Юрий Пашолок. Гоночная трешка на торсионах

14
Юрий Пашолок. Гоночная трешка на торсионах

Юрий Пашолок. Гоночная трешка на торсионах

История Pz.Kpfw.III Ausf.E (Z.W.38), первая версия немецкого среднего танка, получившая торсионную подвеску

Перезапущенная во второй половине 20-х годов программа немецкого танкостроения шла, как и в других странах, методом проб и ошибок. Ставка изначально шла на средний танк, первоначально носивший индекс A.W.20, позже, с целью конспирации, сменивший обозначение на Großtraktor. Впрочем, крайне сложная экономическая ситуация межвоенного периода и, прежде всего, здравый смысл подсказывали, что надо создавать и более легкие боевые машины. Так на свет появился Kleinetraktor, быстро сменивший обозначение на Leichttraktor. Исходная задумка явно предполагала что-то типа Renault FT, но с компоновкой, более близкой к LK-II. Не угадали ни с тем, ни с другим. Перегруз почти в 1,5 раза, экипаж 4 человека, а компоновка получилась не особо удачной. Помимо того, что оба варианта танка перегревались, так еще и сама по себе платформа с передним расположением силовой установки получилась никудышной. Болтало расчет башни, как во время легкого шторма. В результате к 1933 году Leichttraktor помер окончательно, а вместо него появился совершенно новый танк — Z.W. (Zugführerwagen, машина командира взвода).

Z.W.38, он же Pz.Kpfw.III Ausf.E. Эта машина предполагалась как основной немецкий танк

Z.W.38, он же Pz.Kpfw.III Ausf.E. Эта машина предполагалась как основной немецкий танк

Уже на стадии разработки, которая стартовала ближе к концу 1933 года, получалась занятная картина. Боевая масса машины задавалась в 10 тонн, что стремительно приближало танк к среднему классу. К середине 1934 года боевая масса достигла 12 тонн, и вот тут же всё становилось понятно. В то время планка в 12 тонн была стартовой для средних танков. Как стало понятно дальше, даже 12 тонн было не более чем благим пожеланием. Daimler-Benz, победившая в конкурсе на Z.W., создало танк, чья изначальная боевая масса составила 15 тонн. Перегруз привел к весьма печальным последствиям. Первые варианты Pz.Kpfw.III, так Z.W. стали именовать с 1936 года, выглядели скорее промежуточными решениями. Что свечная, что последовавшая за ней блокированная подвеска с листовыми рессорами, оказались неудачными идеями. При этом танк продолжал расти по массе. Так вместо одного среднего танка образовалось два. Причем Großtraktor превратился в B.W., он же Pz.Kpw.IV, танк поддержки. А Pz.Kpfw.III, несмотря на крайне неудачный дебют, продолжали тянуть дальше.

По состоянию на 1938 год, когда появился первый образец машины, она выглядела одним из лучших средних танков в мире

По состоянию на 1938 год, когда появился первый образец машины, она выглядела одним из лучших средних танков в мире

В марте 1936 года 6-й отдел Департамента Вооружений обрисовал свое видение современного среднего танка. По мнению структуры, заведовавшей разработкой танков, требовалось усилить броню до 40 мм. Боевая масса танка ограничивалась 18 тоннами, при этом машину хотели видеть более подвижной. Так родилась концепция Z.W.38, он же 4./Z.W. Serie, первого крупносерийного танка в семействе Pz.Kpfw.III. Новая концепция предполагала очень быстрый танк. Согласно расчетам, новая боевая машина должна была развивать скорость порядка 70 км/ч. Танк получал независимую подвеску, опорные катки увеличенного диаметра и 10-скоростную коробку передач. Заведовавший разработкой Z.W.38 Генрих Книпкамп реализовывал передовые решения, отработанные на полугусеничных тягачах. Оттуда изначально брались и траки с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами. Будущий Pz.Kpw.III Ausf.E мыслился как основная боевая машина немецкой армии, правда, желания и результаты совпадают не всегда.

Ходовая часть была полностью переделана. Правда, с опорными катками Книпкамп промахнулся. На высоких скоростях бандажи перегревались

Ходовая часть была полностью переделана. Правда, с опорными катками Книпкамп промахнулся. На высоких скоростях бандажи перегревались

По большому счету, Z.W.38 был совершенно новым танком, который унаследовал от своего предшественника общую конфигурацию корпуса и башни. При этом Daimler-Benz, основному разработчику шасси Z.W.38, помог бывший сотрудник и давний партнер — Фердинанд Порше. Основанная им Porsche KG занималась различными разработками, включая и торсионную подвеску. Торсионы можно увидеть на ряде машин, созданных Porsche, включая и шведский танк Landsverk L-60. Удачно отработанное техническое решение было решено поставить на Z.W.38. При этом конструкцию доработали. Вместо механических амортизаторов поставили гидравлические, оказавшиеся более эффективными. В дальнейшем Книпкамп, который подрезал у Порше это техническое решение, продвигал его на всех оставшихся машинах. Число опорных катков сократили до 6, увеличив их диаметр до 520 мм. Как показали дальнейшие события, маловато. Исходная идея Z.W. с 5 опорными катками на борт была лучше, особенно на высоких скоростях.

Схема подвески с использованием торсионов была очень здравой идеей

Схема подвески с использованием торсионов была очень здравой идеей

Вслед за ходовой частью изменился и корпус. Его длина существенно сократилась — более чем на полметра. При этом были убраны откровенные рудименты, снижающие защищенность машины, такие, как лючки в лобовой части корпуса. По большому счету, «ванну» создали с нуля, она не пересекалась с предшествующим Pz.Kpfw.III Ausf.D. Толщина брони шасси Z.W.38 составляла 30 мм по периметру, кроме кормовой части (ее толщину подняли до 20 мм). Такая толщина брони обеспечивала защиту от 20-мм автоматических пушек. Как не странно, в тот момент считалось, что именно подобные системы, по опыту Испании, являются самыми опасными. Причем в 1937-38 году так считали во многих странах. Существенно переработали и надмоторную плиту, которая от предшествующей конструкции унаследовала разве что общую концепцию. Наконец, в бортах корпуса появились эвакуационные люки. Неудобные, конечно, но за неимением ничего иного тоже хлеб.

Если мотор Maybach HL 120 TR стал явным плюсом, то коробка передач Maybach Variorex 328 145 стала одной из главных причина провала Z.W.38. Идея хорошая. исполение не очень

Если мотор Maybach HL 120 TR стал явным плюсом, то коробка передач Maybach Variorex 328 145 стала одной из главных причина провала Z.W.38. Идея хорошая. исполение не очень

Ничуть не меньшие изменения, чем с ходовой частью, произошли в случае с моторно-трансмиссионной группой. Для начала, в танк установили 12-литровый двигатель Maybach HL 120 TR. Он стал развитием предыдущего мотора, HL 108 TR. За счет увеличения объема эксплуатационная мощность выросла до 265 л.с. при 2600 об/мин. И если развитие мотора было эволюционным, с трансмиссией дела обстояли более радикально. По инициатив Книпкампа начались работы по 10-скоростной полуавтоматической коробке передач. Так на свет появилась Maybach Variorex 328 145. Компактная КПП (за счет этого удалось чуть сократить длину трансмиссионного отделения) находилась в одном блоке с механизмом поворота и главным фрикционом. Изначально на Z.W.38 ставился трёхрадиусный двухпоточный механизм поворота Cletrack. Теоретически всё это позволяло разгоняться до 70 км/ч. Главный вопрос — зачем. Уже после войны на допросе Книпкамп так и не мог объяснить причины. Самим немецким военным скорости 40-50 км/ч было вполне достаточно. Такое впечатление, что кому-то вскружили голову даже не советские БТ, а танк Кристи и английские скоростные «патрульные» танки.

Надмоторная плита была существенно переработана. А вот башня нет. Она скорее была продуктом эволюции

Надмоторная плита была существенно переработана. А вот башня нет. Она скорее была продуктом эволюции

В отличие от шасси, боевое отделение переработали не так сильно. Касалось это и башни, и подбашенной коробки. В подбашенной коробке были установлены смотровые приборы, включая прибор механика-водителя Fahrersehklappe 30. Также поставили новую установку курсового пулемета Kugelblende 30. В остальном же подбашенная коробка мало изменилась. Позже это позволило поставить новую подбашенную коробку на шасси Pz.Bef.Wg. Ausf.D2. Точно таким же, эволюционным путем, развивалась и башня. Толщину ее листов увеличили до 30 мм по периметру, заменили смотровые приборы, пистолетные порты и лючки. Боковые люки стали двухстворчатыми. Также полностью убрали из башни заклепки. Такой эволюционный подход был вполне оправданным.

Крайне символичный снимок. Pz.Kpfw.IV, которых было к началу войны в 2 раза больше, тянут за собой программу Z.W.38. Конструкцию бортовых передач взяли с них

Крайне символичный снимок. Pz.Kpfw.IV, которых было к началу войны в 2 раза больше, тянут за собой программу Z.W.38. Конструкцию бортовых передач взяли с них

По итогам вырисовывался крайне интересный танк, который, казалось бы, полностью лишался недостатков исходного Z.W. 18-тонный танк планировался по-настоящему массовым явлением, в связи с чем еще весной 1936 года Daimler-Benz werk 40 начали готовить к реконструкции. После нее ожидался ежемесячный выпуск от 20 до 50 машин, в зависимости от нагрузки. Вроде бы мало, но надо иметь в виду, что немецкая танкостроительная промышленность несколько отличалась от советской. Вместо 1-2 заводов, выпускавших машины большой серией, немцы предпочитали иметь 5-6 заводов, которые вполне могли производить то же количество танков. В случае с Z.W.38 первыми двумя заводами, которые выпускали танки крупной серии, становились Daimnler-Benz werk 40 и MAN. Уже далее подключались новые заводы, правда, на тот момент они были сконцентрированы на выпуске Pz.Kpfw.II.

Снимков опытного образца Z.W.38 не сохранилось, но траки явно были такими же, как на D.W.. Как и результаты их испытаний

Снимков опытного образца Z.W.38 не сохранилось, но траки явно были такими же, как на D.W.. Как и результаты их испытаний

Уверенность в успехе Z.W.38 была таковой, что 1 июня 1937 года Krupp проинформировали о том, что Pz.Kpfw.IV Ausf.B будет последней версией танка. Далее планировалось ставить его башню на шасси Z.W. Впрочем, на Krupp сразу начали широко улыбаться влажным мечтам герра Книпкампа. Там уже знали, что ранее апреля 1938 года шасси Z.W.38 ждать не приходилось. Поэтому мечты о стандартизации очень быстро завернули в трубочку и попросили Книпкампа в ближайшее время их не показывать. Уже в октябре 1937 года Krupp получил заказ на 140 B.W. 3-й серии (Pz.Kpfw.IV Ausf.C), а к лету 1938 года вокруг Z.W.38 началась настоящая драма. Во-первых, работавшие на полугусеничных тягачах Книпкампа траки с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами работали на шасси Z.W.38 плохо. Поэтому пришлось их менять на обычные траки шириной 380 мм. Далее выяснилось, что скорость 70 км/ч танк теоретически развить может, но после 40 км/ч начинается быстрая деградация резиновых бандажей опорных катков. Нормально работать трёхрадиусный двухпоточный механизм поворота не хотел, поэтому тоже пришлось менять. К явному неудовольствию Книпкампа поменяли на однорадиусный однопоточный, по типу Pz.Kpfw.IV (в это время из Эссена раздался громкий хохот).

Эвакуационные люки в бортах "ванны" - одно из ноу-хау Z.W.38. Удобство использования было крайне сомнительным

Эвакуационные люки в бортах «ванны» — одно из ноу-хау Z.W.38. Удобство использования было крайне сомнительным

Вся эта драма происходила на фоне того, что 11 июля 1938 года In 6 заказала 759 Pz.Kpfw.III, которые должны были сдать за 1939 год. Затем, 6 декабря 1938 года, заказ переоформили. Согласно ему, к концу 1940 года немецкая армия получала аж 2595 Pz.Kpfw.III всех версий, включая машины пробных серий. Как не странно, но такие хотелки выглядели не столь и безумными. Если посмотреть на объемы выпуска Pz.Kpfw.II, то цифра выглядит вполне реальной. Особенно с учетом того, что к концу 1938 года уже планировался переход на Pz.Kpfw.III. Правда жизни заключалась в том, что к концу 1938 года танк был не готов. Особенную боль Daimler-Benz вызывала 10-скоростная коробка передач Maybach Variorex 328 145. Ни про какую осень 1938 года, как дату начала производства 4./Z.W.Serie (он же Pz.Kpfw.III Ausf.E), и речь не шло. За весь 1938 год был сдан всего один танк с номером шасси 60401. На этом фоне Книпкамп и Daimler-Benz очень крепко поругались. В дополнение к Krupp, который на тот момент был главным участником праздника непослушания, добавился еще один гигант немецкой промышленности. При этом правда была полностью на стороне Daimler-Benz. В аналогичной ситуации Книпкамп у нас бы отправился рубить лес (в лучшем случае). Но 6-й отдел Департамента Вооружений сделал вид, что всё нормально. Ну да, завалили выпуск главного танка немецкой армии, щито поделать.

В войска Pz.Kpfw.III Ausf.E стали поступать с лета 1939 года

В войска Pz.Kpfw.III Ausf.E стали поступать с лета 1939 года

Вполне возможно, что в In 6 догадывались о происходящем. Поэтому 4./Z.W.Serie изначально ограничивалась объемом в 96 танков. Из них 41 (номера шасси 60401-60441) сдавал Daimler-Benz werk 40, а еще 55 сдавал MAN (номера шасси 60442-60496). При этом самый большой навар получал Alkett. Из 96 комплектов башен и подбашенных коробок 90 делали в Шпандау, а еще 6 изготовлял Krupp. Если бы не коробки передач, то Daimler-Benz могла бы сдать 9 шасси еще в 1938 году. Но ZF за 1938 год сдала всего 23 КПП Maybach Variorex 328 145, причем они были настолько кривые, что приняли всего одно шасси. При этом MAN испытывал ровно такую же боль. Согласно отчету за март 1939 года, к тому моменту было готово 2 шасси, причем коробки передач отправили обратно на ZF. Для понимания глубины глубин: в январе-феврале 1939 года сдали по 2 танка, уже в марте-апреле планировалось по 10 штук, а реально сдали лишь 2 в апреле. Z.W.38 оставался штучным товаром вплоть до августа 1939 года. Тогда, при плане в 29 танков, сдали 20. Последние Pz.Kpfw.III Ausf.E сдали в сентябре 1939 года.

К началу войны Pz.Kpfw.III Ausf.E в войсках было менее полусотни

К началу войны Pz.Kpfw.III Ausf.E в войсках было менее полусотни

Несмотря на то, что объем выпуска Pz.Kpfw.III Ausf.E оказался небольшим, машина всё же видоизменялась в ходе производства. С апреля 1939 года ввели козырек над смотровым прибором механика-водителя. Выяснилось, что во время дождя через него течет вода. Часть танков, подобно предшествующим версиям, изначально не имела боковых смотровых лючков с правой стороны. Поэтому то, что происходило справа, радист не видел. Далее лючок поставили, но без смотровой щели. То есть обзор всё равно так себе, да еще и с риском получить пулю. Также, где-то летом 1939 года, убрали фальшивый перископ на крыше башни.

Первые же бои показали, что 30 мм брони маловато

Первые же бои показали, что 30 мм брони маловато

Иначе, как провалом, программу Z.W.38 не назвать. Немцев спасло три фактора. Во-первых, их противники (прежде всего Польша) были еще хуже подготовлены к войне. У поляков средние танки существовали только на бумаге, у англичан их «крейсера» выглядели откровенно убого (а было их еще меньше), французы же свои средние танки забросили. Если кто-то хочет сказать SOMUA S 35, то это официально «броневик». «Официальный» средний танк Char D2 имелся в количестве аж 50 штук, а программа Char G выглядела еще большим саботажем, чем гоночный танк Книпкампа. Во-вторых, у немцев имелось около 200 Pz.Kpfw.IV. Этот танк поддержки стал, по мнению самих немецких военных, лучшим, что у них имелось к тому моменту. В-третьих, можно лишний раз поразиться неудаче французов, которые так легко сдали Чехословакию. Мало того, что немцы получили кучу LT vz.35, так еще и началось производство LT vz.38. Легкий танк, изначально именовавшийся как L.T.M.38, стал эрзац-средним, как и LT vz.35.

Отдельные "ласковые" слова предназначались коробке передач

Отдельные «ласковые» слова предназначались коробке передач

Польская кампания сентября 1939 года стала не только началом Второй мировой войны, но и временем, когда танки нового поколения пошли в бой. И вот тут стали выясняться крайне неприятные подробности. Для начала, все эти самые гоночные танки были не особо нужны, а вот броневая защита получилась недостаточной. 26 Pz.Kpfw.III всех типов были безвозвратно потеряны, в основном от артиллерийского огня. То есть брони 30 мм оказалось недостаточно. Тут вроде бы умнее оказались французы, но нет. Их 40 мм брони тоже было недостаточно. Реально требовалось 50, а лучше 60 мм. Но в случае с Pz.Kpfw.III вылезла еще одна проблема — надежность. И если ранние танки страдали от проблем с ходовой частью, то Z.W.38 страдал от КПП Maybach Variorex 328 145. Процент поломок был высоким, с фронта шла громкая ругань. Также подтвердились крайне неприятные результаты испытаний Z.W.38. В ходе езды на высших передачах резиновые бандажи опорных катков начинали перегреваться, постепенно выходя из строя.

В боях за Францию

В боях за Францию

О проблемах с опорными катками Книпкамп был уже в курсе, знаменитые «шахматы» с опорными катками большого диаметра появились неслучайно. Другое дело, что на серийной машине что-то менять было поздно. Как говорится, уплочено. Посему далее в серию пошел Pz.Kpfw.III Ausf.F, изначально такой же по конфигурации. Танк с «кривой» коробкой передач пришлось дорабатывать, к маю 1940 года машину кое-как привели в чувство. По крайней мере, поток ругани снизился. Правда, от этого «гоночным» танк всё равно не стал. Проблему недостаточной броневой защиты стали «лечить» методом навешивания запасных траков, также в 1940 году стали появляться запасные катки.

В конце концов, танк удалось частично довести до ума, но про "гоночные" ТТХ пришлось забыть

В конце концов, танк удалось частично довести до ума, но про «гоночные» ТТХ пришлось забыть

В дальнейшем выжившие Pz.Kpfw.III Ausf.E проходили те же самые процедуры апгрейда, что и более поздние «трешки». Это и установка фар Notek, и дополнительная броневая защита корпуса, и установка 50-мм танковой пушки KwK 38 L/42. Не исключено, что даже единичные машины могли дожить до более поздней версии орудия, 5 cm KwK 39 L/60. До наших дней ни одна машина данной версии не дожила. Z.W.38 оказался крайне странной машиной. Ее очень часто хвалят, не вникая в подробности. Между тем, кое-как привести танк в чувство удалось только к концу 1939 года. А вместо 759 Pz.Kpfw.III за 1939 год сдали всего 206, плюс 44 командирских. На успех как-то не особо тянет, мягко говоря. На этом фоне запуск в серию Т-34 вообще выглядит безболезненным.

Список источников:

      1. Panzer Tracts No.3-2 Panzerkampfwagen III Ausf.E, F, G, und H development and production from 1938 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007
      2. Der Panzerkampfwagen III und seine Abarten, Walter J. Spielberger, Motorbuch Verlag, 1994
      3. Архив автора
      4. US NARA
      5. ЦАМО РФ

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/gonochnaia-treshka-na-torsionah-61b86a302615ec20e8fc0751?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account