Юрий Пашолок. Длинноствольный плавающий пехотный танк

15

Юрий Пашолок. Длинноствольный плавающий пехотный танк

Рассказ о пехотном танке Valentine IX DD, восстановленном коллекционером Джоном Пирсоном

Английское танкостроение в 30-е и 40-е годы развивалось, скажем так, странно. Англичане очень хотели быстроходные танки, как легкие, так и средние, это сыграло с ними злую шутку. Дальше случилось разделение на пехотные и крейсерские танки. Первые медленные, но хорошо защищенные, а вторые быстрые, но слабо защищенные. В итоге так получилось, что самые массовые легкие и средние танки английской армии во время Второй мировой войны были американскими. И не только самыми массовыми, но и лучшими. Вплоть до того, что английские танкисты предпочитали воевать на «Шерманах», а не на «Кромвелях». Нельзя сказать, что английские танки были совсем плохими. Тем не менее, специфичность подхода привела к тому, что английские танки выглядели не лучшими представителями своего класса.

Valentine IX DD на фестивале Tankfest-2019

Valentine IX DD на фестивале Tankfest-2019

Самым массовым английским танком времен Второй мировой войны стал Infantry Tank Mk.III, он же Valentine. Танк этот был весьма специфичный, тем не менее, получился далеко не самым плохим в своём классе. В ходе производства удалось существенно поднять его огневую мощь. Кроме того, на базе танка строились специальные машины. В их силе оказался и Valentine DD (Duplex Drive). Его можно считать самым массовым танком-амфибией английского производства. До наших дней в комплектом виде дожил один такой танк, Valentine IX DD. О нем и пойдет сегодня речь.

На месте командира сидит Джон Пирсон, восстановивший данную машину

На месте командира сидит Джон Пирсон, восстановивший данную машину

Англичане были одним из пионеров создания танков-амфибий. При их разработке основным критерием стало то, что подобные машины не нуждались в мостовом оборудовании. То есть могли преодолевать водные преграды самостоятельно. Medium Mark D стал примером для подражания, но сам танк получился неудачным. На долгое время английские военные охладели к танкам-амфибиям. Плавающий танк-разведчик им оказался не особо нужен, требовалось что-то более солидное. А главное, устанавливаемое на обычные, серийные танки.

Таким танк был в 1984 году

Таким танк был в 1984 году

С 1936 года тестировались съемные понтоны, но они получились неудачными. Альтернативное решение проблемы предложил Николас (Миклош) Штраусслер, венгерский инженер, состоявшийся как танкостроитель в Англии (позже ставший ее гражданином). Он работал на фирму Alvis, где были реализованы его наиболее удачные проекты. В работу по водоходному оборудованию он включился с 15 августа 1940 года. Вскоре была предложена концепция водоходного оборудования, подкупавшая рядом идей. Во-первых, переделывался серийный танк. Во-вторых, речь шла о среднем танке, а не легком. В-третьих, конструкция довольно быстро приводилась в походное положение.

Он использовался в качестве бульдозера. Всё лишнее с него сняли

Он использовался в качестве бульдозера. Всё лишнее с него сняли

Первые же испытания системы, получившей обозначение Duplex Drive, оказались успешными. Случилось это в июне 1941 года, далее Tetrarch DD показал превосходство над танком Crusader, оснащенном понтонами. Немаловажным моментом стало то, что танк сохранил плавучесть даже после обстрела из пулемета. Установленные насосы позволили откачивать воду, поступавшую через пробоины в «юбке». Не дожидаясь окончательных результатов испытаний Tetrarch DD, в августе 1941 года Штраусслер запросил чертежи Infantry Tank Mk.III. Он был более подходящим кандидатом для подобного оборудования.

Duplex Diver в сложенном и боевом положении

Duplex Diver в сложенном и боевом положении

Работы по танку, позже получившему обозначение Valentine DD, начались в сентябре 1941 года. Существенным отличием от Tetrarch DD стало то, что изменения в конструкцию вносились изначально, а не адаптировались на уже построенном танке (по крайней мере если речь шла о серийной машине). Это заметно упрощало разработку и делало систему более эффективной. В качестве испытательной лаборатории были использованы Valentine II. В течение мая-июня 1942 года проходили первые испытания системы Duplex Drive. Поначалу дела шли не очень хорошо, поскольку танк, на который поставили систему, «протекал». Тем не менее, сама система показала себя вполне эффективной.

Водоходное оборудование имело сравнительно небольшие габариты

Водоходное оборудование имело сравнительно небольшие габариты

26 июня 1942 года было решено оснастить системой Duplex Drive 450 Valentine, то есть две бронетанковые дивизии. Из них 236 относилось к версии Valentine IX, оснащенной дизельными моторами GM 6004 и 6-фунтовыми (57-мм) пушками, остальные относились к варианту Valentine V. Танки с 2-фунтовыми (40 мм) пушками были скорее вынужденной мерой, поскольку производство Valentine IX задерживалось. По планам, первые 225 Valentine DD должны были сдать к 1 января 1943 года, потому и так торопились. Одновременно продолжались испытания опытных образцов, в результате чего вносились различные доработки.

Сзади находилась помпа и гребные винты

Сзади находилась помпа и гребные винты

По мере того, как разворачивался выпуск Valentine IX, число заказанных Valentine V DD снижалось. Было очевидно, что танк этот мало что может. 29 декабря 1942 года было принято решение ограничить выпуск Valentine V DD 135 штуками, а объем Valentine IX DD вырос до 315. Реально Valentine V DD стали сдавать в марте 1943 года, а первые Valentine IX DD сдали в мае того же года. На самом деле Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) построила больше «водоходных» Valentine. В общей сложности сдали 160 Valentine V DD, 312 Valentine IX DD, а также 175 Valentine XI DD, оснащенных 75-мм пушками Mk.V. Итого 647 танков.

В походном положении винт приподнимался

В походном положении винт приподнимался

Valentine DD стали самыми массовым английскими танками-амфибиями. Правда, более массово применялись Sherman DD, коих переделали сопоставимое количество, при этом конверсия американского танка выглядела куда более эффективной боевой единицей. На его фоне Valentine DD как-то потерялся, тем не менее, данный танк всё же повоевал. Случилось это в Италии, первые танки данного типа появились там в мае 1944 года. Воевали они и весной 1945 года, правда, скорее на подхвате у Sherman DD. Так или иначе, но бесполезными они точно не были. Valentine DD очень активно использовались в учебных целях, на них же обкатали систему Duplex Drive.

Плюсом системы Duplex Drive было то, что танк не терял боевых качеств, по сравнению с обычным Valentine

Плюсом системы Duplex Drive было то, что танк не терял боевых качеств, по сравнению с обычным Valentine

В теории, до наших дней дожило пять Valentine DD. На практике, именно выжившим следует считать всего одну машину, которая является главным героем данного материала. Остальные танки пребывают на дне. Они там оказались в результате ЧП, проходивших во время учений. Возможно, когда-нибудь их достанут, но это не точно. В любом случае, полноценными танками они сейчас не являются.

Видно крепление "юбки" к основаниям

Видно крепление «юбки» к основаниям

Совсем другая история была у главного героя данного материала. В 1984 году Джон Пирсон приобрел танк у фермера, который использовал его в качестве бульдозера. Судьба у машины была вполне типичной для того времени. После войны Valentine IX DD, ставший ненужным английской армии, продали в «народное хозяйство». Поскольку броня — это лишняя масса, с танка сняли всё лишнее, включая башню, систему Duplex Drive и надмоторную плиту. Винить в чем-то автора данной конверсии по меньшей мере не очень умная идея. Ему был нужен бульдозер, а не танк. Уже спасибо, что сохранил его хотя бы в таком виде.

Помимо надувных распорок, были и металлические крепежи

Помимо надувных распорок, были и металлические крепежи

Дальше начался долгий процесс реставрации, который растянулся более чем на два десятилетия. К счастью, значительную часть «ненужных» деталей фермер сохранил, отложив их до лучших времен. Тем не менее, целый ряд деталей пришлось изготавливать заново, что-то закупалось в других местах. Например, башенный погон нашелся в Новой Зеландии. Valentine IX там не было, но погон у танков разных версий одинаковый.

Крепеж крупным планом

Крепеж крупным планом

Итогом работ стало возвращение танка в его исходное состояние. Машина с регистрационным номером T.82527DD была изготовлена в 1943 году по контракту TM6118. Изначально MCCW должен был сдать 455 Valentine V, но дальше контракт несколько раз переиграли. По итогу сдали 52 Valentine V, 75 Valentine V DD, 16 Valentine IX и 312 Valentine IX DD. Точного списка регистрационных номеров именно Valentine IX DD нет, они шли в промежутке T.82316-T.82627. Танк несет маркировки эскадрона A 7-го гусарского полка, он использовал эти Valentine IX DD весной 1944 года в Италии. Имя собственное Compton Verney — это своего рода символизм. Там жил тот самый фермер, который купил танк и переделал его в бульдозер. Своего рода дань уважения человеку, который сохранил, хоть и в переделанном виде, последний Valentine DD.

На плаву экипаж использовал специальные перископы

На плаву экипаж использовал специальные перископы

С точки зрения общей конструкции Valentine IX DD мало чем отличался от базового танка. Серийный Valentine IX получал водоходное оборудование, при этом его боевые качества оставались практически такими же. Конечно, оборудование добавляло массу, но прирост оказывался небольшим. При этом система Штраусслера оказалась крайне удачной с точки зрения использования. Непосредственно на танке крепилась «юбка», а в кормовой части корпуса появлялся гребной винт. Винт мог приподниматься вверх, чтобы не молотить без необходимости. Также гребной винт имел подвижность в горизонтальной плоскости, это позволило отказаться от рулей.

Имя собственное дано в память о месте, где танк использовался как трактор

Имя собственное дано в память о месте, где танк использовался как трактор

Сейчас водоходное оборудование танка может подниматься условно, в планах значится полное восстановление системы. Была она крайне интересной. Брезентовая «юбка», которая крепилась к металлическим основаниям, приваренным к корпусу, дополнительно усиливалась при помощи двух ферм по периметру. В боевое положение юбка приводилась при помощи надувных вертикальных элементов, которые дополнительно фиксировались металлическими крепежами на шарнирах. Надувались они из отдельного баллона в кормовой части корпуса. Операции по запуску системы и приведению в походное положение можно было проводить с места механика-водителя. Чтобы убрать юбку, требовалось всего лишь сдуть поперечины. Всё, танк может вести огонь. Как уже говорилось выше, также танк оборудовался помпой с приводом от мотора. За счет этого можно было откачивать воду. Так что танк мог выдержать даже повреждение «юбки» от пулеметного огня.

На башне штатно лежал спасательный круг

На башне штатно лежал спасательный круг

Главной проблемой Valentine DD была плохая обзорность при движении по воде. Чтобы это скомпенсировать, в перископические смотровые приборы ставились длинные перископы. Также перед механиком-водителем разместили компас, по которому он мог ориентироваться, не ставя перископ. В этом смысле Sherman DD был удобнее, просто потому, что выше. Также у него была более совершенная конструкция Duplex Drive, ее отработали как раз на Valentine DD.

Единственный комплектный Valentine DD можно часто видеть на различных мероприятиях

Единственный комплектный Valentine DD можно часто видеть на различных мероприятиях

В заключение стоит отметить, что система Duplex Drive весьма активно использовалась после войны. Ее можно видеть на танках разных стран, включая Strv 103 (правда, уже в измененном виде). Что же касается танка Джона Пирсона, то он ныне частый гость на различных военно-исторических мероприятиях. Автор данного материала встречал танк неоднократно, на фестивалях Tankfset и The War and Peace Revival. На последнем в 2017 году Valentine IX DD получил приз в категории «Лучшая английская машина выставки».

источник: https://dzen.ru/a/ZSJ2Qw8taHGTsqTP

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account