Юрий Пашолок. Гаубичный трамбователь немецких линий обороны
Проект 50-тонного скоростного танка, предложенный в январе 1942 года младшим лейтенантом С.И. Машинцевым.
Во время войны изобретательство и рационализаторство было весьма распространенным явлением. Явление это имело весьма широкие рамки, начиная от различных приспособлений, которые облегчали эксплуатацию тех или иных видов вооружения, и заканчивая предложениями о создании принципиально новых конструкций. В последнем случае полет фантазии часто был запредельный, впрочем, нередко попадались предложения, которые выглядели вполне рационально. Особенно если речь шла о проектах, которые предлагались людьми, подкованными в своей области. По крайней мере, данные предложения порой приятно удивляли уровнем своей проработки. Стоит отметить, что подобные идеи появлялись не только в Красной Армии. Ими были завалены соответствующие ведомства в других странах, на их фоне нередко сумрачный немецкий гений был не столь и сумрачен.
Одними из наиболее интересных проектов становились те, что предлагались людьми, находящимися на фронте. Как раз на фронте нередко те приспособления, которые предлагались, зачастую реализовывались на практике. Подобных примеров в отделе изобретений ГАБТУ КА хватает, как и проектов боевых машин, которые предлагались солдатами и офицерами действующей армии. Некоторые из них выглядят немного наивно, но достаточно неплохо отражают, скажем так, потребности фронтовых частей. Как раз к подобным предложениям относится герой данного материала. 5 февраля 1942 года в адрес начальника БТУ ГАБТУ КА генерал-майора Коробкова прибыло письмо от начальника 3-го отдела УОО НКВД СССР майора госбезопасности Рогова. Столь необычный адресат был связан с тем, что автор предложения, младший лейтенант С.И. Машинцев, решил отправить своё предложение через особый отдел. Решение вполне разумное, таким образом доставить свои идеи до адресата гораздо проще. Порой в комментариях о подобных проектах звучат вопросы вроде «а его после этого не расстреляли?». Так вот, никто бы его и не тронул. Для тех, кто не в курсе, в Красной Армии изобретательство и рационализаторство поощрялось. Если на сотню тупиковых проектов находился один или два, это уже неплохо, а польза от них окупала время, затраченное на изучение «свинтопрульных аппаратов»
Суть предложения младшего лейтенанта, служившего в 838-м полку 291-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта, состояла в создании скоростного танка. Предлагалась боевая машина с низким силуэтом, задачей которой прорыв через вражеские линии обороны и действие в тылу. Согласно проекту, танк имел боевую массу 50 тонн, длину 9 метров, ширину 4 метра, а высоту — всего 2 метра. Столь небольшая высота обеспечивалась тем, что башни у танка не было. Над корпусом возвышалась только командирская башенка, а вооружение, состоящее из трех гаубиц калибра 152 мм, размещалось по периметру корпуса. Корпус имел сравнительно небольшую толщину брони (40-50 мм), но при этом получал рациональные углы наклона листов. Дополнительно на танке предполагалось устанавливать 8 станковых пулеметов, 4 противотанковых ружья, а также зенитный пулемет. Экипаж, при такой грозной батарее, был сравнительно небольшим — 10 человек. Получалась боевая машина, по концепции чем-то напоминавшая танки Первой мировой войны. Тогда была популярна концепция «огненного ежа», при которой отсутствие вращающихся башен компенсировалась наличием большого количества вооружения по периметру танка. Согласно задумке, для защиты пулеметов от вражеского огня они прикрывались крышками и появлялись в бортах корпуса только при необходимости стрельбы.
Существенным отличием предложения Машинцева от танков Первой мировой войны была подвижность. Согласно проекту, максимальная скорость оценивалась на уровне 90 км/ч, а средняя — 40-50 км/ч. Моторно-трансмиссионную группу автор не прорабатывал, предполагая, что это будет необходимо делать на втором этапе разработки. Для обеспечения необходимой скорости предполагалось поставить два мотора, теоретически габариты корпуса подобное позволяли. Танк делался 4-гусеничным, при этом автор проработал ходовую часть так, что обеспечивался достаточно высокий клиренс. При столь длинном корпусе и высоком клиренсе машина теоретически обладала неплохими данными по преодолению вражеских линий обороны, включая и противотанковые рвы.
Достаточно много внимания автор уделил защите своего танка от отравляющих веществ. Несмотря на то, что во время Великой Отечественной войны ОВ почти не применялись, угроза их использования оценивалась довольно высоко. Поэтому и авторы подобных изобретений зачастую пункт защиты от отравляющих веществ не обходили стороной. Машинцев предлагал использовать специальные фильтры, а также размещать в танке баллоны с кислородом. Следует отметить, что в объяснительной записке младший лейтенант ссылался на различную литературу. В ней описывались те агрегаты, которые предполагалось устанавливать в его машину. Отчасти этим и объяснялось то, что Машинцев больше занимался общей концепцией танка.
По вполне понятным причинам, данный проект никто всерьёз рассматривать не стал. Тем не менее, сама по себе идея базбашенного танка-штурмовика с пониженным силуэтом весьма интересная. Не менее интересен и боевой путь автора. Его служба далее продолжилась в 1486-м пушечном артиллерийском полку. Может быть, танкостроитель из Семена Ильича не получился, но как начальник артиллерийских мастерских полка он очень даже состоялся. В 1944 году Машинцев, уже старший техник-лейтенант, неоднократно отмечался за свою работу, он был награжден орденом Красной Звезды, а также орденом Отечественной войны II-й степени. Также в его активе медали за оборону Ленинграда и за победу над Германией в Великой Отечественной войне.
Источники:
- ЦАМО РФ
- Память Народа