвором.

На пути к основному танку ЧКЗ

Принятие на вооружение Объекта 240 было событием радостным, но не для всех. Дело в том, что для Челябинского Кировского Завода это был уже четвертый тип тяжелого танка, выпускавшийся в 1943 году. До того в серию пошли КВ-1с, КВ-85 и ИС-85. Надо сказать, что сама по себе идея такого плавного перехода оказалась верной. Сначала внедрили новую пушку с башней, потом шасси, а в случае с ИС-122 требовалось уже небольшое число переделок. Вместе с тем, установку 122-мм пушки Д-25Т на заводе некоторые считали не самой лучшей идеей. По мнению военной приёмки, система была чрезмерно тяжелой для данного шасси. Альтернативой предлагалась 85-мм система с повышенной начальной скоростью. Правда, как показала практика, такое орудие получилось неудачным. Сколько ни пытались заменить Д-25Т, этого так и не удалось.

На сей раз ЧКЗ предстояло осваивать только доработанную башню с новой пушкой

На сей раз ЧКЗ предстояло осваивать только доработанную башню с новой пушкой

В Челябинске начались работы по подготовке серийного производства нового танка. Одновременно закипела работа и в Свердловске. Согласно пункту 3 постановления ГКО №4479сс от 31 октября 1943 года, до конца ноября завод №9 сдавал 10 систем Д-25Т, за первую половину декабря еще 15 штук, за вторую 20, а за январь 1944 года – 75 орудий. Параллельно было необходимо внести изменения в конструкцию орудия для устранения дефектов, обнаруженных в ходе испытания первого образца Д-25 на АНИОП. Касалось это, прежде всего, дульного тормоза. Конструктивно дульный тормоз типа «Фердинанд» был удачным, но требовалось сделать его более прочным.

Продольный разрез ИС-2 с Д-25Т, имеющей поршневой затвор

Продольный разрез ИС-2 с Д-25Т, имеющей поршневой затвор

Согласно переписке по заводу №9, улучшенный дульный тормоз обозначался как №5, был изготовлен в ноябре 1943 года. Внешне он оказался идентичен предшественнику, но при этом изготовлен из стали 30Х. Его установили на первое серийное орудие Д-25 с серийным номером 3001 (танковая версия стала к тому времени носить индекс Д-25Т), которое выдержало контрольные испытания в объеме 115 выстрелов. Всего такие дульные тормозы установили на 12 системах с серийными номерами 3001-3010, а также 3013 и 3015. Далее стал ставиться дульный тормоз №6, с увеличенным радиусом камор и площадкой установки прибыли. С декабря 1943 по первую половину января 1944 года данные дульные тормоза поставили на 33 орудия, а далее на остальные системы с поршневым затвором.

Выпускался танк в такой конфигурации с декабря 1943 года

Выпускался танк в такой конфигурации с декабря 1943 года

Поскольку более крупная, чем Д-5Т-85, система занимала и больше места в башне, последнюю пришлось дорабатывать. Работы на доработку башни легли на плечи ОКБ завода №100, которое к 18 ноября подготовило на нее документацию. Одним из главных отличий башни с чертежным номером 240-57-Сб112 стало смещение командирской башенки влево. Для этого пришлось сделать выступ в крыше и увеличивать «карман» в левом борту башни, а также изменять левый поручень. Люк заряжающего также чуть сместили, при этом торсион уравновешивающего механизма укоротили и усилили. Угол наклона передней части крыши уменьшился с 5 до 3 градусов. Помимо замены вентилятора на более мощный, саму его установку сместили немного назад. Установку перископического прибора MK-IV, которым пользовался заряжающий, сместили чуть назад, а перископический прицел ПТ-4-17 сместили чуть влево и вперед. Также пришлось переделывать амбразуру орудия и подвижную бронировку.

Боевая, по сравнению с ИС-85, выросла совсем ненамного

Боевая, по сравнению с ИС-85, выросла совсем ненамного

Существовала еще одна, предварительная версия башни, датированная 13 ноября 1943 года, но в серию она не пошла. При этом 40 башен для ИС-122, сданных заводом №200 за 1943 год, в производственных отчетах можно найти с большим трудом. С большим трудом происходил и выпуск первых ИС-2. Для начала, ЧКЗ пришлось решать проблему с орудием. Установка более тяжелой системы привела к неуравновешенности башни до 800 кг. Сами Д-25Т шли с завода №9 наравномерно. Справедливости ради, стоит отметить, что завод №9 зависел от завода №172, поскольку поршневые затворы сам не делал. Да и сами стволы шли с завода №172. По итогам сдавали ИС-2 в самом конце декабря. 30 числа сдали 25 ИС-122, по наличию орудий. Последние же танки декабрьского выпуска были готовы к утру 1 января 1944 года, на них в срочном порядке ставились орудийные системы, прибывшие в Челябинск 30 декабря.

Первый серийный вариант башни ИС-2, ноябрь 1943 года

Первый серийный вариант башни ИС-2, ноябрь 1943 года

На выпуск танков сильно влияло то, что для ЧКЗ главной продукцией всё еще оставался Т-34. За декабрь 1943 года сдали 360 таких танков. Ситуация здорово напоминала ту, что наблюдалась на УЗТМ в первой половине 1943 года. Там за место на конвейере боролись Т-34 и СУ-122. В итоге победили САУ — в августе 1943 года выпуск Т-34 в Свердловске прекратился. По указанию И.В. Сталина в декабре 1943 года НКТП проработал вопрос разгрузки ЧКЗ. По планам, в январе 1944 года планировалось сдать всего 150 Т-34. Существенное снижение выпуска Т-34 в Челябинске планировалось компенсировать ростом объема выпуска на других заводах, а также увеличением объемов выпуска СУ-85. Что же касается ИС, то в январе планировалось сдать 75 танков, из которых 40 являлось ИС-85, в феврале сдавалось еще 75 штук, на сей раз уже все танки являлись ИС-122, а в марте сдавалось 100 танков. Таким образом, Танкоград постепенно возвращался к производству тяжелых танков в полном объеме. Это не считая ИСУ-152.

Практическая скорострельность была всего 1-1,5 выстрела в минуту

Практическая скорострельность была всего 1-1,5 выстрела в минуту

27 декабря 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №4850сс «Об увеличении производства тяжелых танков, артиллерийских самоходных установок типа ИС и об обеспечении их артиллерийским вооружением». В нем основные предложения наркомата танковой промышленности одобрили. Впрочем, пока Т-34 оставались в производстве, а выпуск ИС был очень похож на декабрь 1943 года. После того, как 25 января сдали последние ИС-85, началась работа по сдаче ИС-122. Последние из 35 танков сдали к началу февраля. Иначе и не получилось бы, поскольку завод №9 снова задержал орудия. В первой декаде января прибыло 10 систем, а 26 орудий поступило 30 января, так что ЧКЗ снова был вынужден лихорадочно их ставить в последние дни месяца.

Кроме низкой скорострельности, проблемой Д-25Т с поршневым затвором была зависимость завода №9 от поставок с завода №172

Кроме низкой скорострельности, проблемой Д-25Т с поршневым затвором была зависимость завода №9 от поставок с завода №172

Несмотря на проблемы, которые продолжали вылезать, появились и положительные моменты. Для начала, в цеху СБ-2, где собирались тяжелые танки и САУ, началась подготовка к крупномасштабному, конвейерному выпуску ИС-122. Постепенно росло качество сборки. Кроме того, продолжались работы по улучшению башни. 19 января 1944 года ОКБ завода №100 подготовило документацию на башню с чертежным номером 240-57-Сб117. Для начала, снова немного переделали место командира, в частности, вместо «фигурного» выступа была сделана более простая конструкция. Угол наклона крыши башни еще больше уменьшили, а торсион люка заряжающего снова удлинили. Поручней на чертеже стало два вида: помимо «штатных» длинных поручней, предусматривались более короткие поручни. Наконец, в январе 1944 года к выпуску башен присоединился УЗТМ. При плане в 14 башен для ИС-2 УЗТМ сдал 16 штук, плюс 52 носовые детали корпуса.

Доработка башни, январь 1944 года

Доработка башни, январь 1944 года

Свердловские башни стали ставить на ИС-2 начиная с февраля 1944 года. Выпускались они по чертежу 240-57-Сб117, с малыми поручнями, которые шли в два яруса. Башни УЗТМ отличались конструкцией смотровых башенок, конфигурацией шва между литьевыми формами, а также двумя вертикальными полосками вместо номеров на корме. За февраль УЗТМ сдал еще 20 башен, а завод №200 сдал 90 корпусов и 70 башен. Этого хватило для выпуска 75 ИС-2. Впрочем, сдавались они снова с напряжением. Дело в том, что первая половина февраля выделялась под выпуск ИСУ-152. Поэтому полноценное производство ИС-122 шло в третьей декаде месяца. 75 танков сдали, но с ними пришлось работать в плане доводки.

Башня УЗТМ, она появилась на танках с февраля 1944 года

Башня УЗТМ, она появилась на танках с февраля 1944 года

Февраль стал последним месяцем, когда ИС-2 выпускались с Д-25Т, оснащенными поршневыми затворами. Ранее считалось, что таких орудий построили 145 штук, но это оказалось неверной информацией. Посчитать количество орудий можно по числу присланных с завода №172 поршневых затворов — 35 в декабре 1943 года, 36 в январе 1944 года и 30 в феврале. Далее ИС-2 стали получать орудия с клиновыми затворами, которые уже полностью выпускались на заводе №9. Таким образом, требования внедрить на танках орудия с клиновым затвором удалось выполнить уже на третий месяц серийного производства ИС-2.

Аргумент калибра 122 мм

По поводу орудия ИС-2 сломано немало копий. Некоторые любители сравнивать любят ставить ИС-2 в чистом поле против «Тигра», дабы померяться скорострельностью. Вот только так реальный бой между танками не происходит. Больше того, к 1944 году постепенно тактика применения советских тяжелых танков стала меняться. Вместо использования тяжелых танков как тарана их всё чаще стали применять как средство усиления.

Спустя месяц после прекращения выпуска Д-25Т с поршневым затвором на ЧКЗ прекратили выпускать Т-34

Спустя месяц после прекращения выпуска Д-25Т с поршневым затвором на ЧКЗ прекратили выпускать Т-34

Естественно, наличие поршневого затвора было совсем не преимуществом. Открывать такой затвор оказалось неудобно, на испытаниях средняя скорострельность составляла всего 1-1,5 выстрела в минуту. С другой стороны, орудие показало себя очень точным. На испытаниях в феврале 1944 года при стрельбе с дистанции 1000 метров 7 выстрелов вписалось в окружность диаметром 1 метр. Так что торопили завод №9 с клиновым затвором совсем не зря.

К вопросу о точности Д-25Т

К вопросу о точности Д-25Т

Структурно использование ИС-2 ничем не отличалось от ИС-85. Они шли на формирование гвардейских танковых полков прорыва, с февраля 1944 года переименованных в гвардейские тяжелые танковые полки прорыва. Комплектовались они по штату № 010/460: согласно ему, полк получал 21 танк (командирский и 4 роты по 5 танков в каждой), бронемашину БА-64 и 3 бронетранспортера Universal Carrier. В дальнейшем штаты уже не менялись, выбранная концепция была признана оптимальной.

Всего танков с первым вариантом орудия выпустили 101 штуку

Всего танков с первым вариантом орудия выпустили 101 штуку

Первым ИС-2 получил 29-й гвардейский тяжелый танковый полк, случилось это 30 января 1944 года. Дебют новых машин состоялся 10 марта 1944 года, в ходе боя было уничтожено 10 Pz.Kpfw.IV, полк потерь в матчасти и людях не понес. В последующих боях за село Редвинцы полк потерял 5 танков сожженными, 1 подбитым (позже взорван экипажем), еще 2 танка завязли в реке Бужок и подорваны экипажами. Потери противника составили 6 танков. В целом для дебюта не так плохо, особенно если сравнивать с ИС-85.

К лету 1944 года ИС-2 с Д-25Т, имеющими "немецкий" дульный тормоз, встречались нечасто

К лету 1944 года ИС-2 с Д-25Т, имеющими «немецкий» дульный тормоз, встречались нечасто

Поскольку ИС-2 с орудиями, имевшими поршневой затвор, оказалось немного, число получателей таких танков также было небольшим. Помимо 29-го Гв.ТТП., такие танки попали в состав 11-го, 14-го, а также частично 6-го, 71-го и 72-го Гв.ТТП. Эти полки частично имели уже и танки, имевшие орудия с клиновыми затворами. Определить орудия старой конструкции можно только по дульному тормозу.

Тяжелые танки ИС-2 идут вдоль Площади Независимости, Минск, 1 мая 1948 года

Тяжелые танки ИС-2 идут вдоль Площади Независимости, Минск, 1 мая 1948 года

В случае с 11-м Гв.ТТП. «классика» с чистым полем получилась совсем не такой, как ее рисуют. Дело в том, что этот полк поучаствовал в побоище под Тернополем. В бой он вступил 15 апреля 1944 года. 16 апреля началась немецкая контратака на Тернополь, и тут их как раз и встретили ИС-2. Танки стояли в засаде, противник начал отхватывать от их огня с дистанции 1,5 километра. Особенно отличился гв. старший лейтенант Макогонов, чей танк уничтожил 5 вражеских машин. Всего же за 16 апреля, согласно нашим данным, немцы недосчитались 29 танков. 17 числа было уничтожено еще 7 танков. 11-й ГвТТП недосчитался 7 танков, из них 3 сгорело, 4 подбито.

ИС-2 выпуска декабря 1943 года (серийный номер ИС122-31221) в военно-техническом музее Лешаны. Пушка заменена на Д-25Т с клиновым затвором

ИС-2 выпуска декабря 1943 года (серийный номер ИС122-31221) в военно-техническом музее Лешаны. Пушка заменена на Д-25Т с клиновым затвором

Эпизод под Тернополем можно считать закатом золотых дней немецкого «зверинца». Дальше число ИС-2 на фронте стало резко расти. Что же касается ранних ИС-2, то они воевали довольно долго, причем часть из них дожила до наших дней. Правда, уже с другими орудиями. В ходе капитального ремонта на них устанавливались Д-25 с клиновым затвором. Те, что не получили их во время войны, перевооружили уже в послевоенный период.

Список источников

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАЭ
      3. РАГСПИ
      4. РГАКФД
      5. Память Народа

источник: https://dzen.ru/a/ZfoozVLCT0mFwM5j

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account