Юрий Пашолок. Эрзац-тягач на шасси полугусеничного бронетранспортера

18

Юрий Пашолок. Эрзац-тягач на шасси полугусеничного бронетранспортера

История полугусеничного тягача le.Zgkw.3t (Sd.Kfz.11) mit Holzfahrerhaus und Pritschen Aufbau, разработанного силами Horch

В 1943 году немецкому командованию стало понятно, что предстоит большая работа по упрощению выпускаемой военной техники. В полной мере это касалось автомобилей, а также тягачей. Проведенная в 1940 году программа по оптимизации модельного ряда немецких грузовых и легковых армейских автомобилей стала только началом. В дальнейшем произошло переключение автопроизводителей на более необходимую фронту технику, например, танки и САУ, а также тягачи. Данные процессы затронули и тех производителей, которые выпускали специальные армейские автомобили. Простая логика показывала, что даже такие машины были менее важны, чем тягачи и бронетанковая техника.

Шасси H.Kl.6p, изначально созданное для бронетранспортера Sd.Kfz.251. В 1942 году возникла идея унифицировать БТР и тягач Sd.kfz.11 по шасси, взяв для последнего шасси H.Kl.6p

Шасси H.Kl.6p, изначально созданное для бронетранспортера Sd.Kfz.251. В 1942 году возникла идея унифицировать БТР и тягач Sd.kfz.11 по шасси, взяв для последнего шасси H.Kl.6p

Фирма Horch широко известна тем, что выпускала роскошные автомобили. Также она являлась разработчиком и производителем единых армейских внедорожников, таких, как Horch 108 и Horch 901, причем вторая модель стала самым массовым немецким полноприводным легковым автомобилем военного периода. Другой вопрос, что выпускались эти машины до 1943 года включительно. А вот дальше в Цвиккау выпускались совсем другие машины — полугусеничные, в том числе с эрзац-кабинами. Именовались они как le.Zgkw.3t (Sd.Kfz.11) mit Holzfahrerhaus und Pritschen Aufbau, причем именно Sd.Kfz.11 они были весьма условно. Куда ближе у них родство оказалось с бронетранспортерами Sd.Kfz.251.

Один из двух опытных обазцов машины в ходе испытаний

Один из двух опытных обазцов машины в ходе испытаний

Полугусеничные тягачи семейства Sd.Kfz.11 были не самыми массовыми среди себе подобных. Обычно их связывают с фирмой Hanomag, но это весьма спорный момент. Дело в том, что в Ганновере изготовили всего 1974 тягача данного типа, окончательно прекратив их выпускать с конца 1941 года. Больше всех «классических» Sd.Kfz.11 выпустила Borgward (4010 штук), также 970 штук изготовила Adlerwerke (та самая, которую часто упоминают в случае с перспективными танками E-серии). С марта 1942 по июль 1943 года 800 тягачей изготовила Skodawerke (это к вопросу, почему после войны появился полугусеничный БТР OT-810). Наконец, с февраля по октябрь 1943 года 760 шасси Sd.Kfz.11 сдал завод Horch. Это не считая машины, о которой пойдет речь.

У опытного образца отличается светотехника и крылья

У опытного образца отличается светотехника и крылья

Причины, почему выпуск Sd.Kfz.11 был сравнительно небольшим, лежат на поверхности. Немецкая армия распробовала бронетранспортеры Sd.Kfz.251 (шасси H.Kl.6p), понятное дело, кому отдавался приоритет. За всё время бронетранспортеров изготовили более 15 тысяч штук, причем резкий рост их выпуска случился как раз после того, как Hanomag прекратил производство Sd.Kfz.11. Да и другие производители постепенно переходили на выпуск бронетранспортеров. По итогам к 1944 году выпуск Sd.Kfz.11 оставили на Borgward, а далее к данным работам вернулся Horch. Другой вопрос, что речь шла о несколько иной машине.

Иными были бампер и размещение глушителя

Иными были бампер и размещение глушителя

О том, что машину надо явно переделывать, 6-е управление Департамента Вооружений задумалось еще осенью 1942 года. Для изготовления кузова Sd.Kfz.11 требовалось 1260 кг стали. Для сравнительно небольшой машины это много. Кроме того, наличие двух шасси (H.Kl.6 и H.Kl.6p) не очень нравилось с точки зрения унификации. В результате возникла идея шасси тягача и бронетранспортера совместить. А именно делать тягач на базе H.Kl.6p, что выглядело логичным с точки зрения приоритетов. Для понимания, шасси H.Kl.6p выпускались, помимо Hanomag, силами Adlerwerke, MNH и Horch.

Серийная машина

Серийная машина

Ответственным за разработку машины назначили Horch, который уже подключали к производству шасси Sd.Kfz.11. Результатом стала машина, которая выглядела заметно проще не лишенного изящества тягача. Металлические детали капота, которых стало заметно меньше, теперь отличались нарочито угловатым видом. Кабина и вовсе стала деревянной. Металла в ней стало по-минимуму, зато использовалось где-то 17 квадратных метров 3-мм фанерных листов. Стали же теперь тратилось всего 450 кг. Также использовалось много дерева, в основном на изготовление кузова, а наполнителем являлся сотовый картон.

Поднятый тент, внутри видны сиденья расчета

Поднятый тент, внутри видны сиденья расчета

Следует указать на один тонкий момент. Дерево в кузовах немецких (и не только немецких) автомобилей использовалось массово. Из него делали не только кузова грузовиков, но и рамы кузовов. Железо шло на крылья, а также обшивку кузовов. Вот у полугусов железа было, можно сказать, неприлично много. Поэтому и привлекли автопроизводителя, дав ему указание еще больше упростить конструкцию кузова. Поэтому тут была уже не деревянная рама, а куча фанеры и картона. Сзади же появился обычный кузов с откидными бортами, как на обычном грузовике.

Серийное размещение глушителя

Серийное размещение глушителя

Самое интересное заключается в том, что такое упрощение несло не только минусы. Кабины у немецких полугусеничных тягачей традиционно делали открытыми. Это было хорошо в мирное время или в Африке. Но на советско-германском фронте такой вариант получился не очень подходящим. Поэтому кабина у тягача на шасси H.Kl.6p стала закрытой. Еще одним отличием нового тягача от предшественника стали «грузовые» фары, более дешевые и простые, чем у Sd.Kfz.11. В дополнение к ним использовались светомаскировочные фонари NOTEK.

Место водителя, положение руля характерно для шасси H.Kl.6p

Место водителя, положение руля характерно для шасси H.Kl.6p

В связи с использованием шасси H.Kl.6p машина имела свои особенности. Касалось это выхлопной системы, которая повторяла Sd.Kfz.251, а также рулевого управления, которое также делалось как у БТР. Вместе с тем, управление машины от этого в худшую сторону не изменилось. Кроме того, немцы остались верными себе и постарались обеспечить комфорт расчету в кузове. Вместо продольных лавок предусмотрели поперечное сиденье на 4 человека. Такое размещение обосновывалось тем, что меньше укачивает.

Фронтовые снимки le.Zgkw.3t (Sd.Kfz.11) mit Holzfahrerhaus und Pritschen Aufbau являются большой редкостью

Фронтовые снимки le.Zgkw.3t (Sd.Kfz.11) mit Holzfahrerhaus und Pritschen Aufbau являются большой редкостью

Использование дерева совсем не означало, что машина будет легче Sd.Kfz.11 на шасси H.Kl.6. В реальности машина стала тяжелее — 8200 кг против 7100 кг. Максимальная скорость упала с 53 до 50 км/ч. С другой стороны, вырос запас хода, поскольку ёмкость бака выросла со 110 до 160 литров. Кроме того, благодаря наличию бортового кузова эрзац-тягач мог поднимать на борт до 3 тонн груза. Основной задачей машины, которая получила длинное обозначение le.Zgkw.3t (Sd.Kfz.11) mit Holzfahrerhaus und Pritschen Aufbau, стало использование как тягача 105-мм полевой гаубицы leFH 18. Ее же таскал и обычный Sd.Kfz.11.

В ходе отступления из Чехословакии, май 1945 года

В ходе отступления из Чехословакии, май 1945 года

К сентябрю 1943 года Horch изготовил два опытных образца тягача, которые отправились на испытания. Машины подверглись доработке, примерно в это же время началось обсуждение серийного производства. Ситуация с ним оказалась весьма щекотливымой. Дело в том, что еще в апреле 1943 года завод в Цвиккау получил контракт на выпуск ЗСУ Selbstfahrlafette (Sd.Kfz.11/1) für 2 cm Flak 38 auf le.Zgkw.3 t mit Panzerschutz. Строилась она на том же «универсальном» шасси H.Kl.6p, при этом потребности в ЗСУ оказались гораздо выше. Сначала планировалось изготовить 900 таких машин, а уже в августе 1944 года их число выросло до 2400 штук. Естественно, тягач уходил в нижний приоритет. Кроме того, у Horch имелись проблемы с поставками кузовов.

Машина из коллекции Поля Бойе, шоу Militracks

Машина из коллекции Поля Бойе, шоу Militracks

Результатом стало то, что в качестве производителя le.Zgkw.3t (Sd.Kfz.11) mit Holzfahrerhaus und Pritschen Aufbau оказался Borgward. Поначалу речь шла о помощи кузовами, но дальше в Бремене начали подготовку к выпуску эрзац-тягача. Работы затянулись в связи с тем, что потребовалось доработать кабину и кузов. В результате сложилась ситуация, когда 126 шасси H.Kl.6p зависли без кузовов. Такой вот эрзац… В качестве поставщика кузовов выступила Weserhütte, известная также производством корпусов для броневиков и бронетранспортеров. Всего контракт №213-0301/43 предусматривал выпуск 1442 тягачей.

Машина восстановлена из шасси

Машина восстановлена из шасси

Производство тягачей на Borgward началось с апреля 1944 года, но фактически приёмку машин засчитали за май (до того шасси шли на выпуск Sd.Kfz.251). Выпуск le.Zgkw.3t (Sd.Kfz.11) mit Holzfahrerhaus und Pritschen Aufbau шел весьма бодро: ежемесячно в Бремене сдавали по 100-110 тягачей, что заметно превышало производство Sd.Kfz.11. Таким образом можно смело говорить о том, что идея тягача на универсальном шасси оказалась правильной. Правда, счастье оказалось недолгим: 12 октября 1944 года 262 американских бомбардировщика B-17 из состава 8-й воздушной армии совершило налет на Бремен. Завод Borgward оказался разрушен, поэтому в октябре 1944 года было сдано всего 17 тягачей, по 2 в ноябре-декабре, и ни одного в январе 1945 года.

Серийный капот и передний бампер

Серийный капот и передний бампер

Поскольку существовала острая необходимость в тягачах, с Hotch срочно заключили контракт на выпуск SS 4911-0213-0101/43. Согласно ему, выпускалось 2000 тягачей, первые 35 из них сдали в ноябре 1944 года. Ради тягача пришлось подвинуть выпуск ЗСУ: за декабрь их вообще не сдавали, зато тягачей изготовили 65 штук. Ситуация стабилизировалась в в начале 1945 года: выпуск Selbstfahrlafette (Sd.Kfz.11/1) für 2 cm Flak 38 auf le.Zgkw.3 t mit Panzerschutz возобновили, сдав 45 штук, а тягачей приняли 100 штук. Месяц спустя их сдали 69 и 105 штук соответственно. Тогда же к выпуску вернулся и Borgward. Производство прекратилось в марте 1945 года. Horch эвакуировали на завод Wanderer в Хеймниц. В общей сложности Borgward сдал 515 тягачей, а Horch — 335 штук.

Несмотря на примитивизм материалов, кабина проработана весьма добротно

Несмотря на примитивизм материалов, кабина проработана весьма добротно

Поскольку машины выпускались уже под конец войны, на фотографиях они попадаются крайне редко. Причина прозаичная: большинство «фотографов» повыбивали, а остальным оказалось слегка не до снимков. Поэтому их снимки в боевых условиях единичные. Тем не менее, можно сказать, что le.Zgkw.3t (Sd.Kfz.11) mit Holzfahrerhaus und Pritschen Aufbau повезло. До наших дней дожило 3 таких машины, минимум 1 на ходу. Одну из них, находящуюся в коллекции Поля Бойе, неоднократно можно было видеть на шоу Militracks.

На Militracks эта машина иногда возит за собой прицеп

На Militracks эта машина иногда возит за собой прицеп

История le.Zgkw.3t (Sd.Kfz.11) mit Holzfahrerhaus und Pritschen Aufbau очень показательна, особенно с точки зрения выбора приоритетов. У нас в последнее время активно продвигается позиция «надо было делать тягачи» в отношении производства малых танков Т-60 силами Горьковского Автомобильного Завода. И что надо было делать ГАЗ-64/ГАЗ-67 вместо броневиков. Вот только немцы делали то же самое. Где могли, они ставили на производство танки, САУ и бронетранспортеры. А тягачи шли по остаточному принципу. Для понимания, Horch сдавал в 1944 году по 380-400 шасси H.Kl.6p, но большинство из них пошло отнюдь не на тягачи. И даже когда был выбор между ЗСУ и тягачом, что становилось приоритетом, очевидно.

Список источников:

      1. Panzer Tracts 22-2: Leichter Zugkraftwagen 3 t (Sd.Kfz.11) and Variants development and production from 1934 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2009
      2. US NARA
      3. eBay
      4. Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/ZQlTBaj4UUOco5Ey

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account