Юрий Пашолок. Долгоиграющий «полтинник»
История легкого танка Т-50, ныне находящегося в парке «Патриот»
1941 год стал для нашей страны и Красной Армии временем больших потрясений. Война, начавшаяся 22 июня 1941 года, оказалась совсем не такой, как многие предполагали. Немцы и их сателлиты стремительно прорывались вглубь страны, а наши войска терпели одно поражение за другим. Вместе с тем, путем больших усилий маховик блицкрига удалось существенно затормозить. Враг продолжал продвигаться вперед, но совсем не с такими темпами, как оно предполагалось по плану «Барбаросса». Максимум к сентябрю-октябрю 1941 года немцы уже должны были выйти на линию Архангельск—Волга—Астрахань, но по факту их достижения оказались далеки от первоначальных целей. Уверенность в своей победе была настолько большой, что даже полноценной подготовкой к зиме немцы не занимались, что потом и аукнулось пресловутым «генералом Морозом». Немалую заслугу в торможении немецкой военной машины сыграли советские танковые войска. Ценой тяжелых потерь они смогли остановить немецкие дивизии, рвавшиеся к Москве, а 5 декабря 1941 года началось контрнаступление. Танковые бригады сыграли в этих сражениях одну из решающих ролей.
Тяжелые потери, которые понесли светские танковые части, привели к тому, что до наших дней танков, принимавших участие в боях 1941 года, осталось совсем немного. Порой даже нет информации о том, где и когда воевали те или иные машины. Тем не менее, всё же некоторое число танков-участников самого трудного года Великой Отечественной войны до наших дней всё же сохранилось. Есть они и в экспозиции парка «Патриот». Например, танк Т-34 из состава 6-го механизированного корпуса, воевавшего в июне 1941 года. Танки БТ-5 и БТ-2, а также два Т-26, находящиеся в музейном секторе парка, воевали в блокадном Ленинграде. Есть также английский танк Valentine II, попавший на фронт в декабре 1941 года. Не про все эти боевые машины известно, где именно они воевали, но постепенно информация накапливается.
Среди экспонатов, представленных в музейном секторе парка «Патриот», хватает уникальных боевых машин. Сохранившиеся в единственном экземпляре, они порой являются вполне себе воевавшими танками. Одной из таких реликвий можно смело называть легкий танк Т-50. Всего их до наших дней сохранилось 2 штуки. Один, с серийным номером К-11217, был подбит под Петрозаводском в июле 1941 года и захвачен финнами. Ныне он стоит в танковом музее Парола. Судьба второго танка более интересна. Этот танк умудрился провоевать два года, его боевой путь закончился на Северном Кавказе в 1943 году. А до того он поучаствовал в начальной фазе операции «Тайфун». Вчера исполнилось 80 лет со дня начала этой операции, самое время вспомнить танк, который участником отражения немецкого наступления в начале октября 1941 года.
По иронии судьбы, ленинградских Т-50 было сдано 50 штук. Большинство из них отправилось защищать Ленинград. Всего один раз с завода №174 танки этого типа поехали куда-то в другое место. 13 августа 1941 года в сторону НИБТ Полигона (в переписке также НИП ГАБТУ) ушел эшелон №20096. В его составе находилось 9 танков. До того, 10 августа 1941 года, туда же отправили эшелон №20048, с ним в Кубинку уехало 8 танков Т-26. Более на «большую землю» завод №174 танки не отравлял, а сам он начал готовиться к эвакуации.
В сторону Кубинки поехали танки, сданные в конце июля-начале августа 1941 года. Вообще за июль предполагалось сдать 40 танков, из них 10 радийных, но на самом деле их сдали 15 штук, все радийные. Среди них оказался и Т-50 с серийным номером К-11232, который сдали в последний день июля 1941 года. То, что ныне в «Патриоте» находится именно эта машина, удалось узнать благодаря дотошности ленинградской приёмки. Они указали не только номер танка, но и номер мотора, а также номер пушки. Как раз номер пушки и дал правильный ответ. Где на Т-50 выбивался серийный номер, вопрос пока открытый, а музейная табличка с номером, установленная во второй половине 40-х годов, ответ на вопрос не давала. Скорее больше мешала.
По прибытии на НИБТ Полигон, ставший на время своеобразным перевалочным пунктом, танки разделились. Один из них был использован НИБТ Полигоном для испытаний зимней камуфляжной окраски, о нем мы поговорим немного позже. Стоит лишь отметить, что снимки этого танка являются единственным отъемом серийного Т-50, основная же часть заводских снимков 1941 года относится к опытному образцу, который отличается. Серийный танк, например, не получал боковых смотровых приборов механика-водителя, их банально не имелось на заводе. Поэтому механик-водитель смотрел вперед, а сбоку ничего не видел. Сменился состав смотровых приборов башни, переделали ЗИП, одним словом, переделок хватало.
В Кубинке Т-50 не задержались. 7 сентября 1941 года из 50-й танковой дивизии была сформирована 150-я отдельная танковая бригада (командир — полковник Б.С. Бахаров). На комплектование бригады выделили 12 Т-34 и 8 Т-50. После окончания переформирования, которое шло в поселке Дерюгино Курской области бригада выдвинулась в сторону фронта, оперативно войдя в состав оперативной группы генерал-майора А.Н. Ермакова. В ее составе бригада и встретила начало операции «Тайфун», ведя 29-30 сентября 1941 года бои за Глухов. За это время бригада потеряла 4 танка, отчитавшись об уничтожении 9 немецких. Далее бригаде предстояли затяжные бои с наступающей 2-й немецкой танковой армией. В период с 30 сентября по 3 октября бригада, вырываясь из окружения, потеряла еще 7 танков, записав на свой счет 4 немецких и 2 бронемашины. Пробыла бригада в составе группы Ермакова до 25 октября 1941 года. За это время бригада безвозвратно потеряла 4 Т-50, еще 3 было подбито, позже их эвакуировали и восстановили. На этом применение Т-50 в 150-й ТБр закончилось.
Несмотря на столь короткий эпизод боевого применения, бригада смогла подготовить отчет о боевом применении Т-50. Оказался он, скажем так, неоднозначным. Примерно половина танков находилась в ремонте, поскольку выявился ряд недостатков. Основной проблемой стали элементы трансмиссии, также нарекания имелись к инерционному стартеру и мотору. Следует также отметить, что безвозвратные потери Т-50 пришлись на период с 29 по 3 октября 1941 года. Как минимум один танк был уничтожен огнем в кормовой лист корпуса, о таких случаях поражения Т-50 сообщалось и летом 1941 года. При этом на отсутствие опыта экипажей пенять не получится: согласно всё тому же рапорту, экипажи прибыли с завода и матчасть знали.
В этой истории нельзя не упомянуть тот самый, камуфляжный Т-50, который остался на НИБТ Полигоне. Он там тоже надолго не задержался. Машина поучаствовала в битве за Москву, причем уже на подступах к столице. В самом конце ноября 1941 года Т-50, вместе с опытным образцом колесно-гусеничного танка А-20, всплыл в составе 22-й танковой бригады. На тот момент они находились рядом с Павловской Слободой. Увы, танк сгорел в ходе боя 2 декабря 1941 года за поселки Юрьево-Чесноково, тогда же был подбит А-20. По совпадению, на тот момент 22-я танковая бригада была в составе подвижной группы Ермакова, но другого — полковника.
Из 8 Т-50, которые воевали в составе 150-й танковой бригады, выжило 4 машины — К-11232, К-11238, К-11239 и К-11240. Из них 1 «отжали» в Челябинске, остальные 3 оказались на заводе №174, который тогда располагался в Чкалове (ныне Оренбург). Там танк прошел капитальный ремонт, в ходе которого обрел нынешний вид. Ленивцы и поддерживающие катки заменили на более поздние, доработанные детали. Стоит отметить, что любители стендового моделизма всё еще могут увидеть более ранние катки, но для этого им надо ехать в Паролу. И стараться не смотреть на всё остальное, танк финны серьёзно перелопатили. Капитальный ремонт был закончен в марте 1942 года, причем эти 3 танка вписали в отчет завода, вместе с 2 сданными новыми машинами.
В мае 1942 года танк вновь оказался в действующей части. Ей стал 488-й отдельный танковый батальон. Танк с серийным номером К-11232 попал в распоряжение лейтенанта В.Е. Ефимова, родом из Чкалова. В октябре 1942 года батальон оказался на Северном Кавказе, действуя в составе 44-й армии. Здесь он взаимодействовал со 152-м ОТБ и 9-м стрелковым корпусом. При этом в делах армии эти танки ошибочно указываются как Т-60. Например, по состоянию на 21 ноября 1942 года говорится о 20 Т-60 и 2 Т-34. По факту батальон продолжал воевать на «полтинниках». Это хорошо видно по следующей записи, где упоминается батальон: к 3 декабря в батальоне числилось 16 Т-50 и 1 Т-34. Батальон активно применялся в боевых операциях октября-декабря 1942 года. По их итогу к январю 1943 года в батальоне осталось 3 боеспособных Т-50 и 1 Т-34. В этих боях лейтенант Ефимов и его танк отличились, за бой 5 декабря 1942 года лейтенант был награжден орденом Красной Звезды.
Бои на Северном Кавказе стали последней строчкой боевой биографии Т-50. После того, как танк подлатали, он снова оказался на НИБТ Полигоне. На сей раз причиной появления танка стали работы полигона по сбору коллекции бронетанковой техники. Прибыл Т-50 в Кубинку весьма ушатанным, но в рабочем состоянии. Далее он осел на музейной площадке при полигоне. Позже эта площадка превратилась в полноценный музей, произошло это в 1972 году.
За это время машиной занимались, но, так сказать, армейским методом. Его следы можно видеть на целом ряде экспонатов нынешнего парка «Патриот» и Технического центра. Поскольку передние и задние крылья танка были изношены, то их банально срезали, приделав новые. В дальнейшем танк лишился родного ящика ЗИП и других элементов, которые были плохо прикручены. Кроме того, почти 2 десятка лет он дополнительно простоял на входе в музей, что явно не пошло ему на пользу.
В своё время занималась Т-50 и наша малярная бригада. К тому моменту уже было очевидно, что линейка зеленых крокодилов — это не совсем то. Возникла идея нанести на танк подходящие камуфляж и маркировки. С ними у Т-50 дела обстоят не самым лучшим образом. Вместе с тем, о боевом пути танка частично было известно. По крайней мере, методом взаимоисключения сделали вывод, что на Северном Кавказе он повоевал. А раз так, можно и нанести тактические знаки в соответствии с прототипом.
Насколько эта схема соответствует реальному танку из состава 488-го танкового батальона, вопрос открытый. В любом случае, она хотя бы теоретически на него привязывается, поэтому мы и нанесли на башню номер 20, плюс звезду. Получилось вполне неплохо, но… Но тут в музей нагнали толпу ремзаводцев, которые начали куролесить. Нанесли мы маркировки в марте, а в августе эти гаврики нанесли на Т-50 грунтовку. Прямо по старой облупившейся краске, номерам, звезде… А потом еще удивляемся, что это у нас краска отходит. Это не краска отходит, это вместо мозгов чурбак. Лето 2007 года вообще было «веселым».
Уже далее, в конце 2011 года, при проведении инвентаризации был найден номер пушки, по которому удалось гораздо точнее определить судьбу танка. Впрочем, это не мешало ему продолжать стоять на улице. Наконец, недавно Т-50 был поставлен в очередь на реставрацию. У меня, прямо скажем, есть целая масса вопросов к тому, как отдел реставрации подходит к мелочам по машине. ЗИП на себя не похож от слова совсем. Другой вопрос, что всё это обратимое, включая и металлический коврик вместо штатного резинового, он ставился перед люком механика-водителя. До недавнего времени не было и его.
Т-50 в прошлом году был восстановлен до ходового состояния, приняв участие в международном военно-техническом форуме «Армия-2020». Там он стоял на выставке «Танкпром 100 лет». В дальнейшем машина оказалась на территории музейной площадки №1 парка «Патриот». В августе новый экспонат музейного сектора, который занял место в разделе, посвященном битве за Москву, немного «оживили».
Поскольку интерьер у машины дожил в комплектном виде, возникло логичное решение открыть люк механика-водителя и сделать подсветку. Идея принадлежит Роману Алымову, который с давних пор руководил ремгруппой, а ныне работает в парке. Так что теперь желающие могут увидеть «возможно лучший легкий танк Второй мировой» еще и изнутри. Благо что внутри проведена подсветка.
Можно сказать, что этому танку повезло три раза. Он смог пережить начало операции «Тайфун», затем выжить в боях за Северный Кавказ, а затем дожить до наших дней с минимальным ущербом. Ныне он является одним из живых участников битвы за Москву, заслуженно находясь на почетном месте в экспозиции парка «Патриот».
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- Фотоархив автора
- Память Народа
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/dolgoigraiuscii-poltinnik-6153b71922da691669f62bd4