Тематические выставки в различных музеях проводятся, как правило, с прямой зависимостью от направленности места, где они проходят. Поэтому даже художественная выставка в музее, который относится к Министерству Обороны, получится вполне понятной направленности. В полной мере это касается и Центрального Военно-Морского Музея, г. Санкт-Петербург. Тема флота здесь используется в полной мере, при этом темы временных выставок, которые тут проводятся регулярно, могут быть самыми разными.
Тема Рабоче-Крестьянского Красного Флота в межвоенный период поднимается нечасто, хотя там есть, на что посмотреть. После окончания Гражданской войны он требовал восстановления, а это подразумевало, что необходимо привлекать народные массы. В результате с начала 20-х годов пошла широкая агитация. Этой теме посвящена выставка «Агитационное искусство и Рабоче-Крестьянский Красный Флот», которая в настоящее время проводится на территории музея.
В теории выставка, конечно, художественная. Посвящена она пропаганде Красного Флота в 20-е и 30-е годы. На самом деле получилось что-то более интересное, чем просто художественная выставка. Это, можно сказать, срез той эпохи, с флотом как приоритетное направление. Естественно, основной объем выставки — это плакаты и картины, но ими выставка отнюдь не ограничивается. Флотская тема, а также всё, что с ней связано, первостепенна.
Всего на выставке представлено более трех с половиной десятков плакатов. Они, как и комиксы, являлись наиболее простым способом донесения информации. Главной темой выставленных плакатов являлось усиление Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Ему предстоял большой путь к возрождению. Первая мировая, а позже Гражданская война очень сильно сказались на его боеспособности. Новому флоту требовались люди, а без пропаганды это было бы крайне сложно. Плакаты отличаются большим разнообразием, есть тут и знамена, которая также работали с точки зрения агитации.
Естественно, одними только плакатами дело не обходилось. На флоте постоянно проводились различные мероприятия, целью которых было повышение патриотического воспитания. Данной работе среди экипажей кораблей уделялось много внимания. То, что называется ныне модным словом «тимбилдинг», появилось в то время, когда еще на родились деды эффективных менеджеров. Собственно говоря, наглядная агитация являлась одним из преимуществ ВКП(б) над своими противниками. Те же самые методы работали и в случае с армией, а также флотом. Вопросы организации выпуска соответствующей литературы, включая и газеты, находились в высшем приоритете. В то время для краснофлотцев выходили такие газеты и журналы, как «Краснофлотец», «Красный Балтийский флот», «Красный Кронштадт», «Комсомольская культармия,» «Красный черноморец», «Краснознаменный амурец», «Красный Черноморо-Азовский флот», «Красный днепровец».
Наглядная агитация порой находила неожиданное развитие с точки зрения быта. Отдельный стенд на выставке посвящен портсигарам. Очень часто они представляли собой настоящее произведение искусства. Уделено немало внимания и наградной системе Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Это не только ордена и медали, но и различные наградные знаки, число которых постепенно ширилось. Не обошли стороной и тему наградного оружия, в то время это было частым способом поощрения, особенно для комсостава.
Дополняет выставку предметный фонд, имеющий прямое отношение к флоту. В том числе представлены носовые и кормовые украшения с советских крейсеров и линейных кораблей. Они стали развитием тем носовых фигур, которые появились на парусных судах еще в античный период. В своё время данные фигуры были отдельным видом искусства, в XX веке они уже утратили былое значение и всё больше становились редкостью. Хотя иногда подобные украшения можно встретить и в наши дни.
Работать выставка «Агитационное искусство и Рабоче-Крестьянский Красный Флот» будет до июня этого года. Стоит отметить, что обычно на территории Центрального Военно-Морского Музея проводится сразу несколько тематических выставок. Посетив одну, можно увидеть еще 4-5.
источник: https://dzen.ru/b/ZjNQHe7hRwziu-7r