Юрий Пашолок. Идейный прародитель советских плавающих танков
Рассказ о Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank, первом серийном плавающем танке и одном из экспонатов Технического центра парка «Патриот»
В 20-е годы XX столетия танкостроение развивалось бурными темпами. Даже тот факт, что финансирование военных заказов резко снизилось, не останавливал процесс эволюции. Разве что развитие шло, прежде всего, по линии легких танков. Особенно это касалось англичан, которые умудрились создать несколько классов легких танков. При этом некоторые из английских танков, которые появились на рубеже 20-х и 30-х годов, больше повлияли на зарубежное танкостроение. Связано это оказалось с тем, что английская армия новинки не распробовала, в отличие от армий других стран. Так случилось с легким танком сопровождения и разведывательным танком-амфибией.
В этом году исполнилось 85 лет созданию музея при Научно-исследовательском АБТ Полигоне АБТУ РККА. С этой даты ведет свою родословную музей, который ныне является Техническим центром парка «Патриот». Из его исходных экспонатов до наших дней дожило две машины. Это танк Mark V, а также разведывательный танк-амфибия Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank. Последний является единственным сохранившимся танком данного типа. Он не нашел признания у себя на родине, но умудрился повоевать, а также стать прообразом советских танков-амфибий.
Первые опыты по созданию плавающих танков провели французы в 1919 году. Правда, у них дальше экспериментов дело не дошло. Следующим стал Джон Уолтер Кристи, создавший целое семейство боевых машин, которые были скорее не танками, а САУ. Зато они довольно неплохо плавали. Военные, впрочем, проявили ограниченный интерес, поэтому и тема танков-амфибий Кристи заглохла. Далее эстафету подхватили англичане. Они хотели сделать плавающий средний танк, который не зависел бы от мостового парка. Получилось так себе, хотя данная идея культивировалась аж до первой половины 30-х годов в других странах.
Работоспособную концепцию танка-амфибии придумали Джон Карден и Вивиан Лойд. С 1928 года они стали главными конструкторами Vickers-Armstrongs по танкостроению. Их Carden-Loyd Tractors Ltd оказалась интегрирована в структуру Vickers. Вроде бы машина называется Vickers-Carden-Loyd, а на самом деле выпущена она силами Vickers. Союз оказался успешным: Карден и Лойд, а также сотрудники их фирмы, получили доступ к финансовым возможностям промышленного гиганта, а тот, в свою очередь, заполучил свежую кровь. Результат не заставил себя долго ждать. Союз Vickers-Carden-Loyd (позже просто Vickers) стал самым успешным на экспортном рынке в межвоенный период.
Первым успехом Vickers-Carden-Loyd стали легкие танки сопровождения Vickers Mk.E и танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Карден и Лойд, между тем, прекрасно видели, что к танкеткам предъявляются завышенные требования. Вместо подвижной дешевой пулеметной точки всё чаще требовали совсем иные функции. Поэтому далее на свет появился A4E1, он же Carden-Loyd Mk.VII. Формально танкетка, на самом деле уже легкий танк, с мощным мотором, высокой скоростью передвижения и башней. В 1930 году появился Light Tank A4E2, он же Light Tank Mk.I. Это уже был полноценный легкий танк, который одновременно являлся платформой для разных спецмашин. В отличие от Vickers Mk.E, быстроходный дешевый танк-разведчик пришелся ко двору английским военным.
Следующим шагом стало появление в 1931 году плавающего танка-разведчика A4E11, он же Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank. Принципиальным отличием от более ранних танков-амфибий было назначение машины. По подвижности и задачам она оказалась близка к легким бронемашинам. Плавучесть была не выдающейся, но и задача была иной. Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank должен был уметь пересекать озера и речки, на большее и на рассчитывалось.
Во многом именно ограниченная мореходность стала причиной, почему английская армия не заинтересовалась танком. Было построено два опытных образца — A4E11 и A4E12, имевшие небольшие отличия друг от друга. В результате началась разработка нового танка — A4E3, он же Tank, Light Amphibious L1E3. Впрочем, ничего путного из этого не вышло. Зато Vickers получила возможность продавать Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank (в документах Vickers-Carden-Loyd Amphibious Tank) за рубеж.
Два танка приобрели Нидерланды для нужд KNIL (Koninklijk Nederlands Indisch Leger, Королевская голландская ост-индская армия), еще один закупили японцы. Подобно англичанам, у них от покупки остались смешанные чувства. По той же причине от покупки отказались поляки, решив делать свой танк-разведчик самостоятельно.
Больше всего (32 танка) купил Китай. И вот там танком-разведчиком остались довольны. Разница оказалась в том, что шустрые танки-разведчики носились по рисовым полям, где остальная техника застревала. Надо сказать, что такая специфика была не только в Китае. Достаточно вспомнить Вьетнам, где одним из наиболее использовавшихся танков был ПТ-76.
Заинтересовались танком-амфибией и в Советском Союзе. Как раз в то время шла постановка на производство Vickers Mk.E и Carden-Loyd Mk.VI. Также у нас были планы по организации производства 3-тонных гусеничных тракторов Vickers-Carden-Loyd. В 1931 году их купили 15 штук, после переделки под мотор «Геркулес» (Hercules-WXB, ставился на грузовик АМО-2) их планировалось производить под обозначением «Комсомолец». Хитрость в том, что шасси и агрегаты танка повторяли VCL M1931. Поэтому, параллельно с закупкой танков-амфибий появилась задача создать свой аналог, по фотографиям, а также с оглядкой на трактор.
Всего через Arcos Ltd (All Russian Cooperative Society Limited) в 1932 году закупили 8 танков, с серийными номерами VAE.332-336 и VAE.470-471. Поставки по договору TD.908 шли в период с 21 июня по 22 октября 1932 года. К тому моменту уже был построен и испытан советский аналог танка, Т-33. При общей схожести советский танк был более удачный, впрочем, у него имелись и недостатки. Основная их масса имела к прародителю прямое отношение. В любом случае, концепция плавающего танка Vickers-Carden-Loyd имела к советским плавающим танкам-разведчикам самое прямое отношение.
Надо сказать, что и в Советском Союзе испытания английского танка-разведчика оказались неоднозначными. Во-первых, форма корпуса была такова, что при движении по воде танк задирал нос. Это было нужно для того, чтобы не заливалась носовая часть машины, но действовала такая система скорее во вред. Во-вторых, вынесенный назад гребной винт в кольцевом кожухе задевал за грунт при движении по пересеченной местности. К слову, на Т-33 от такой системы отказались, что привело к положительным результатам. Одним словом, машина интересная, но в текущем виде имевшая ряд недостатков.
В дальнейшем танки разошлись как по заводам, так и по учебным частям. В 1938 году их числилось 4 штуки. Согласно Постановлению №180 КО СНК СССР от 1 августа 1938 года, 2 танка передавались в Музей боевых машин. Из них по состоянию на 1 апреля 1941 года сохранился танк с серийным номером VAE.334. Он был не на ходу, но по виду технически исправным. Осенью 1941 года танк эвакуировали на КУКС под Казань, вместе с НИБТ Полигоном. Позже машина вернулась в Кубинку. Ныне это один из двух изначальных экспонатов музея, доживших до наших дней, и единственным, который находится на старой территории.
В своё время танк не раз красили под «китайца», то есть в экспортный камуфляж. Правда, выглядел он страшновато. В 2007 году автор материала занимался данной машиной. Никакого камуфляжа, естественно, не было найдено, зато нашлись его старые маркировки. Их мы нанесли после перекраски, в таком виде танк находится и сейчас. Правда, нынешний базовый цвет странный, но тут уже какая зеленая краска была у тех, кто красил. Каждая бочка — сюрприз.
Следует отметить, что Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank всё же несколько отличается от большинства легких танков Кардена и Лойда. Подобно 3-тонному трактору, у него всего лишь 4 катка, причем задний опорный каток выполняет роль ленивца. Забавный факт: такая же система была у трактора, который купили немцы через подставную фирму. Потом эта же система, вместе с подвеской, перекочевали на Pz.Kpfw.I. При этом в Советском Союзе довольно быстро перешли на собственную подвеску и отдельный ленивец.
У английского танка весьма характерный корпус. Как уже говорилось выше, его форма была такова, что при движении по водной поверхности носовая часть задиралась вверх. Сделано это было для того, чтобы не заливало рубку механика-водителя. В результате задняя часть корпуса частично оказывалась под водой, поэтому воздуховоды системы охлаждения сделали выступающими вверх. Похожим образом задирался нос и у Т-33, но на Т-37А уже обошлись без подобных извращений. Всего лишь поставили волноотбойник.
Одной из особенностей корпуса Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank было то, что панели крыши крепились на болтах. Связано это с тем, что просто так демонтировать двигатель не получится. Он находится справа от механика-водителя, поэтому надо сначала открутить болты задней части крыши. Спереди прикручивается секция крыши, под которой находится трансмиссия. Поэтому ее можно демонтировать, не снимая остальную крышу. В чем-то похожая система была реализована и на наших танках.
Надо сказать, что отечественные потомки английского танка-амфибии явно были слабее его в плане силовой установки. На Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank стоял рядный 6-цилиндровый двигатель Medows EST объемом 4,5 литра и мощностью 90 лошадиных сил. При боевой массе 2,9 тонн с удельной мощностью у английского танка всё было отлично. Разгонялся он до 48 км/ч по суше и до 6 км/ч по воде. Броневая защита (9 мм в лобовой части и 7 мм по бортам) защищала от ружейного огня на дистанции в несколько сотен метров. Не впечатляет, но у броневиков броня была примерно такой же.
Довольно спорным решением стало водоходное оборудование. Гребной винт в кольцевом кожухе (одновременно он был и рулем) довольно сильно выдавался назад, что приводило к ударам о грунт. Особенно это было критично в виду характерного положения корпуса во время движения по воде. Авторы танка про это были в курсе. Для защиты имелась специальная рессора, которая принимала на себя удары. Но в целом вынесенный назад гребной винт оказался сомнительной затеей.
Спорным оказалось и тандемное размещение экипажа. Механик-водитель имел смотровую рубку, которая могла открываться вбок. Заливалась эта рубка довольно легко, поэтому и появился A4E12, у которого конструкцию рубки изменили. Но получилось еще хуже, поэтому серийный Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank имел исходную рубку-люк. В принципе, внутри мехвод чувствовал себя неплохо, при открытом люке-рубке обзорность вполне приличная.
Что же касается башни, то тут вообще никаких сюрпризов. Она частично перекликается с пулеметными башнями Vickers Mk.E. Правда, силуэт тут пониже, а это ухудшило ситуацию с обзорностью. Конечно, впереди есть смотровой лючок, но вперед обзор так себе. На этом фоне башня Т-33 выглядела более удачно, а уж про Т-37А и говорить не приходится. Там смотровые приборы явно лучше, а их еще и больше.
По существу, Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank был скорее полуфабрикатом. То, что английские военные танк забраковали, вполне справедливо. Но они совершили ошибку, захотев танк с более высокими мореходными качествами. В командовании Красной Армии оказались более разумные люди, поэтому в СССР были массовые танки-разведчики. Не такие быстрые, как англичанин, но более разумные по конструкции. В любом случае, VCL M1931 Amphibious Tank оказался первопроходцем. В этом смысл первый блин был не очень чтобы комом.
источник: https://dzen.ru/a/ZRyHQ_Q6zW-REhjk