Юрий Пашолок. Дополнительная защита и гусеничные транспортеры как приоритет
Обзор гусеничных новинок международного военно-технического форума «Армия-2024»
Существенная пауза, которая образовалась после принятия на вооружение в 70-е и 80-е годы на вооружение основных танков, сыграла с ними злую шутку. Конечно, отдельные образцы современных основных танков дошли до серийного выпуска, но основная масса — это модернизация танков, которым лет по 30-40. И танки, надо сказать, не единственные, кто попался в такую ловушку. Если мы посмотрим на другие гусеничные боевые машины, то обнаружим очень похожую ситуацию. Причем наблюдается она по всему миру. Желание сменить поколение есть, а вот возможностей и средств часто не хватает.
В нынешние времена перспективные гусеничные разработки являются скорее редкостью. В настоящее время более актуальной работой является наращивание выпуска уже имеющихся образцов, а также их модернизация. Данная тенденция в полной мере наблюдалась на международном военно-техническом форуме «Армия-2024». Тем не менее, нельзя говорить, что гусеничные новинки полностью отсутствовали. Кое-что вполне показали, правда, речь идет совсем не о танках.
Текущая ситуация заставила несколько изменить общее направление в отечественной оборонке. Перспективные образцы танков, САУ и БМП, конечно, дело хорошее. Но для начала неплохо бы нарастить выпуск имеющихся моделей, что мы и наблюдаем. Большого смысла направлять усилия на перспективу, когда нужно больше танков и других гусеничных боевых машин, нет. На текущий момент Т-90М, который постоянно дорабатывают, более-менее хватает для основного спектра задач. Собственно говоря, новые требования на перспективные танки формируются прямо сейчас.
Прямо сейчас идет и развитие средств защиты бронетанковой техники. Собственно говоря, именно эти самые средства защиты и стали главной темой в случае с гусеничными боевыми машинами на «Армии-2024». Ровно то же самое можно было наблюдать и в прошлом году. Бронетанковая линейка тогда не имела ни одной принципиально новой модели или модификации, зато каждый представленный образец имел свой вариант дополнительной защиты и маскировочных накидок. В нынешнем году бронетанковую площадку сместили ради трофейных образцов, но общая тенденция осталась.
Это лишний раз подчеркнули на центральной экспозиции форума, которая, можно сказать, формирует основное направление. В нынешнем году гусеничные боевые машины заняли значительную часть экспозиции, причем речь именно о модернизации состоящих на вооружении образцов, а не новых моделей. Естественно, главным действующим лицом стал Т-90М, который активно производится на УВЗ и поставляется в войска. В этот раз «Прорыв» показали с тралом, хотя более интересно выглядит его развитая защита от FPV-дронов.
Ничуть не менее ожидаемо выглядит и наличие на главной площадке форума основного танка Т-80БВМ. Он не производится с нуля, но именно до такого варианта активно модернизируют ранее выпущенные 80-ки в Омске. Не так давно, кстати, прошла новость о возобновлении выпуска газотурбинных двигателей ГТД-1250. Будет ли возобновлен выпуск Т-80, как об этом объявляли, вопрос, но показательная новость. Более интересно то, что на форуме были представлены различные варианты дополнительной защиты танка. Впрочем, пока еще не показывали царь-мангал, наверняка что-то увидим подобное, в заводском исполнении.
Не менее показательно и то, что на форуме одно из центральных мест заняла модернизированная боевая машина пехоты БМП-2 с комплексом «Бережок». Она также получила развитую защиту от дронов и прочие экраны. Следует отметить, что тема различных средств дополнительной защиты на «Армии-2024» была представлена весьма широко. Причем это касается различных вариантов боевых машин пехоты, начиная с БМП-1АМ «Басурманин» и заканчивая БМП-3. Можно сказать, что идет постоянный поиск оптимального решения.
Ровно то же самое можно наблюдать и в случае с бронированными эвакуационными машинами. За ними охота идет ничуть не меньшая (а на самом деле еще большая), чем за танками. Поэтому не стоит удивляться, что одно из центральных мест на экспозиции занимала эваакуационная машина БРЭМ-1М с комплексом дополнительной защиты. Кроме того, на другом конце выставки можно было видеть еще одну эвакуационную машину — БРЭМ-80. Защита от дронов у них была отличающаяся.
Обрастает дополнительной защитой и гусеничная техника воздушно-десантных войск. Правда, на форуме дополнительная защита была только у боевой машины десанта БМД-4, причем она схожа с одним из вариантов, которые можно было видеть у БМП. На практике различные сетки и прочие мангалы самым активным образом применяются на всей линейке техники ВДВ. Вероятнее всего, через год ассортимент будет еще больше, новые идеи появляются с завидным постоянством.
Как видите, ничего нового как-то нет. Но это если мы не говорим про транспортеры с схожие гусеничные машины. А вот тут новинки вполне были. Самой громкой из них стал лёгкий многоцелевой транспортер-тягач ТТ МГТ-ЛБ ОКР «Транспортёр» (изделие 6448). Данной машине предстоит очень непростая задача — попытаться заменить знаменитую «Мотолыгу». Пока что это макетное изделие, которому предстоит долгий путь. Но уже то, что решили таки заняться сменой самой популярной гусеничной машины, уже хороший знак.
Самое интересное, что МГТ-ЛБ является главным, но отнюдь не единственным сменщиком МТ-ЛБ. Есть у него и конкурент, который, впрочем, был не особо заметным. Речь идет о гусеничном транспортере ТТМб-5904, разработке Нижегородского завода транспортно-технических машин (НПО «Транспорт»). У последнего есть линейка гусеничных снегоболотоходов, они и послужили основой для новинки. Казалось бы, надо ее вовсю показывать, но по неизвестным причинам машина находилась в глубине экспозиции, и ее как-то не особо замечали. Странная ситуация.
Продолжается история бронированного снегоболотохода ЗЗГТ-34039Б. Представителей завода явно заколебали вопросом «а что это за мотолыга». На самом деле это идейная реинкарнация ГТ-МУ, более крупная и вместительная. Машина проходит испытания, что сказывается на ее внешнем виде. Подтверждаются и предположения, что в ходе эволюции машины появится более мощное вооружение. Пока что речь идет о боевом модуле с БТР-80, но очевидно, что это только начало. Явно будут пытаться и чего покрупнее и помощнее.
Наконец, стоит упомянуть еще одну принципиально новую машину — «Пластун-2». Это развитие снегоболотохода, который успел повоевать (речь идет про Пластун-СН, выпущена пробная партия для ССН). Новая машина имеет мало общего с предшественником. Изменена и ходовая часть, и компоновка (теперь мотор спереди), снегоболотоход стал крупнее, а его грузоподъемность выросла до 1,5 тонн. Таким образом, «Пластун-2» оказывается в прямой конкуренции с ГТ-СМ и ЗЗГТ-34039Б.
То, что новинок немного, не является чем-то удивительным. Как уже многократно говорилось, гусеничные машины не такие изменчивые, как колесные, много их не делают. Тем не менее, как минимум в одном сегменте видно оживление. В любом случае, на ближайшую перспективу нас явно ждут не столько новинки, сколько модернизация уже имеющихся образцов.
источник: https://dzen.ru/a/ZuAlVIDFpEfpd7Ho