Юрий Пашолок. Хитрости с баками самого массового советского предвоенного броневика
Работы по топливным бакам бронеавтомобиля БА-10 в Музее отечественной военной истории
Реставрация военной техники — дело непростое, а зачастую еще и долгое. Особенно при условии, что делается не только экстерьер, но и интерьер. Собственно говоря, и по внешнему виду хватает проблем, а если залезать сильно внутрь машин, там и вовсе начинается страна чудес. Особенно при условии, что о прототипе имеется совсем мало материалов. В результате процесс реставрации может растянуться на несколько лет.
Одной из новинок Музея отечественной военной истории в 2020 году стал пушечный бронеавтомобиль БА-10. Это не только самый массовый отечественный броневик довоенного периода, но и большая головная боль с точки зрения реставрации. По сравнению с БА-6 и БА-3М, информации по нему меньше, а единственный комплектный броневик изначально находился в Пароле, Финляндия. Поэтому далее шли доводочные работы, которые продолжаются и сейчас. Сегодня стоит поговорить о одном из элементов БА-10, который вызывал ряд проблем. Речь идет про топливные баки раннего типа, которые в оригинальном виде не сохранились ни на одной бронемашине данной модели.
По поводу топливных баков БА-10 есть «каноничная» версия их эволюции. Отчасти она верная, отчасти нет. Итак, изначально БА-10 получил баки, которые находились в отделении управления. Конструкция оказалась неудачной, поскольку при попадании вражеских снарядов и пуль содержимое баков выливалось на механика-водителя и стрелка-радиста. Поэтому появился бронеавтомобиль БА-10М, с топливными баками, вынесенными наружу. Согласно каноничной версии, появился БА-10М в конце 1939 года. Именно эта версия была самой массовым пушечным броневиком Красной Армии.
История интересная, но с массой нюансов. Во-первых, ни один из авторов данной теории не видел, как выглядели топливные баки БА-10. Во-вторых, говоря о неудачности идеи, почему-то забывается, как обстояли дела с топливными баками отечественных бронемашин до того. А было это, как минимум, не лучше. На БА-6, прямом предшественнике БА-10, баков было два. Основной, на 44 литра, был таким же, как у ГАЗ-ААА. Дополнительный, на 24 литра, находился за головой механика-водителя. Так что бензиновый дождь был вполне рядовым явлением и на БА-3/БА-6.
Сам по себе бак (точнее, два бака по 42 литра каждый) сверху появился не от хорошей жизни. Дело в том, что топливо поступало в мотор самотеком. Поэтому у БА-3/БА-6 и имелся дополнительный бак, если машина стоит под наклоном, топливо всё равно могло поступать. Для передвижения по пересеченной местности очень актуальная вещь. Так что два бака, которые будут работать даже если машина штурмует крутой подъем — это вполне логичная вещь.
То, что данная система тоже порочная, прекрасно понимали и на Ижорском заводе. Но иных вариантов решить проблему на тот момент не имелось. Лишь ближе к концу 1938 года появилась возможность решить проблему баков в салоне. На ГАЗ разработали шасси ГАЗ-32, которое получило, наконец, топливный насос. Именно это решение, а никакое не боевое применение БА-10, стало главной причиной переноса топливных баков.
На ходовые испытания опытный образец модернизированного броневика, получивший обозначение БА-10А, вышел в январе 1939 года. До боев на Халхин-Голе, где состоялся боевой дебют БА-10, еще полгода. Само шасси ГАЗ-32 испытывалось на Ижорском заводе еще в ноябре 1938 года. На бронемашине появилось 4 бака ёмкостью 28 литров каждый, вынесенных на задние крылья. Помимо размещения снаружи, баки получили защиту из резины толщиной 10-11 мм. На БА-10А, чей выпуск начался в конце 1939 года, хватало и других изменений.
Не совсем понятно, как именовать модернизированные бронемашины. Ибо индекс БА-10А, который часто приписывают исходным БА-10, несли бронемашины 1941 года выпуска. А вот «исходный» БА-10 в документах безо всяких букв «А». Одновременно использовался и индекс БА-10М (в технических условиях на 1940 год, например). А еще часть ранее выпущенных БА-10 точно прошли модернизацию. Уже упомянутый БА-10 из Паролы получил вынесенные наружу топливные баки, но у него сохранились и горловины от топливных баков раннего типа. Такую же конфигурацию имеет БА-10 из коллекции клуба «Капонир», который можно видеть на выставке «Моторы Войны».
Поскольку никакой информации по поводу того, как выглядели баки БА-10, не имелось, на броневике для Музея отечественной военной истории их сделали условными. То есть работают, и слава богу. В музее существует такое понятие, как этапы реставрации. Первый этап иногда означает, что машина сформировалась в виде экспоната. Те же МС-1 (Т-18) и Renault FT пока без моторов, а Renault FT пока и без интерьера. Ездящая машина, в данном смысле — это второй этап. С проработанным интерьером — третий этап. Ну а дальше начинаются мелочи. У БА-10 такой мелочью стали топливные баки.
От музея бронемашину вел (и ведет) Вадим Антонов, человек дотошный по мелочам. В Пароле мы местный броневик излазили, Вадим даже его снизу проползал. Это не считая большого объема архивной работы. Так вот, кто ищет, тот всегда найдет. По результатам архивного поиска обнаружился ответ по испытаниям броневика обстрелом, где, о чудо, нашелся тот самый искомый бак. Не чертеж, но хотя бы снимки с разных сторон.
Ура? Да, но не совсем. То, что нашлись фотографии бака, при чем с разных сторон — это хорошая новость. Плохая новость — это как данный бак выглядел. Дело в том, что баки должны были обеспечивать проход из отделения управления в боевое отделение. Плюс на Ижорском заводе всё же хотели минимизировать силуэт бака. В результате получился кошмар технолога.
И не только технолога. В музейной мастерской на чудо инженерной мысли также посмотрели с некоторыми сомнениями. Бак требовалось делать из гнутых деталей, которые сваривались и спаивались между собой, а местами еще и приклепывались. Не говоря о наличие горловин, как заливных, так и сливных. Одним словом, все радости сразу.
Эпопея с баками длилась не один месяц. Сколько точно, не скажу, первый полуфабрикат бака увидел в марте этого года. Конечно, занимались ими не постоянно, но нервов они точно потрепали. Как говорится, дорогу осилит идущий. В итоге баки заняли своё законное место. Случилось это совсем недавно — в начале июня.
Стоило ли оно того? Тут никаких сомнений нет. Тем более что нынешняя концепция экспозиции в Танковом корпусе музея предполагает размещение бронемашин в проходе между танками. При этому двери у броневиков открыты, так что посетители могут увидеть интерьер бронемашин. Баки, в данном случае, видны прекрасно, они размещаются аккурат за сиденьями отделения управления.
В заключение следует отметить, что такие доводочные работы являются вполне рядовым событием для музея. Сама по себе концепция Музея отечественной военной истории заключается в дотошном подходе к матчасти. Недостатков у ряда экспонатов хватает, в музее об этом в курсе. Так что идет постоянная работа по устранению данных недостатков, даже у тех танков или бронемашин, которые в музее находятся давно.
Автор благодарит Вадима Антонова (г. Москва) за помощь в подготовке данного материала.
источник: https://dzen.ru/a/ZJNzV5PgQgYzeNT5