Юрий Пашолок. Две головы по-американски
30-е годы стали бронетанковым полем экспериментов. Особенно это касается легких танков, которые, по ряду причин, в межвоенный период стали наиболее массовыми. Со средними танками у большинства стран не получилось, а вот легкие строились причем весьма массово. Каждый пошел своим путем: одни занимались тем, что стоили тихоходные двухместные легкие танки с легкой противоснарядной броней, кто-то делал скоростных «тараканов», кто-то нечто среднее. Вместе с тем, основной тенденцией было создание достаточно подвижной боевой машины, вооруженной либо малокалиберной пушкой, либо, что чаще, крупнокалиберным пулеметом, либо малокалиберной автоматической пушкой. Броня, при этом, защищала от пуль винтовочного калибра.
Своим путем пошли и американцы. К середине 30-х годов окончательно утвердилась концепция боевой машины, автором которой являлся конструктор Гарри Нокс. Поначалу речь шла о двухместной боевой машине с боевым отделением в кормовой части корпуса, но дальнейшее развитие темы показало, что данная идея неверная. Механик-водитель мало что видел, у него, пардон, грелось между ног, да и сидеть на коробке передач командиру тоже не очень хотелось. Так что дальнейшее развитие привело к переосмысливанию Vickers Mk.E, который взяли «на посмотреть», в результате скопировав наиболее удачные решения. Заодно и запатентовав (такая вот бронетанковая хуцпа по-американски). Получилось, впрочем, действительно что-то своё. Во-первых, американский танк стал 4-местным, оказавшись рекордсменом на тот временной период (у чехов танки теоретически тоже 4-местные, но катались они втроём). Во-вторых, Нокс разработал совершенно новую ходовую часть, с подвеской VVSS и резинометаллическими траками, которая выдерживала высокие скорости движения. В-третьих, на танке поставили радиальный авиационный мотор, благодаря чему легкий танк имел удельную мощность под 30 лошадиных сил на тонну. По итогам получилось очень удачное шасси, которое стало типовым для американских танков почти на десятилетие.
Первенцем на новой базе стал Light Tank M2A1, чьё серийное производство началось в 1935 году. Построили их совсем немного — 19 штук. Самым же массовым американским легким танком межвоенного периода стал Light Tank M2A2, имевшим крайне необычную конструкцию боевого отделения. Оно стало своеобразным возвращением к концепции «чистильщика окопов», которую подрезали у Vickers Mk.E.
У шасси, созданного Гарри Ноксом, имелась одна особенность, которую отметили еще в ходе испытаний Light Tank T2. Дело в том, что от двигателя к коробке передач шел вал, который размещался довольно высоко. По этой причине приходилось перепрыгивать через него во время вращения башни. Собственно говоря, от T2/T2E1 башня серийного Light Tank M2A1 отличалась незначительно, так что недостаток остался. Немного подумав, было принято весьма своеобразное решение. Вместо одной двухместной башни сделали две одноместных. В 1935 году на испытания вышел Light Tank T2E2. Главным его отличием стала башня, точнее, башни. Башня, в которой находился командир, во многом повторяла по конфигурации двухместную башню Light Tank M2A1. В ней остался пулемёт Browning M2HB в установке M9. В правой башне, несколько меньшей по размеру, располагался пулемёт Browning M1919A3 в установке M12E1. Обе установки имели телескопические прицелы. За счёт установки двух башен возможность для манёвра огнём резко выросла, да и вал располагался как раз посередине корпуса, и более не мешал.
Установка двух башен вместо одной мало повлияла на массу машины. Она составила 8660 кг, всего на 150 килограмм больше M2A1. Зато по уровню боевой эффективности танк стал едва ли не лучше. Приняли на вооружение Light Tank T2E2 практически одновременно с Light Tank M2A1. Новая машина получила обозначение Light Tank M2A2. За 1935 год арсеналом Рок Айленд было построено 9 танков, и это было только начало. В 1936 году на учениях выяснилось, что Light Tank M2A2 получился лучше не только Light Tank M2A1, но и Convertible Medium Tank T4. При этом стоил легкий танк дешевле среднего в 2 раза. По этой причине именно Light Tank M2A2 стал основным американским танком во второй половине 30-х годов. Американская армия заказала 125 Light Tank M2A2, годом спустя поступил заказ ещё на 104 танка. Всего их, до июля 1937 года, построили 237 штук, это больше, чем всех американских танков межвенного периода, суммарно выпущенных до того.
Надо сказать, что по меркам середины 30-х это был один из лучших легких танков. Он был самым быстрым — максимальная скорость составляла 72 км/ч, это примерно столько же, сколько у колесно-гусеничных танков на колесном ходу. Крупнокалиберного пулемета вполне хватало для поражения танков с противопульным бронированием. Также часть танков была радийными, что улучшало их боевую эффективность. Так что со своим выбором американцы не ошиблись. Внушительный объём выпущенных машин позволил, наконец, начать перевооружение пехотных частей, оснащенных танками, на новую матчасть. Light Tank M2A2 стал, в некотором смысле, символом американской армии второй половины 30-х годов. Причем они попали не только в части, размещенные на континенте. Они попали и на вооружение 11-го танкового полка, дислоцированного в Шофилд-Баррекс, остров Оаху, Гавайи.
Судьба Light Tank M2A2 оказалась типовой для боевых машин межвоенного периода. Танк так и не воевал, но послужил верой и правдой как учебная машина. А еще он оказался первым танком, попавшим в Антарктиду. Машина использовалась там как тягач.
Статья по Light Tank M2A2:
Юрий Пашолок. Лёгкий американский танк M2A1 — двуглавая лёгкость
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12961589.html