Юрий Пашолок. «…и тут что-то пошло не так»
Относительно американской бронетанковой школы сложилось несколько ошибочное мнение, что она развивалась достаточно спокойно и логично. Отчасти-то оно так и есть, тем более что, с определенного момента, разработка шла централизованно, силами профильных организаций, имеющих прямое отношение к Департаменту Вооружений. Посему такие компоненты, как ходовая часть, общая компоновка и так далее, развивались логично и понятно. Это, впрочем, не уберегло американцев от целого ряда потрясений и былинных отказов, которые и привели к ситуации конца войны. Это когда вроде бы и на третьем месте в гонке танкостроительных школ, а на деле кризис похлеще, чем у немцев.
На практике проблемы у американцев начались еще в 1942 году. Бытует мнение, что, мол, у каждой танкостроительной школы свой путь, и грабли, на которые наступают, сугубо индивидуальные. На самом деле это не совсем так. Если внимательно посмотреть, что внезапно выяснится — грабли часто одни и те же, другой вопрос, с какой силой на них наступают, и какой будет результат. Именно это можно было наблюдать в случае с развитием легких танков, которое внезапно приводило к созданию машины, близкой по габаритам и массе к средним. Такой прыжок на грабли был и у советской танкостроительной школы, правда, он известен менее всего. К началу 1944 года появился проект танка, часто именующийся ЛТТБ, хотя названия он, похоже, вообще не удостоился. С боевой массой под 25 тонн, с хотелками в виде 85-мм пушки и так далее. Даже разрабатывать дальше не стали, хотя потом не раз пытались вытащить бренное тело. Причем с каждым разом хотелки только росли. Немцы выступили раньше — у них получилась машина, более известная как Gefechtsaufklärer Leopard. Так вот, там боевая масса была 26 тонн, причем ТТХ получили явно скромнее ЛТТБ. Вроде как построили шасси, но фото как-то не встречается (но оно явно было).
Так вот, прыжок американцев на те же грабли получился куда больше и громче. Там что-то подобное не просто построили, так еще и приняли на вооружение, и даже начали выпускать. Называлось оно Medium Tank M7, причем средним стало исключительно по массе.
Вообще-то изначальный легкий танк, известный как Light Tank T7, был вполне себе удачной идеей. Переработанная ходовая часть с измененной подвеской, боевая масса предполагалась в районе 12,7 метрических тонн, а корпус и башня делались с массовым применением литья. Только сразу забыли простой факт: при литье обычно масса получается выше запланированной, причем результат нередко удивляет, неприятно, весьма сильно. Вот и первый опытный образец Light Tank T7 превысил даже уточненную массу в 14,5 метрических тонн. Машина была вполне перспективной, особенно интересно выглядела идея с выезжающими на «рельсах» моторе и трансмиссионном блоке. Эту идею далее использовали на GMC M18, да и в целом танк стал носителем технологий, одно сдвоенное управление чего стоит. Вот только ему явно не повезло. Ибо американские военные оказались людьми увлекающимися. Второй опытный образец, который получил обозначение Light Tank T7E2 и выкатился на испытания в мае 1942 года, стал еще тяжелее. Боевая масса достигла уже 23,5 метрических тонн, еще не Gefechtsaufklärer Leopard, но близко. И ведь никто не нажал стоп-кран.
Эксперименты продолжались, так что переименование в средний танк было лишь лишь вопросом времени. Тем более что и по габаритам машина не сильно отличалась от средних танков. Машина выглядела весьма перспективно, особенно с точки зрения подвижности, оставалось только воткнуть пушку побольше. В результате появился вариант с 75-мм орудием M3. Ну а поскольку боевая масса танка достигла 24,5 тонн, 6 августа 1942 года Комитет по Вооружениям стандартизировал Light Tank T7E5 как Medium Tank M7. При этом, впрочем, было принято разумное решение, что для выпуска танка требуется иной подрядчик. Мало ли… Таковым оказалась автомобилестроительная компания International Harvester из Чикаго. Она занималась грузовиками, а как раз в 1942 году было решено выпускать на ее мощностях полугусеничные БТР M5/M9. Причем для нужд союзников. И тут прилетело счастье в виде Medium Tank M7. Посему полугусов за 1942 го выпустили всего полторы сотни. Завод начали усиленно перепиливать под выпуск новых танков.
Увы, сколько точно должны были выпустить этих танков, не в курсе, но в Чикаго заводская линия уже осенью 1942 года была забита «заготовками». Ну а первые три танка сдали уже 5 октября 1942 года. Их немедленно направили на испытания, и вот тут выявилось то самое «счастье» с литыми деталями. В условиях реального производства машина сразу потяжелела минимум на полторы тонны, сравнявшись по данному показателю с Gefechtsaufklärer Leopard. Естественно, скорость тут же упала, при этом существенной разницы с наиболее мощными версиями Medium Tank M4 уже не имелось. Зато имелась ситуация, когда танк уже дальше развиваться не сможет. Поэтому в Чикаго окончательно сдали всего 13 танков, причем официально приняли и того меньше — 3 машины в 1942 и 4 в 1943. Остальной задел ушел в мартен. И это было только начало серии неудач, которые постигли американское танкостроение во второй половине войны. Впрочем, из истории сделали правильные выводы, так что в 1944 году начался серийный выпуск Light Tank M24, не такого защищенного, но зато куда более удачного легкого танка.
Кстати говоря, International Harvester всё же состоялась на ниве танкостроения. Но в другой области. Здесь провели модернизацию 220 Light Tank M3A3, а также модернизацию 737 Medium Tank M4A1. хотя на фоне более чем 13,5 тысяч выпущенных полугусов это такие мелочи.
Статья по Medium Tank M7:
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/13012653.html