Юрий Пашолок. Эрзац-истребитель танков из легкого штурмовика
История опытной переделки HMC M8 под 75-мм длинноствольное орудие M3
Самоходная артиллерия впервые появилась еще в годы Первой мировой войны, но так получилось, что большого распространения она тогда не получила. Когда появились удачные образцы, война закончилась, и в боевых действиях они принять участие не успели. В 20-е годы стало слегка не до самоходной артиллерии. Касалось это и американской самоходной артиллерии. Поначалу там работали над классическими «самоходными лафетами», но в 30-е годы приоритеты изменились. Как раз в это время ряд стран стал работать над истребителями танков, и американцы пошли по тому же пути. Причем их подход оказался близок к немецкому: они точно так же взяли за основу легкий танк и сделали на его основе подвижный истребитель танков с башней кругового вращения. Правда, идея была всё же немного другой. Во-первых, американцы сделали боевое отделение открытым сверху. Во-вторых, машина предполагалась как средство поддержки танков. Несмотря на то, что первый истребитель танков остался опытным, идею не забросили.
После неудачи с истребителем танков на базе Light Tank M2A1 идея боевой машины с вращающейся башней был заброшена. Но лишь на время. Поскольку с гусеничными базами была беда, эксперименты забросили вплоть до 1941 года. Да и то, в приоритете оказались штурмовые САУ. Первой из них стала HMC T3, чья разработка началась еще до начала войны, далее последовали опытные САУ, которые создавались на базе Light Tank M3, а позже с использованием базы Light Tank M5. По итогу легкий «штурмовик» по концепции оказался очень похож на легкий истребитель танков. То есть база легкого танка, вращающаяся башня и открытое сверху боевое отделение. А всего-то надо было перестать идти на поводу артиллеристов, которые, в своём репертуаре, заставляли ставить обычные буксируемые системы. Которые, естественно, нормально не влезали.
Создать легкий истребитель танков с вращающейся башней американские военные пытались не один раз. В декабре 1941 года начались работы по Gun Motor Carriage T29, с вращающейся башней и 75-мм орудием M3. Идею довольно быстро забросили, но далее появился новый истребитель танков — GMC T49, на совершенно новой базе. В дальнейшем эта машина эволюционировала в GMC T67, со всё той же 75-м танковой пушкой M3. Параллельно на база легкого танка Light Tank M5 была создана легкая штурмовая САУ HMC T47, которую в мае 1942 года стандартизировали как HMC M8. В сентябре 1942 года началось серийное производство HMC M8, а вскоре появилась логичная идея установить в нее всё ту же 75-мм пушку M3. Получившуюся конструкцию на Абердинском полигоне обозначили как M8A1, хотя более нигде этот индекс не фигурирует.
Появление такой конверсии выглядело абсолютно логичным решением. Дело в том, что орудийная установка M7, которая стояла на HMC M8 — это переделка орудийной установки M34. А она как раз и была сделана для 75-мм орудия M3. Оставалось всего лишь немного переделать установку для того, чтобы туда можно было поставить более крупную орудийную систему. Собственно говоря, большого объема переделок это не требовало, так что Абердинский полигон, который имел большой опыт работ в данном направлении, справился с задачей оперативно.
Уже в январе 1943 года машина, которая некоторое время всё же носила обозначение GMC M8A1, была готова к испытаниям. В качестве основы взяли пятый серийный образец HMC M8 (регистрационный номер U.S.A. W-4051238), изготовленный на заводе Cadillac в октябре 1942 года. На полигоне доработали систему отката, убрали систему автоматического запирания затвора, а также сделали вырез в лобовой части башни (его всё равно прикрыли подвижной бронировкой). Крышу в задней части боевого отделения убрали, вместе с зенитной турелью, а в корме появился противовес. Вот и все изменения. Экипаж составил 5 человек, а боевая масса достигла 16148 кг (на полтонны больше, чем HMC M8).
Появись такая конверсия на полгода раньше, еще неизвестно, как могла сложиться судьба машины. Легким движением руки она превратилась из самоходной гаубицы в истребитель танков, причем далеко не самый плохой. Как показали дальнейшие испытания, по шоссе машина развивала скорость до 64 км/ч. Да и боезапас в 44 выстрела — это весьма неплохо. Другой вопрос, что уже в январе 1943 года запустили работы по GMC T70, она же будущая GMC M18. Эта машина, которую лелеяло Истребительное командование, была быстрее, оснащалось более мощным 76-мм орудием и имело более низкий силуэт. Так что у M8A1 уже к моменту создания не имелось шансов на серию. Тем не менее, интерес к САУ сохранялся. В случае чего она становилась запасным вариантом.
Первым делом опробовать новинку Абердинского полигона взялось Истребительное Командование. В феврале 1943 года САУ направили в Форт-Худ, где провели серию полигонных испытаний. Одним из них стала проверка, какое размещение расчета башни является оптимальным. Тогда же выяснилось, что работать-то внутри можно, но диаметра погона в 1380 мм маловато. Англичане, конечно, при таком погоне делали танки с трехместной башней, но американские военные сделали для себя правильные выводы. Вместе с тем, несколько удивительно, почему на GMC T70, после всех этих проверок, наводчика разместили слева, а заряжающего справа. Именно с точки зрения размещения расчета у HMC M8 дела обстояли нормально, а заряжающему удобнее работать слева от орудия.
Несмотря на проблемы с размещением экипажа, общая оценка машины оказалась скорее положительной. Как орудийная платформа для 75-мм пушки M3 САУ оказалась вполне адекватной. Замена орудия не повлияла на удобство работы расчета. Это намекает на то, что и у HMC M8 боевое отделение было тесноватым. Также Истребительное командование отметило более высокую подвижность машины в сравнении с GMC M10 и GMC M3. В Форт-Худ умудрились разогнать машину до 73,6 км/ч, судя по всему, перехитрили ограничитель. По итогам какого-то однозначного вывода Истребительное Командование не сделало. Хотя скорее машина понравилась, но тут надо помнить про генерала Брюса, который двигал свои автострадные истребители. Уже в начале апреля 1943 года первый пилотный образец GMC T70 был сдан Buick, это поставило точку в вопросе.
К апрелю 1943 года, когда истребитель танков на базе HMC M8 прибыл в Форт-Нокс, всё и так было понятно. Командование Бронетанковых Сил в своём заключении расписалось в том, что интереса машина не представляет. С учетом наличия GMC T70 такой вердикт был ожидаем. Нет, плохой машину не считали, в Форт-Нокс тоже отметили высокую подвижность и стабильность платформы при стрельбе. Но и критика была такой же, да и 44 унитара посчитали маленьким боекомплектом (в это время экипажи Marder начали грустно смеяться). По итогам в июне 1943 года САУ переделали обратно в HMC M8, проект прикрыли. Но работы не прошли даром. M8A1 доказала, что на такую маленькую платформу вполне реально поставить 75-мм пушку M3. А вот это военных сильно заинтересовало. В марте 1943 года началось обсуждение нового легкого танка, и тут опыты с HMC M8 оказались очень кстати. Тактико-технические требования на Light Tank T24 писались явно с учетом работ по M8A1. не получилось самоходки, зато получился хороший лёгкий танк.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- usautoindustryworldwartwo.com
-