Юрий Пашолок. Длинная рука для немецких бронемашин-разведчиков

14
Юрий Пашолок. Длинная рука для немецких бронемашин-разведчиков

Юрий Пашолок. Длинная рука для немецких бронемашин-разведчиков

Противотанковое ружье 2,8 cm s.Pz.B.41 с коническим стволом как вооружение для немецких броневиков Sd.Kfz.221 и бронетранспортеров Sd.Kfz.250/11

В 1941 году началось боевое применение нового типа немецкой противотанковой артиллерии. Речь идет о 2,8 cm s.Pz.B.41 (2,8 cm schwere Panzerbüchse 41), по немецкой классификации тяжелого противотанкового ружья, но по массе скорее близкого к легкой противотанковой артиллерии. Данная разработка отличалась использованием принципа конического канала ствола, который был реализован Генрихом Герлихом, который работал над винтовкой с очень высокой начальной скоростью пули. За счёт конического канала ствола и характерной конструкцией пули, имевшей два ведущих пояска, была достигнута невероятная для такого оружия скорость — более 1,7 метра в секунду. Сам Герлих, впрочем, воспользоваться своей разработкой не смог. В 1934 году он умер при загадочных обстоятельствах, которые наводят на определенные мысли. Спустя пять лет его работами воспользовались немецкие компании. При этом вместо стрелкового оружия работы по немецким «коничкам» оказались сконцентрированы на противотанковом направлении. Подобная переориентация выглядела абсолютно логично, поскольку броневая защита танков начала резко расти, а это означало, что огневой мощи 3,7 cm Pak, основного немецкого ПТО, скоро перестало бы хватать.

Качающаяся часть s.Pz.B.41 выглядела вполне подходящей на роль вооружения легких бронемашин и бронетранспортеров

Качающаяся часть s.Pz.B.41 выглядела вполне подходящей на роль вооружения легких бронемашин и бронетранспортеров

Первоначально Mauser, разработчик Gerät 231 (будущая s.Pz.B.41), предполагал автоматическое орудие с магазинным питанием, но тут что-то пошло не так. Поэтому финальный вариант получился больше напоминающим противотанковую пушку, только маленькую. Ну как маленькую… По массе в боевом положении разница с французской canon de 25 mm semi-automatique Mle.34 была меньше 100 кг. Да и расчет в 3-5 человек намекал на то, что называть это ружьём можно с большой натяжкой. Вместе с тем, первые случаи боевого применения s.Pz.B.41 оказались весьма успешными. Как выяснилось, с малых дистанций (практически в упор) это «ружьё» могло взять даже броню КВ, такие случаи зафиксированы (например, КВ-2 в Николаеве Львовской области). Отчасти с этим связан существенный рост выпуска орудий. В 1940 году Mauser сдал 90 s.Pz.B.41, в 1941 их выпустили уже 339 штук, а год спустя их сдали гораздо больше — 1029 штук.

Полевая попытка усиления вооружения Sd.Kfz.221. Проект установки s.Pz.B.41 появился совсем не на пустом месте

Полевая попытка усиления вооружения Sd.Kfz.221. Проект установки s.Pz.B.41 появился совсем не на пустом месте

По-настоящему массовым это орудие, впрочем, не стало, на что имелся ряд причин. Во-первых, само по себе это «ружье» являлось весьма специфичным аппаратом. Направлялось оно, прежде всего, в моторизованные части, а также те подразделения, где требовались легкие противотанковые средства. В том числе для оснащения парашютистов и горнопехотных частей. Также боеприпасы с вольфрамовыми сердечниками были дорогими, а с вольфрамом у Германии дела обстояли, мягко говоря, не очень. Тем не менее, возможность поражать советские и, при удачном стечении обстоятельств, тяжелые танки, которое сочеталось с низкой (если считать это пушкой, а не ружьём) массой, было явным плюсом. При этом довольно быстро возникли идеи «моторизации» s.Pz.B.41. Причем речь идет не о перевозке за тягачом, а использовании «самоходного лафета».

Установка s.Pz.B.41 на Sd.Kfz.221

Установка s.Pz.B.41 на Sd.Kfz.221

Речь про использование s.Pz.B.41 как вооружения бронетехники начали вести в 1942 году. На то имелось несколько причин. Во-первых, к 1942 году в Красной Армии использовались танки, которые, с лобовой проекции, перестали пробиваться малокалиберными автоматическими пушками (речь идет о штатных бронебойных снарядах, а не подкалиберных, коих имелось довольно мало). Даже Т-60 стал для пехоты довольно опасным противником, особенно после того, как в декабре 1941 года ему усилили броневую защиту. Во-вторых, самих s.Pz.B.41 стало куда больше. В-третьих, имелись образцы колесной и полугусеничной военной техники, которым срочно потребовалось усиление вооружения. Как раз эти самые образцы и стали кандидатами №1 на роль шасси для s.Pz.B.41.

Сколько было переделано машин, неизвестно, скорее всего речь идет о нескольких десятках

Сколько было переделано машин, неизвестно, скорее всего речь идет о нескольких десятках

Первым в списке оказался легкий разведывательный бронеавтомобиль Sd.Kfz.221. У нас любят критиковать отечественный БА-64, но на фоне Sd.Kfz.221 детище Виталия Андреевича Грачева смотрится вполне разумно. Вы себе хорошо представляете броневик-разведчик массой почти 4 тонны, у которого из вооружения 1 пулемет, при этом радиостанция появилась только в 1941 году, уже после прекращения выпуска? Да и то, устойчивая голосовая связь во время движения была на дистанции в километр. Прекращение выпуска Sd.Kfz.221 в августе 1940 года было связано с сомнительной боевой ценностью данного броневика. При этом экипажи порой ставили противотанковые ружья Pz.B.39, чтобы хоть как-то повысить боевую эффективность броневика.

Апогей применения перевооруженных Sd.Kfz.221 пришелся на 1942 год

Апогей применения перевооруженных Sd.Kfz.221 пришелся на 1942 год

19 марта 1942 года последовало указание о перевооружении Sd.Kfz.221 на s.Pz.B.41. Пулеметная установка убиралась, в лобовой части подрезалась башенка, а также ставилось крепление для качающейся части орудия. Оно бралось без изменений, вместе с орудийным щитом и закрепленным на нем патронным ящиком (ставился не всегда, но на фото попадается и в таком виде). Общий боезапас составлял 8 патронных ящиков (96 патронов). К тому времени основную массу Sd.Kfz.221 повыбивали, посему речь идет о десятках переделанных броневиков. Наиболее массово они применялись в 1942 году, а дальше их уже осталось единичное количество. Посему и особых данных по их применению нет.

Sd.Kfz.250/11 стал единственным примером боевой машины с s.Pz.B.41, являющейся не переделкой уже имеющейся машины, а новой разработки

Sd.Kfz.250/11 стал единственным примером боевой машины с s.Pz.B.41, являющейся не переделкой уже имеющейся машины, а новой разработки

Совсем иной стала ситуация с другим шасси. Речь идет о разведывательном бронетранспортере Sd.Kfz.250. Производство этих боевых машин началось в июне 1941 года. Немного находящиеся в тени более крупного Sd.Kfz.251, данные многоцелевые машины оказались очень удачными. Использование полугусеничного шасси давало большое преимущество перед колесными аналогами (прежде всего перед уже упомянутым Sd.Kfz.221). Средняя скорость по шоссе оказалась лишь ненамного ниже бронемашин на шасси Horch 801, а проходимость намного выше. Собственно говоря, у легких колесных броневиков с ней дела оказались так себе. При этом Sd.Kfz.221/222/223 были очень тесными, а Sd.Kfz.250 мог вместить в себя до 6 человек. Не менее важным фактором было то, что Sd.Kfz.250 являлась многоцелевой машиной. Например, версия разведчика Sd.Kfz.250/9, оснащенная такой же башней, как у Sd.Kfz.222, стала могильщиком последнего. Не стоит удивляться, что база Sd.Kfz.250 оказалась единственной, на которой выпускали специальный вариант, имевший s.Pz.B.41 как штатное вооружение.

С этого ракурса хорошо виден вынесенный вперед кронштейн для крепления качающейся части орудия. Случаи его повреждения при стрельбе были не единичны

С этого ракурса хорошо виден вынесенный вперед кронштейн для крепления качающейся части орудия. Случаи его повреждения при стрельбе были не единичны

Данная версия получила обозначение leichter Schützenpanzerwagen (s.Pz.B.41) Sd.Kfz.250/11. Она стала своеобразным дополнением к еще одной версии — Sd.Kfz.250/10, которая оснащалась 37-мм противотанковой пушкой 3,7cm Pak с пониженным орудийным щитом. Задачей Sd.Kfz.250/11 стало усиление моторизованных пехотных подразделений, приоритетом являлся, прежде всего, огонь по вражеским танкам. Общая концепция мало отличалась от Sd.Kfz.250/10. На крыше отделения управления, вместо установки под пулемет MG 34, ставился кронштейн. На него устанавливалась качающаяся часть s.Pz.B.41, как и в случае с Sd.Kfz.221, никаких переделок не требовалось. Существенным отличием от Sd.Kfz.250/10 было то, что кронштейн пришлось выносить довольно далеко вперед. Боезапас оказался выше, нежели у Sd.Kfz.221 — 14 патронных коробов (168 патронов). Также имелось оборонительное вооружение в виде MG 34 на кормовом вертлюге. Штатный экипаж составлял 4 человека, но в случае необходимости можно было поместиться и вшестером.

Sd.Kfz.250/11 понадобился как средство усиления подразделений моторизованной пехоты

Sd.Kfz.250/11 понадобился как средство усиления подразделений моторизованной пехоты

Разговор о данной версии начался в марте 1942 года, то есть примерно тогда же, когда и пошел вопрос о перевооружении Sd.Kfz.221. Уже вскоре начался выпуск данных бронетранспортеров-истребителей, но ни период, когда они выпускались, неизвестны. Ориентироваться стоит на выпуск собрата, то есть Sd.Kfz.250/10. Последние выпускались до сентября 1943 года, причем объем выпуска оставил около полутора сотен штук. Впрочем, есть определенные подозрения, что производство Sd.Kfz.250/11 было еще скромнее, на это намекают не самые лестные отчеты подразделений, которые ими оснащались. Первые истребители данного типа пошли в бой летом 1942 года, и вот тут выяснилось, что не всё так гладко. Для начала, крайне неприятной новостью стало резкое падение бронепробития. Уже на дистанции более 500 метров эффективность s.Pz.B.41 была сравнима с 3,7 cm Pak, а при условии боев лета 1942 года бои в степи или на открытой местности являлись скорее правилом, чем исключением (про Северную Африку и говорить нечего). Так что противотанковые возможности выглядели несколько сомнительно. Также шли жалобы на сильную отдачу, что приводило к повреждению кронштейна, на котором крепилось орудие. По большому счету, годилась данная штука для борьбы с бронемашинами. Некоторые из подразделений истребителей танков практически в открытую писали — больше такое не присылайте.

Типовой расчет боевого отделения Sd.Kfz.250/11. По поводу данной системы шли неоднозначные отзывы, во многом потому, что s.Pz.B.41 могла проявить себя на дистанции не более чем в несколько сотен метров

Типовой расчет боевого отделения Sd.Kfz.250/11. По поводу данной системы шли неоднозначные отзывы, во многом потому, что s.Pz.B.41 могла проявить себя на дистанции не более чем в несколько сотен метров

1942 год стал апогеем применения s.Pz.B.41, но далее интерес к данным орудиям резко снизился. Их выпуск продолжался до 1943 года, а применение до конца войны, но более идеи их установки на бронированные шасси не возникали. Слишком специфичным оказалось это ружьё-переросток. К тому же нашлись куда более легкие и дешевые средства борьбы с танками, еще и не требующие дорогостоящего вольфрама. А оптимальным вооружением для полугусеничных бронетранспортеров оказалась 75-мм система с длиной ствола 24 калибра. Ее ставили, в частности, на Sd.Kfz.250/8 и Sd.Kfz.251/9.

Источники:

  1. ЦАМО РФ
  2. Фотоархив автора
  3. Ground Power
  4. Panzer Tracts No.13-1 – leichter Panzerspähwagen & kleiner Panzerfunkwagen, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2011.
  5. Panzer Tracts No.15-1 Leichter Schuetzenpanzerwagen (Sd.Kfz.250) Ausf.A & B, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2008.

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/dlinnaia-ruka-dlia-nemeckih-bronemashinrazvedchikov-6009706719811f0c239d3981

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account