История установки на Pz.Kpfw.IV Ausf.A-E дополнительной броневой защиты
Некоторых может удивить, почему вплоть до конца 30-х годов большинство танков имела броню толщиной порядка 15 -20 мм. Любая боевая машина состоит из компромиссов, кроме того, основной задачей танков было топтание вражеской пехоты, имевшей минимальный объем противотанковых средств. Первые танковые орудия, способные пробить более-менее толстую броню, появились еще в начале 20-х годов, но количество танков, ими вооруженных, было невелико. Для остального хватало противопульной брони, а она как раз и была около 15 мм. Об усилении броневой защиты всерьёз стали задумываться после того, как началась Гражданская война в Испании. Там врагами танков стали крупнокалиберные пулеметы и малокалиберные автоматические пушки. Неслучайно с 1937 года толщина брони начала расти, правда, этот процесс растянулся. В результате броня толщиной 25-30 мм и на 1939 год была далеко не у всех. Это норма, в мирное время процесс неизбежно растягивается.
Очень похожая ситуация наблюдалась и в случае с немецкой бронетанковой техникой. Вплоть до начала Гражданской войны в Испании толщина брони немецких танков не превышала 13-15 мм. В этом плане немцы вообще не отличались от других стран. Ситуация начала меняться с 1937 года. Стало понятно, что толщины брони порядка 15 мм маловато, поэтому новые типы бронетанковой техники получали лобовую броню не менее 30 мм. Но не все. В ряде случаев процесс существенно растянулся, а некоторые танки, например, Pz.Kpfw.II, так и остались с броней 15 мм по периметру. Что именно немцам мешало еще в 1937 году усилить броню, очевидно: они думали, что скоро Pz.Kpfw.II производить перестанут. Вот только реальность часто сильно отличается от планов, поэтому немцы сами себе создали часть проблем, которые далее пришлось решать в ходе войны.
Сентябрь 1939 года принес немало сюрпризов, в основном неприятных. Ожидали эти сюрпризы обе воюющие стороны. В случае с мировым танкостроением главной неприятностью стало откровенное заблуждение насчет броневой защиты. Даже скоротечная кампания в Польше показала, что 30 мм броневой защиты недостаточно. Немцы оказались тут совсем не одинокими, другой вопрос, что реакция на происходящее оказалась крайне неспешной. Для внедрения лобовой брони толщиной 50 мм, которая защищала от снарядов калибра 37-45 мм, понадобилось полтора года. Более быстрым решением стало появление дополнительной брони. Первыми ее стали получать Pz.Kpfw.II, далее, осенью 1940 года, настал черед Pz.Kpfw.III. В случае же с Pz.Kpfw.IV процесс растянулся почти на полтора года.
Отчасти причиной столь затянувшейся ситуации с увеличением толщины брони стало то, что Pz.Kpfw.IV стал первым массовым немецким танком, который получил лобовую броню толщиной 30 мм. Случилось это еще на Pz.Kpfw.IV Ausf.B, хотя по факту последние 5 Pz.Kpfw.IV Ausf.A имели ванны от более поздней машины. Так или иначе, но 15 мм брони во лбу было всего у 35 Pz.Kpfw.IV. Больше того, первыми немецкими средними танками, которые получили лобовую броню 50 мм, стали тоже Pz.Kpfw.IV. Речь идет о Pz.Kpfw.IV Ausf.E, выпуск которых начался с октября 1940 года. Правда, эти самые 50 мм были только во лбу корпуса, а не подбашенной коробки.
В результате сложилась комичная ситуация, когда с экранировкой Pz.Kpfw.III работы затянули, а в случае с Pz.Kpfw.IV в мае 1940 года и конь не валялся. Только после того, как Pz.Kpfw.IV понесли тяжелые потери (97 безвозвратно потерянных машины из 279 имевшихся на 10 мая 1940 года) что-то начало доходить. Впрочем, поначалу речь шла только об усилении броневой защиты грядущего 6.Serie/B.W., он же Pz.Kpw.IV Ausf.E. Сложилась анекдотичная ситуация, когда официально первым дополнительную броневую защиту получил самый поздний по выпуску танк. Хотя на самом деле это не совсем так. Некоторое раздолбайство смежников по корпусному привело к тому, что самые последние Pz.Kpfw.IV Ausf.D получили подбашенные коробки от Ausf.E.
Так или иначе, но официально первыми дополнительную броню получили именно Ausf.E. Нельзя не отметить тот факт, что экранировка, выполненная Krupp, была более грамотной, чем у Pz.Kpfw.III. Там изначально пришли тому, что броню надо делать разнесенной. К лобовой части подбашенной коробки были приварены планки, к которым, на болтах, крепились 30-мм экраны. Таким образом общая толщина брони достигла 60 мм (30+30 мм). При этом на болтах с лобовой проекции крепился только лист, закрывающий лоб в районе стрелка-радиста, а тот, что прикрывал место механика-водителя, крепился на верхнем лобовом листе корпуса и крыше подбашенной коробки. Дополнительно с бортов на заклепках крепились 20-мм экраны, которые прикрывали подбашенную коробку. Наконец, листы толщиной 20 мм прикрывали с бортов ванну корпуса, они также также крепились на заклепках.
Эти доработки подняли массу танка до 22 тонн, вместе с тем, появилась более-менее неплохая защита от 45-мм пушек. Правда, сложилась комичная ситуация, когда часть танков эту самую дополнительную броневую защиту не имела. Имелись приварки под установку листов, но самих их не оказалось. Выглядит всё это как минимум странно. При этом в начале 1941 года (где-то в январе-феврале) похожая броневая защита стала появляться на Pz.Kpfw.IV Ausf.D Похожая, но не совсем. На танках более раннего выпуска лист перед механиком-водителем прикручивался на болтах спереди.
С февраля 1941 года также начался процесс модернизации ранее выпущенных танков с лобовыми листами ванны толщиной 30 мм. Модернизацию проходили все ранее выпущенные машины, начиная с Ausf.A. На центральном лобовом листе корпуса крепился 30-мм лист, прихваченный уголками сверху и снизу. В результате общая толщина брони достигла от 45 до 60 мм. Правда, танки версий Ausf.A-C усиление подбашенной коробки не проходили. В том числе и по тем соображениям, что боялись перегрузить шасси. В результате получился если не фиговый листочек, то несколько сомнительная модернизация.
Еще один вопрос, связанный с экранировкой, возникал вокруг башни. Она так и осталась толщиной 30 мм. Поэтому периодически танки с дополнительной броней «ловили» снаряды как раз в башню. Лишь в 1942 году появилась броня, известная как Vorpanzer. Это был аналог разнесенной брони для Pz.Kpfw.III, но созданный по несколько иной концепции. Состояла эта защита из трех частей — центральной, защищавшей подвижную бронировку, и боковин. Все они крепились на болтах, которые прикручивались к приварным бонкам.
Сколько таких комплектов сделали, неизвестно. Обычно их связывают с дивизией «Великая Германия» (Großdeutschland), причем речь идет об учебных машинах. Но это не совсем так. Есть снимки, на которых танки с подобной броней явно находятся на фронте. Получали Vorpanzer машины трех версий — Ausf.D, Ausf.E и Ausf.F. Можно точно говорить о том, что речь идет минимум о паре десятков машин, фотографии с ними не столь и редкие.
Финальная модернизация танков раннего выпуска случилась уже в 1943 году. Касалась она Pz.Kpfw.IV Ausf.D-E. Эти танки числились уже учебными, официально они именовались Fahrschulepanzerwagen IV. Модернизация для NSKK (Nationalsozialistisches Kraftfahrkorp, национал-социалистический механизированный корпус) подразумевала установку длинноствольных орудий, а также усиление броневой защиты. Помимо бортовых экранов башни, модернизация для NSKK подразумевала дополнительные броневые листы — 30 мм на лбу корпуса и 20 мм на лбу подбашенной коробке. Таким образом, толщина выросла до 80 мм.
Такая модернизация, безусловно, улучшила броневую защиту корпуса, но лоб башни так и остался толщиной 30 мм. Также пришлось переделывать ходовую часть, поскольку штатная просто бы «посыпалась». Неудивительно, что танк был учебным. Впрочем, отдельные машины вполне повоевали, а один из трофеев стоит в танковом музее Бовингтона. Называют его Pz.Kpfw.IV Ausf.D/H, но на самом деле его правильнее именовать как Pz.Kpfw.IV NSKK. Точно будет корректнее. В целом немецкая экранировка танков поддержки вызывает неоднозначную реакцию. С одной стороны, защитили, а с другой, башня так и оставалась уязвимой. У нас же экраны ставились и на лоб башни, как один из наиболее поражаемых элементов танка. Видимо, у немцев была иная статистика по поражению танков.
Список источников:
- US NARA
- Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997
- PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011
- Фотоархив автора
- eBay