Юрий Пашолок. Гусеничная альтернатива шведскому танку-агрессору
Landsverk 10, он же Strv m/31, первый шведский танк собственной разработки, выпущенный условной серией
2 декабря 1930 года из Стокгольма в Германию направилась комиссия KAAD (Kungliga Arméförvaltningens Artilleridepartement, Департамент артиллерии королевской армии) в составе капитана Йёста Братта и капитана Нильса аф Силлена. Их главной целью стал Штутгарт, точнее, находящийся к западу от него Эслинген. Там находилась Maschinenfabrik Eßlingen AG, небольшая компания, входившая в состав объединения GHH (Gutehoffnungshütte, Aktienverein für Bergbau und Hüttenbetrieb). Причина визита в пригород Штутгарта была прозаичной. Дело в том, что шведские военные искали альтернативу для танка нового поколения. Поначалу они ждали сменщика Strv m/21 от AB Morgårdshammar и австрийского конструктора Фрица Хейгля. Но к концу 1930 года дальше бумаги что-то дело не продвинулось, а сам Хейгль был смертельно болен (он умер 11 декабря 1930 года, вместе с ним умерла и надежда на танк от AB Morgårdshammar). С другой стороны, в Швеции имелось еще две компании, которые также могли претендовать на роль танкостроителей. Это AB Bofors и AB Landsverk, причем обе находились под контролем немцев. В случае с Bofors за ней скрывался концерн Krupp, а вот за AB Landsverk скрывалось то самое GHH. Под контроль объединения предприятие из Ландскроны попало в 1925 году. Так вот, GHH решило использовать новое приобретение как своеобразный полигон, где обкатывались различные решения военного характера. Случилось это в конце 20-х годов. Никому же не надо знать, что под обозначением Landsverk L-5 скрывался колесно-гусеничный танк Räder-Raupen Kampfwagen m/28, которого официально быть не должно. Официально этот танк находился вне основной немецкой танковой программы, что не помешало «Танку Г.Х.Х.», так он назывался в советской переписке, уже в 1929 году оказаться под Казанью. Всего же на ТЕКО оказалось четыре таких танка, из них один с модернизированным шасси и более мощным мотором NAG 14/70 PS Typ D7.
Не раз бывал на ТЕКО (Технические Курсы Осоавиахима, в немецких документах он именовался полигон kama) и Отто Меркер, создатель Räder-Raupen Kampfwagen m/28. Он был прекрасно осведомлен о проблемах, которые преследовали танк. Машина получилась перегруженной, а идея с быстро опускаемом колесном ходом обернулась рядом нюансов. Во-первых, усложнилась конструкция шасси в целом, во-вторых, его пришлось делать более узким, нежели чисто гусеничный танк. На это еще и наложилось компоновочное решение с мотором впереди и двумя постами управления. В результате Räder-Raupen Kampfwagen m/28 получился сложным и плохо управляемым на гусеничном ходу. После посещения ТЕКО Меркер оценил перспективы танка, поэтому в ноябре 1930 года был подготовлен проект, получивший обозначение Landsverk L-6. Его, наряду с демонстрацией модернизированного шасси Räder-Raupen Kampfwagen m/28, и показывали 4-6 декабря 1930 года комиссии из KAAD. Более интересно другое. Помимо колесно-гусеничного проекта, Меркер подготовил и чисто гусеничный вариант. Видимо, уже тогда он решил подстраховаться. Как и L-6, чисто гусеничный вариант, данный танк получил более мощный мотор ( 12-цилиндровый Maybach DSO 8 объемом 7,98 литра и мощностью 150 лошадиных сил), а также совершенно новое шасси с размещением силовой установки в кормовой части. От заднего поста управления отказались полностью, а в отделении управления появился пулеметчик, на которого также возлагались функции радиста. Существенной разницей между этим танком и L-6 было то, что чисто гусеничная машина имела ширину колеи 1750 мм, на 450 мм больше, нежели чем у колесно-гусеничного танка. Примерно такая же колея (1790-1810 мм) была у Leichttraktor, да и колесная база (2600 мм против 2575-2680 мм) оказалась очень близка к танкам-конкурентам.
На этом фоне удивительно, что сами немецкие военные не обратили внимание на очевидный факт. Maschinenfabrik Eßlingen AG уже к тому моменту осознала, что лучше сделать классический танк с классической компоновкой. Но почему-то именно на данный вариант, разработанный под вывеской Landsverk, 6-й отдел Департамента Вооружений внимания не обратил. Там в 1930-32 годах отчаянно пытались довести Leichttraktor до кондиции, ну а от компании из Эслинегена немецкие военные ждали только колесно-гусеничный танк. А вот шведские военные поступили иначе. Leichttraktor Krupp, который им пытались впарить под вывеской Bofors, они отвергли сразу, по крайней мере его шасси. Зато проектом Landsverk (понятное дело, на самом деле это был проект Maschinenfabrik Eßlingen AG) заинтересовались. Было решено совместить лучшее от L-6 (шасси) и от Leichttraktor Krupp (башню с вооружением). При этом KAAD довольно быстро дал понять, что чисто гусеничное шасси их интересует гораздо больше. Посему и первым готов доработанный вариант гусеничного L-6, который известен как Landsverk 10 (он же Landsverk L-10). Еще более интересно то, что в отличие от колесно-гусеничного L-30 (он же Räder-Raupen Kampfwagen RR 160), немецкого обозначения чисто гусеничного танка не имелось.
Отсутствие внимание с немецкой стороны к Landsvderk L-10 сильно удивляет, поскольку проект, подготовленный к 30 июля 1931 года, однозначно выглядел интереснее «легких тракторов». Танк с боевой массой 9500 кг имел габариты шасси очень близкие по ширине к Leichttraktor. Правда, длина машина получилась больше (4800 мм против 4230-4300 мм), но колесная база оказалась примерно такая же. Зато Landsverk L-10 получался ниже «тракторов», а про удобство экипажа и говорить не приходилось. Большим мертвым пространством, присущим танкам с передним расположением мотора, здесь и не пахло. У механика-водителя имелась вполне удобная смотровая башенка, обеспечивавшая вполне приличный обзор. Вполне сносные условия были у стрелка-радиста, в его распоряжении была установка с курсовым пулеметом ksp 6,5 mm m/14-29 (шведская версия Browning M1917 под патрон 6,5×55 мм). Похожую концепцию отделения управления на немецких наследниках Leichttraktor можно увидеть только к середине 30-х годов. Наверное 6-му отделу Департамента Вооружений уже не нравилась идея с кормовым расположением трансмиссии у танка Landsverk. Дело в том, что на «тракторах» часто спадали гусеничные ленты, посему в 1931 году и пришли к размещению трансмиссии впереди. Конечно, это еще было и желанием сократить корпус, но спадающие гусеничные ленты являлись одной из главных причин. Смех ситуации в том, что при переднем размещении ведущих колес риск спадания лент даже выше, то есть проблема была в конструкции «тракторов», а не компоновки. А еще одним интересным моментом было бронирование L-10. Если у Leichttraktor толщина брони составляла 14 мм по периметру, то у танка для шведской армии такая толщина была только на наклонных листах. А вот на вертикальных поверхностях, а также башне, броню усилили до 24 мм. Таким образом танк исходно был защищен от огня крупнокалиберных пулеметов.
С точки зрения боевого отделения прародитель вполне был очевиден. Фактически «голова» Lansdsverk L-10 представляла собой «локализацию» башни Rheinmetall для Leichttraktor, при этом в ее конструкцию внесли некоторые изменения. Во-первых, были увеличены габариты боковых люков, у Leichttraktor они оказались маловаты. Во-вторых, появился верхний люк, правда, изначально его размещение оказалось странным. Такое впечатление, что исходно его делали под трехместную башню (кто не в курсе, исходно башня Leichttraktor трехместная, но первые же тесты показали, что она слишком тесная), иначе не объяснить, почему люк сделали на в задней части крыши. В-третьих, провели «локализацию» вооружения. Вместо немецкого орудия появился его аналог от Bofors, а пулемет (немецкий заменили на ksp 6,5 mm m/14-29) перенесли с правой стороны орудийной установки влево. перископические смотровые приборы получили оба номера расчета башни, причем один из них, как на Leichttraktor, являлся прицелом. Наводчик, к слову, остался слева, то есть он был и заряжающим пулемета. Командир же остался только заряжающим орудия.
По сумме характеристик Landsverk (точнее, стоявшее за ней GHH) предложило один из лучших танков в своём классе. Да, скорость машины оценивалась в 35 км/ч, но вообще тогда это были вполне адекватные цифры. Собственно говоря, колесно-гусеничный L-30 выигрывал только в скорости, но при этом получался тяжелее и заметно уже. Посему не стоит удивляться вердикту KAAD. 16 октября 1931 года было решено закупить три образца L-10, общая стоимость машин составляла 343500 шведских крон. Откровенно говоря, дороговато: 114500 крон за танк — это немногим меньше 6,5 тысяч фунтов стерлингов. Для понимания, Vickers Mk.E стоил, даже в самом дорогом исполнении, чуть больше 4 тысяч фунтов, причем англичан можно было еще и уронить по ценнику. Тем не менее, на самом деле ценник выглядел вполне адекватно. Дело в том, что Vickers Mk.E — это легкий танк, а вот L-10 самой Landsverk позиционировался как танк среднего типа. Удивляться не стоит — тогда иные средние танки действительно находились в пределе 9-10 тонн боевой массы. А вот прямым аналогом Vickers Mk.E у Landsverk значился L-60, который тогда шведских военных не заинтересовал. Следует отметить, что L-10 предлагался с двумя вариантами силовой установки. Вторым был авиационный мотор Argus AS 10, развивавший мощность 160 л.с. при 1600 об/мин. Впрочем, этот двигатель быстро ушел в небытие, поскольку высокооборотистый D.S.O.8 лучше подходил для подобных целей.
Аналогично L-30, работы по выполнению контракта на L-10 затянулись. Во многом это было связано с тем, что Landsverk усиленно работала по целому направлению танков, в также бронемашин. Отто Меркер в 1932 году окончательно перебрался в Швецию, для него эта командировка продолжалась до 1937 года. Всё это время он являлся главным конструктором Landsverk. Времени он зря не терял: к 1933-34 году L-10 заметно изменился, причем во многом за счет тех метаморфоз, которые претерпевали более легкие танки Landsverk. Самое интересное, что при этом все эти машины так и оставались, по большей части, «бумажными». Приоритетом для G.H.H. оставались колесно-гусеничные танки, но к середине 30-х годов становилось всё очевиднее, что они теряют перспективу.
В финальной версии L-10 получил сильно другой корпус, чья длина выросла до 5,2 метров. Боевая масса выросла до 11 тонн, что, впрочем, всё равно было вполне нормой сточки зрения удельной мощности. В лобовом листе корпуса организовали люк механика-водителя, откровенно говоря, так себе решение. Довольно интересно была решена подвеска танка. Общая схема осталась прежней, но добавилась поперечная рессора, дополнительная пружина по центру (между тележками), а сами тележки соединили друг с другом. Кроме того, добавили по три малых опорных катка с каждого борта. Сделали это не от хорошей жизни, причем подвеску всё это усложнило. Немного изменилась и башня, в частности люк в крыше перенесли вправо. Также появилась радиостанция и поручневая антенна. Взяли ее у немцев, причем, аналогично Leichttraktor, антенну разместили на корпусе.
Аналогично L-30, данные танки построили в 1935 году. К тому моменту они именовались как Strv m/31, то есть танк обр.1931 года. По ряду причин дальнейшего заказа не последовало, тем не менее, танк оказался вполне приличным. В финальном варианте машина развивала максимальную скорость 40 км/ч, вполне достаточную для танков данного типа. На танке стояла планетарная коробка передач, для того времени передовое решение. Одним словом, вполне адекватный танк, правда, с одним нюансом. Естественно, конструкция машины менялась, но к 1935 году некоторые элементы несколько устарели. Особенно это касалось подвески.
Одной из причин, почему Strv m/31 дальше не стали заказывать, стало появление еще одной машины. Уже упомянутый Landsverk L-60, чисто экспортный легкий танк, в 1935 году стал откровенно более совершенным по конструкции. Собственно говоря, от исходного танка к тому моменту мало что осталось (отчасти башня и вооружение). Трансмиссия переехала вперед, а также появилась торсионная подвеска, разработанная Porsche K.G. Куда более удачной оказалась конструкция корпуса. На этом фоне Strv m/31 выглядел архаично. Шведские военные только начали присматриваться к L-60, на тот момент всё еще имевший статус экспортного танка. Но всё очевиднее становилось то, что машина более интересная. Посему новых средних танков закупать не стали.
Несмотря на такую ситуацию, это совсем не означало, что Strv m/31 не нужен шведской королевской армии. Отсутствие пути к крупной серии нисколько не мешало его использовать как учебную машину. Танки, получившие регистрационные номера 51-53, приписали к Готаландскому лейб-гвардейскому пехотному полку (Göta livgarde, I 2). На тот момент это была единственная шведская часть, вооруженная танками. С завидной периодичностью данные машины ездили в гости к другим пехотным полкам, принимая участие в военных маневрах.
В таком статусе Strv m/31 дожили до 1940 года. Надо сказать, что большой радости они экипажам не доставили. Для начала, подвеска получилась довольно сложной, в том числе и с точки зрения эксплуатации. Далее, передовая планетарная КПП получилась довольно капризной. Впрочем, до появления более совершенных танков, прежде всего Strv m/39 (версии Lasndsverk L-60 для шведской армии), иных вариантов у шведских военных всё равно не имелось.
Из трех машин до наших дней точно дожила одна — №51. Ныне она находится в запасниках танкового музея Arsenalen. Еще два танка отправили на остров Готланд, где их использовали как неподвижные огневые точки. Какова их судьба, неизвестна. Несмотря на не особо удачную судьбу, Strv m/31 всё равно оказались этапными машинами для шведского танкостроения. Это первые танки шведской (относительно шведской) разработки, принятые на вооружение и построенные в количестве более одного экземпляра. Кстати говоря, на этом работы по средним танкам не закончились. Отчасти преемником Landsverk L-10 стал Landsverk LAGO, превратившийся в Strv m/42.
Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации
Список источников:
-
-
- РГВА
- Архив Карла Бломстера
- http://www.ointres.se/strv_fm31_m31.htm
- https://digitaltmuseum.se
- Tigig svensk pansarutveckling, Christer Baadstöe, 3-2014, 4-2014
-