История Lancia Lince, итальянской копии английской бронемашины-разведчика Daimler Dingo
Итальянцы стали одним из первых, кто обзавелся таким видом военной техники, как бронеавтомобили. Если французы стали первыми, кто создал полноценные бронемашины, то итальянцы первыми применили их в боевых условиях. Случилось это в самом конце итало-турецкой войны, первенцами стали бронемашины FIAT. В годы Первой мировой войны Италия, не обладавшая огромными промышленными ресурсами, смогла отличиться на ниве броневиков. В их числе была бронемашина Lancia 1zM, оказавшаяся долгожителем. Помимо бронемашин, итальянцы выпускали и самоходные артиллерийские установки на шасси грузовиков. Часть из них также вполне может считаться бронемашинами, поскольку имела бронированные кабины. Каким-то огромными объемами выпуска броневиков Италия похвастаться не могла, но если учитывать промышленность, результаты оказались вполне достойные. Особенно на фоне некоторых противников в Первой мировой войне, прежде всего Австро-Венгрии.
После окончания Первой мировой войны работы по броневикам в Италии затихли. Если быть более точным, то в 20-е годы Ansaldo, Breda, и Pavesi активно занимались довольно специфичными боевыми машинами — колесными танками. Броневиками их можно было назвать условно, по назначению, вооружению и броневой защите это скорее танки. Правда, затея оказалась неудачной и дальше опытных образцов не продвинулась. Что же касается классических бронемашин, то с ними дела обстояли плохо. Фактически единственной серийной бронемашиной того периода стала FIAT 611C, предназначенная для колониальной службы. О том, что бронемашина обладает ограниченными ТТХ, итальянские военные догадывались, поэтому в середине 1937 года инициировали разработку более совершенного броневика. Так на свет появилась Autoblinda 40, первая по-настоящему совершенная итальянская бронемашина военного периода.
Autoblida 40, а также последовавшие за ней модели Autoblinda 41 и Autoblinda 43 стали наиболее приоритетными итальянскими бронемашинами. Вместе с тем, эти броневики были довольно сложными в производстве, поэтому требовалось что-то более простое и массовое. Одним из вариантов решения вопроса стало создание эрзац-броневиков с использованием шасси FIAT-SPA TL 37. Начались эти работы в начале 1941 года. Весной того же года появилась альтернатива. После наступления Африканского Корпуса в Ливии итальянцы заполучили немало трофейных образцов английской военной техники. В их числе оказался и Daimler Scout Car Mk.I, двухместная бронемашина-разведчик. Доставленный в Италию броневик вызвал большой интерес у Генерального Штаба. В результате возникла идея создания копии английского разведчика, известного также как Daimler Dingo. Так началась история бронемашины Lancia Lince.
Концепция Daimler Dingo не являлась английским ноу-хау. По факту англичане реализовали идею опытного австрийского броневика Austro-Daimler ADSK. Про этот броневик знали и итальянцы, но до войны какого-то большого интереса он не вызвал. А вот английское Военное Министерство уже в 1938 году инициировало разработку своего аналога Austro-Daimler ADSK. В результате получилась крайне интересная бронемашина. Она была очень маленькой, но при этом обладала полным приводом, внушительной лобовой защитой и высокой подвижностью. На фоне «больших» броневиков Dingo выглядел вроде бы несерьёзно, но если начать разбираться, то выяснится, что толку от машины было больше. Основной задачей броневика стала связь и разведка, при наличии радиостанции она с успехом выполнялась. Фактически получился своеобразный бронированный джип, причем Военному Министерству идея настолько понравилась, что позже появилось еще пара похожих броневиков. Речь идет о Humber Scout Car и Morris Light Reconnaissance Car (Morris был чуть побольше, но задачи выполнял те же). В общей сложности было выпущено около 13 тысяч таких «скаутов».
Daimler Dingo стал образцом для подражания сразу в нескольких странах. Канадским военным настолько понравился английский полноприводной разведчик, что они позже инициировали создание своего аналога броневика. В результате на свет появился Lynx Scout Car. Но еще раньше машину распробовали итальянцы. Летом 1941 года несколько трофейных Dingo Mk.I оказалось в Италии, после чего итальянский Генеральный Штаб инициировал разработку аналога броневика. Поначалу, впрочем, прямое копирование являлось лишь альтернативой. Дело в том, что примерно в то же время инженер Оттавио Фускальдо предложил свой броневик, более известный как Vespa-Caproni. Машина с необычной ромбовидной формой выглядела перспективно, а главное, что Фускальдо действовал быстро. Уже в сентябре 1941 года CSM был представлен «демонстратор» бронированной версии Rombo. В результате пошла совместная работа Caproni и Lancia, на броневике Фускальдо прописался мотор от легковой машины Lancia Astura.
В данном случае итальянский Генеральный Штаб совершил большую ошибку. Во-первых, у Vespa-Caproni в дальнейшем обнаружились большие проблемы с проходимостью на мягком грунте. Во-вторых, выбор броневика Фускальдо самым прямым образом повлиял на работы по копированию Daimler Dingo. Несмотря на то, что еще летом 1941 года один трофейный броневик, получивший регистрационный номер RE 721B, отправили в Турин, работы по копированию сильно затормозились. Что-то подозревать итальянские военные начали только после первых испытаний Vespa-Caproni. В июне 1942 года появилась улучшенная версия бронемашины, но к тому моменту работы по итальянской копии Daimler Dingo уже запустили в полную силу. Тем не менее, только в ноябре 1942 года опытный образец броневика вышел на испытания. Итого потеряли минимум полгода, а по факту еще больше. По меркам военного времени это огромный срок, особенно с учетом того, что машину очень ждали в войсках.
Разработка Lancia получила обозначение Lince. По совпадению, такое позже такое же имя (Lynx, тоже Рысь) выбрали канадцы для своей копии. Ситуация с Lince здорово напоминала Camionette Cingolate С.V.P.4., итальянскую копию Universal Carrier. Поначалу на Lancia старались вносить минимальные изменения в конструкцию машины, действуя по принципу «работает — не трогай!». Броневик максимально повторял Daimler Dingo Mk.I, внешне отличаясь лишь деталями. Иначе стояли фары, а на задних крыльях появились глушители. Внутри изменений оказалось побольше. В бронемашину поставили V-образный 8-цилиндровый мотор от легкового автомобиля Lancia Astura, мотор объемом 2,62 литра и мощностью 72 л.с.. В результате удельная мощность, по сравнению с прародителем, несколько выросла.
По результатам испытаний бронемашина показала более высокие характеристики, чем Vespa-Caproni. С этого момента приоритет разработки резко повысился, поскольку новые броневики требовались, как воздух. 29 марта 1943 года был выдан первый заказ на 300 бронемашин. Вместе с тем, имелся список доработок по итогам испытаний. Касался он и моторного отделения, и боевого отделения, с последним у Daimler Dingo было не всё хорошо. Помимо того, что машина получилась тесной (водитель, по этой причине, сидел слегка под углом), установка вооружения оказалась далекой от идеальной. Да и с приборами наблюдения дела обстояли не лучшим образом.
По итогам доработок Lancia Lince получилась, можно сказать, лучшим из Dingo. Канадская версия бронемашины получилась чуть мощнее, но при этом боевое отделение осталось тем же, что и у прародителя. Кроме того, поначалу у Lynx Scout Car имелись проблемы с подвеской. В случае же с Lancia Lince смотровые лючки переделали, поскольку в исходной конфигурации командир/стрелок/радист был вынужден наклонять голову вперед. Впрочем, куда более важным вопросом стала переделка вооружения. В лобовом листе корпуса появилась шаровая установка танкового пулемета Breda 38. Установку не требовалось делать с нуля, ее просто взяли с Autoblinda 41. Поскольку магазин у пулемета находился сверху, в съемной крыше появился выступ. Также на серийной версии машины переделали моторное отделение.
Согласно планам, первые поставки Lancia Lince начинались в июне 1943 года, потенциально Lancia могла поддерживать высокий темп производства. Но случилась неприятность в виде бомбардировки завода, что привело к смещению даты производства на октябрь 1943 года. Наверное, это бы даже удалось реализовать, но в сентябре 1943 года случилась немецкая оккупация. В результате работы по организации выпуска броневика на некоторое время встала колом.
Турин оказался в немецкой зоне влияния, некоторое время там думали, что делать дальше. Схожая судьба была у Camionette Cingolate С.V.P.4., он же Cingoletta 43: машину испытали и приняли на вооружение, но в серию она не успела. Немцы решили Cingoletta 43 не производить. В случае же с Lancia Lince решение оказалось иным: трофейные Daimler Dingo немцы начали использовать еще в 1940 году, и броневик-разведчик им вполне понравился. Здесь же получалась улучшенная копия бронемашины, да еще на заводе, который не имел дополнительных производств, связанных с танкостроением. Одним словом, броневик всё же решили запускать в серию.
Окончательное решение о выпуске Pz.Sp.Wg.Lince 202 (i) было принято в феврале 1944 года. По планам, ежемесячно выпускалось 30 броневиков, которые обычно обозначали как Panzerspähwagen Lince. Реальные цифры выпуска оказались скромнее. Минимально их произвели 128 штук — 100 в 1944 году и 28 в 1945 году. Эта цифра, впрочем, разными итальянскими источниками оспаривается. Lancia успела выпустить 269 шасси, на этом основании иногда проскакивает цифра в 250 Lince. Впрочем, она явно меньше, но тут пусть итальянские историки сами придут к консенсусу. Даже минимальная цифра выглядит впечатляюще. Всевозможные эрзацы на шасси FIAT-SPA выпускались в меньших объемах. Можно сказать, что итальянский генералитет сам себя наказал. Запусти они Lince в серию с 1942 года, могли получить вполне удачный и массовый разведчик.
О том, что Panzerspähwagen Lince получился удачным броневиком, говорит и тот факт, что итальянским частям RSI они почти не доставались. Подавляющее большинство броневиков шло прямиком в немецкую армию. Они там занимали пустующую нишу броневика-разведчика. Основная часть Panzerspähwagen Lince воевала на территории Италии и Балкан, где их периодически брали в плен партизаны. Некоторая часть броневиков смогла пережить войну, оказавшись в итальянской полиции. По иронии судьбы, здесь они служили вместе с Lynx Scout Car.
Несколько (как минимум две) такие бронемашины дожили до наших дней — одна в Риме, вторая в Турине. Специфика итальянских военных музеев такова, что увидеть экспозицию там непросто для тех, кто не владеет итальянским. Всё сложно, одним словом. Но увидеть этот броневик стоит, как и многое то, что там стоит. Lancia Lince стала отличным примером принципа «не можешь сделать сам — скопируй». Получился вполне удачный броневик-разведчик, по итальянским меркам вполне массовый. Правда, сами итальянцы воспользоваться копией Daimler Dingo не успели.
Список источников:
-
-
- Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
- A Century of italian armored cars, Nicola Pignato, GMT, 2008
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/daimler-dingo-poitalianski-623d87da91a2b12dfb2d5ec9?&