Послевоенное английское танкостроение развивалось, скажем так, довольно сложно. За счет того, что Вторая мировая война кончилась, а у других стран случилась небольшая передышка, англичане, наконец, смогли догнать мировое танкостроение. Особенно получился у английских инженеров Centurion, ставший едва ли не лучшим английским танком в истории. Такого успеха, как у него, более не было нигде, и он вполне заслуженный. А вот с другими английскими танками так получалось не всегда.
Особое место в истории английского танкостроения занимает тяжелый танк Conqueror. Если считать именно по официальной терминологии, по которой Churchill является единственным английским тяжелым танком, который пошел в крупную серию. И если схожий по временному периоду M103 запомнился более-менее удачной машиной, то Conqueror оставил о себе иную память. Зато и сохранилось их гораздо больше. Число доживших до наших дней Conqueror и машин на его базе достигает несколько десятков, из которых несколько машин на ходу. Один из таких танков находится в коллекции Кевина Виткрофта.
Как и в случае с M103, английский тяжелый танк FV214 стал долгостроем. Создавался он как «универсальный» танк, как называли семейство FV200. Если у американских военных главным тормозящим фактором стали технические проблемы семейства T29/T30/T34, то у англичан главной проблемой стала невозможность остановиться в процессе повышения характеристик танка. С учетом того, что на FV201 предполагалась 17-фунтовая (76-мм) пушка, в целом причины отмены танка в 1949 году понятны. Особенно на фоне обострившихся отношений с Советским Союзом, у которого на вооружении имелись тяжелые танки ИС-3. Их появление на Параде Победы в Берлине 7 сентября 1945 года стало крайне неприятным сюрпризом.
Итогом роста требований стало появление тяжелого танка FV214, он же Tank, Heavy No. 1, 120 mm Gun. Он стал прямым развитием FV201, и ровно так же предполагалось получить целое семейство машин на одной базе. Правда, про универсальный танк уже забыли, потому что боевая масса ушла сильно за 60 тонн. При этом еще понадобилось лишнее звено эволюции в виде FV221 Caernarvon — шасси FV214 с башней Centurion и 20-фунтовой (84-мм) пушкой.
После двух партий тестовых шасси в 1953 году заказали 20 танков установочной партии, которые изготовили в 1955 году. В общей же сложности изготовили 189 танков в версиях Conqueror Mk.1 и Conqueror MK.2, причем производство продолжалось до 1959 года. Аналогично M103, Conqueror служили в Европе, а именно в частях BAOR (британская армия на Рейне). И если M103 зарекомендовал себя довольно неплохо, английский тяжелый танк оставил о себе крайне противоречивые воспоминания. С одной стороны, танк обладал совершенной системой управления, а также мощным 120-мм орудием. С другой стороны, шасси Conqueror получилось неудачным. Танк страда от недостатка мощности мотора, да и ходовая часть, ведущая родословная с A45/FV201, не отличалась совершенством. В общем, как только появились первые Chieftain (которые, кстати, вызывали ничуть не меньшую боль, чем ранние Т-64), Conqueror пошли на покой.
Основная масса сохранившихся танков — это бывшие тактические объекты. Поэтому они имеют разную степень убитости и комплектности. Танк, находящийся в коллекции Кевина Виткрофта, как раз из их числа. Он ценен тем, что можно видеть подвеску, которая обычно скрыта за бортовыми экранами. Получилось, надо сказать, еще то чудо с пружинками. С другой стороны, быстро ездить этот танк не был должен, так что такая ходовая оказалась вполне обоснованной.
Кстати, если то хочет посмотреть на этого слонопотама поближе, совсем не обязательно ехать в Англию. В начале 90-х годов такой танк приехал в Кубинку, и там он максимально комплектный. Там он стоит на территории Технического центра парка «Патриот». Можно заодно оценить сначала ИС-3, а затем то, что делали против него англичане. Затем вернуться и посмотреть на троицу Объект 277/279/770. Сразу отпадут любые сомнения, кто тяжелые танки умел делать, а кто нет.
источник: https://dzen.ru/b/ZpOfBXz0fDArYhNw