Юрий Пашолок. Гребущие по дну
История немецких «ныряющих» танков Tauchpanzer III
Большинство танкостроительных держав в межвоенные годы мало занималось танками-амфибиями. Даже англичане, поначалу достигшие больших успехов, не смогли воспользоваться разработками Vickers. В результате разведывательный танк-амфибия Tank A4E11 шел на экспорт, а его конструкция стала отправной точкой для создания советских плавающих танков. Следует отметить, что немцы поначалу отнеслись к вопросу плавающих танков весьма серьёзно. В проекте среднего танка Großtraktor, который предполагался основным для Рейхсвера, закладывалась возможность преодоления водных преград вплавь. Но испытания на полигоне ТЕКО под Казанью показали, что идея получилась так себе, да и сам Großtraktor, с точки зрения танка, оказался далек от идеала. В результате с начала 30-х годов плавающие танки немцы забросили. Они посчитали, что проще развивать средства преодоления водных преград путем создания специального инженерного оборудования, то есть развивая мостовой парк.
Во многом подобный подход оказался верным. Развитие мостового парка шло в ряде стран, включая и Советский Союз. Это, впрочем, не отменяло наличие в Красной Армии разведывательных танков-амфибий, которым весь этот мостовой парк был не нужен. Немцы же предполагали использование исключительно инженерного оборудования. В Польше и во Франции этого оборудования оказалось вполне достаточно. А вот дальше появилась водная преграда, которая никакому мостовому оборудованию было не по зубам. Называлась она Ла-Манш. Наличие такой водной преграды не раз помогало англичанам пересидеть опасность, и в этот раз она спасла английскую армию от катастрофы.
16 июля 1940 года начались приготовления к операции «Морской Лев», целью которой была высадка десанта на английский берег. Впрочем, приготовления к ней начались значительно раньше. Дело в том, что фактически к подобной миссии немецкая армия не была готова от слова совсем. Даже при условии, что немецкая авиация «посадила» бы королевские военно-воздушные силы, у немецкого флота попросту не имелось необходимого объема десантных средств. К тому же для поддержки десанта требовались специализированные боевые машины. Поскольку Гитлер, на фоне успехов во Франции, требовал быстрого решения вопросов, генерал-полковник Франц Гальдер, начальник Генерального штаба немецких сухопутных войск, решил, что называется, дуть на воду. В конце июня 1940 года уже было понятно, что Гитлер всё же склоняется к десантной операции, посему, не дожидаясь указаний сверху, Гальдер начал подготовительные действий.
К 1 июля 1940 года генерал-лейтенант Эмиль Лееб, начальник Управления вооружений сухопутных сил, инициировал работы по созданию специальных версий немецких средних танков. Для них срочно разрабатывалось оборудование для преодоления водных преград по дну. Предполагалось, что переоборудование коснется 90 Pz.Kpfw.III с орудиями калибра 37 мм, еще 10 танков того же типа с орудиями калибром 50 мм, переоборудовали 28 Pz.Kpfw.IV и 12 StuG III. Оборудование предполагало возможность идти на глубине до 7 метров (предполагалась, впрочем, и возможность увеличить максимальную глубину до 15 метров). По планам, в случае успеха все эти машины можно было переделать к 1 августа 1940 года. Использоваться они должны были с десантных барж, откуда съезжали в воду по аппарелям. Соотношение в пользу Pz.Kpfw.III объяснялось просто: несмотря на то, что этих машин еще было недостаточно много, именно они считались основой немецких танковых сил. Столь высокое количество танков также показывает всю серьёзность подготовки Управления вооружений сухопутных сил к подготовке операции, приказ о начале которой уже считался неминуемым.
Судя по всему, к подобным разработкам готовились заранее, поскольку дальнейшие действия выглядят чересчур быстрыми. Новые разработки обычно шли у немцев с долгой раскачкой, здесь же ситуация выглядела слишком стремительной. Уже 3 июля 1940 года последовала команда о начале подготовительных работ к обучению экипаже на базе Путлос, а 9 числа последовал отчет о первых испытаниях. Официально танки обозначались как UK (Underwassserkampffarhzeugen, то есть подводная боевая машина), но уже в переписке от 9 июля появился индекс, который намертво приклеился к подобным танкам. Именовали машина как Tauchpanzer, то есть ныряющий танк). По данным английской разведки, через которую позже информацию по Tauchpanzer получила и советская сторона, первые наработки по данной теме начались еще в 1939 году. Несмотря на ряд неточностей в английском докладе, некоторые данные оттуда были вполне бьющимися с реальными фактами. И англичане по датам разработки были скорее правы, так быстро немцы обычно не работали.
Рецепт изготовления Tauchpanzer был достаточно простым. Танку придавалась герметичность, воздухозаборники моторного отделения прикрывались специальными крышками. К сигнальному лючку на крыше башни крепился длинный гофрированный шланг диаметром 110 мм с поплавком на конце. Поскольку мотор теперь «дышал» через боевое отделение, снимали часть панелей моторной перегородки. Смотровой прибор механика-водителя, шаровая установка курсового пулемета, а также орудийная установка башни, закрывалась специальными чехлами, которые устанавливались на специальные крепления. Чехол ставился и на командирскую башенку, причем по периметру делались смотровые окошки, дабы командир мог руководить действиями механика-водителя. Также стоит отметить, что у чехла орудийной установки «носик» был отстреливаемый, то есть в случае необходимости танк мог вести огонь сразу после выхода на берег, или частично находясь в воде.
В качестве опытного экземпляра силами Alkett был переоборудован один из Pz.Kpfw.III Ausf.F. На испытаниях, которые проходили возле Вильгельмсхафена, машина уверенно спустилась по рампе на глубину 3 метра, в таком виде машина прошла 100 метров. Следующим этапом стало определение предельной глубины погружения. Как уже говорилось выше, изначально она должна была составлять 7,5 метров, но особо горячие головы хотели все 15 метров. Впрочем, при опускании танка краном на отметке 7,5 метров вода начала проникать в моторное отделение. Пожелания довести глубину погружения хотя бы до 10 метров оставались, но фактически надо было урезать осетра раза эдак в два. Тем не менее, даже возможность идти на глубине 5 метров являлась большим успехом. Это означало, что машины можно выгружать на глубине, безопасной для транспортов, а заодно это являлось достаточной глубиной для преодоления основной части рек.
О том, что история вокруг Tauchpanzer завертелась гораздо раньше 1-го июля 1940 года, говорит и то, когда именно Alkett получил заказ на переоборудование танков. Случилось это еще в июне 1940 года, причем речь шла о большем объеме — 200 танков. Из ник 148 были Pz.Kpfw.III Ausf.F и Ausf.G, плюс 4 командирских танков Pz.Bef.Wg.III Ausf.E. Сроком исполнения значился конец августа 1940 года. Стоимость переделки одного танка обходилась в 21364 рейхсмарки. Официальное указание об установке водоходного оборудования поступили от рейхсминистра вооружений и боеприпасов Фрица Тодта 21 июля 1940 года. К тому моменту на Alkett уже начались работы по переоборудованию, так что не стоит удивляться исполнению контракта в срок. Во второй половине августа все заказанные танки находились на базе в Путлосе. На практике танков с 50-мм пушками оказалось больше, поскольку уже началось их серийное производство.
Следует отметить, что Alkett работал и над другим проектом, также имевшим прямое отношение к Pz.Kpfw.III. Данная машина именовалась UT (Unterwasser-Tauchfahrzeug, то есть «подводная ныряющая машина»). Фактически речь шла о другом принципе достижения берега. Танку также обеспечивалась герметичность, но он получал два понтона, а к кормовой части крепились гребные винты. Чем-то это напоминало концепцию Großtraktor, но в несколько извращенном виде. На фоне UT концепция Großtraktor выглядела куда более здраво. Шутка ли, из воды торчала только командирская башенка, первая же волна, и эта штука заливалась бы водой.
Первая концепция UT была подготовлена Alkett в октябре 1940 года. Видимо, наверху увидели, что конструкция получилась, мягко говоря, слегка спорной. По этой причине, через год, появился полноценный вариант доработанного UT. На сей раз поплавки крепились не к башне, а к корпусу, причем они были надувными и в походном положении складывались. Впрочем, к концу 1941 года, когда был готов улучшенный UT, он был уже не актуален. Там не то, что операция «Морской Лев», а уже рад других операций прошли мимо. Впрочем, определенную помощь данный проект сыграл. То, что крепления понтонов повлияли на разработку бортовых экранов, вероятность совсем не нулевая.
Впрочем, Tauchpanzer тоже первое время оставался без дела. Добиться полного превосходства в небе над Англией немецким ВВС не удалось, а это ставило под угрозу уничтожения десантные средства. В результате подготовительные работы к операции «Морской Лев» закончились ничем. Вместе с тем, именно с точки зрения танков с водоходным оборудованием работы были проведены в полном объеме. К осени 1940 года сформировали 4 специальных батальона общей численностью 252 танка. То есть готовились к высадке вполне серьёзно, танкисты свою часть работы сделали. В ноябре 1940 года последовала команда «отбой», водоходное оборудование отправили в Магдебург. Это, кстати говоря, отразила в своём докладе английская разведка. По ее данным, выпускали водоходное оборудование «силами Майбах в Берлине и Магдебурге». Только в Магдебурге был склад, а Берлин — это Alkett, находившийся в районе Шпандау.
В дальнейшем батальоны прошли переформирование, оно совпало с началом подготовки к операции «Барбаросса». Теперь у «ныряющих танков» была другая, более приземленная задача. Им предстояло штурмовать реки, к чему они оказались вполне готовы. Было заказано 105 дополнительных Tauchpanzer — Pz.Kpfw.IV Ausf.E, Pz.Kpfw.III Ausf.H, а также 4 командирских Pz.Bef.Wg.Ausf.H. Весной 1941 года все танки, включая ранее выпущенные, получили измененное водоходное оборудование. Поскольку Ла-Манш штурмовать уже не требовалось, вместо поплавка поставили шноркель длиной 3,5 метра. Для преодоления рек его вполне хватало, да и конструкция получилась более надежной.
По состоянию на конец мая 1941 года главным местом, где находились Tauchpanzer III, была 18-я танковая дивизия (2 батальона). Также они находились, в тот же момент, на вооружении 3-го батальона 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии, 35-го танкового полка 4-й танковой дивизии и в 39-м танковом полку 17-й танковой дивизии. Между тем, имелись такие танки и в составе 7-го танкового полка 10-й танковой дивизии. Это подтверждается фактом захвата такого танка в июле 1941 года. Таким образом, танки с водоходным оборудованием оказались в составе 5 танковых дивизий.
Наиболее массовым применением Tauchpanzer III стало их использование в самый первый день войны — 22 июня 1941 года. В этом отношении наиболее интересным является отчет по Tauchpanzer, который был подготовлен на основе английских и советских данных. Согласно ему, танки 18-й ТД должны были в 3:55 пересечь по дну Буг, через 4 дня происходил прорыв по дну Березины, далее танки шли на Смоленск, через 4 дня по дну пересекался Днепр, а через 4 недели после начала наступления «плавунцы» торжественно финишировали в Москве. Всё это они делали в составе ударной группы Гудериана. То, что даже «Тур де Франс» был преодолен за 40 дней, разработчики операции как-то во внимание не принимали.
Поначалу всё было хорошо. В назначенное время танки пересекли Буг, за исключением одной машины, которая затонула в 14 метрах от берега. А вот дальше что-то пошло не так. Нет, до Березины танки дошли, и по дну шли неоднократно, и в Днепр заходили. Но выяснилось, что это не Франция, да и танк действовал не идеально. Местами Днепр оказался чересчур глубоким, да и комплект водоходного оборудования подходил для тепличных условий. Совершенно внезапно выяснилось, что от попадания вражеских пуль и снарядов резиновые кожухи рвутся, и через них проникает вода (кто бы мог подумать). А еще злые русские вели огонь из всех подручных средств.
По итогам всего происходящего лето 1941 года стало первым и последним случаем боевого применения Tauchpanzer III. Результат применения оказался неоднозначным. С одной стороны, в тепличных условиях водоходное оборудование вполне эффективно работало. С другой же стороны, его элементы, в боевых условиях, быстро приходили в негодность. По этой причине данные танки быстро превратились из «ныряющих» в обычные. Последние из них дожили до ноября 1941 года, в частности, машины 18-й ТД сражались под Тулой. Но никакого «дранг нах Москау» за 4 недели не получилось. Некоторое время немцы еще занимались водоходным оборудованием, но массово оно уже не применялось. А в июне 1944 года случилась обратка. Утром 6 июня 1944 года среди танков, высаживавшихся на пляжи Нормандии, оказалось и приличное количество Sherman DD. Конструкция Николауса (Миклоша) Штраусслера получилась куда проще, а главное более массовой. Не умерла и идея преодоления водных преград по дну, но эти разработки также были более разумными, нежели немецкие.
В заключение стоит заметить, что иногда история движется по спирали. В 1968 году Фриц Хакер запатентовал водоходное устройство, предназначенное для немецкого основного танка Leopard. Так вот, он изобрел велосипед, ибо получился тот же Unterwasser-Tauchfahrzeug, только 28 лет спустя. Учитывая тот факт, что подобные патенты обычно подавались по линии разработок для Бундесвера, похоже, что кто-то, как говорится, раскопал стюардессу. Впрочем, многие из этих проектов так и остались бумажными.
Список источников:
- Panzer Tracts No.3-4 Panzerbefehlswagen Ausf.D1, E, H, J und K, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010
- ЦАМО РФ
- Фотоархив автора
- Ebay
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/grebuscie-po-dnu-6012b55c1dce1b4b967dc4d5