Юрий Пашолок. Что бывает, когда слишком много танков

7

Юрий Пашолок. Что бывает, когда слишком много танков

Неказистая судьба легкого танка Т-70Б из танкового музея в Кубинке, ныне стоящего на Поклонке

Одной из проблем, которые нередко вылезают в самых разных военно-технических музеях мира, является не самое большое внимание к бронетанковой технике. Бытует стандартное шаблонное мнение «он же железный», что приводит к довольно печальным последствиям. Особенно это усугубляется в случае, если подобных экспонатов много. Чем больше «коробочек», тем меньше их ценят. В этом смысле не стоит обольщаться. От страны это совсем не зависит. Если начать перечислять те ведущие бронетанковые музеи мира, которые сгноили редчайшие экспонаты (а часто просто сдали их в металлолом), то некоторым будет неловко. Начиная с того, что в Бовингтоне, например, изначально была база хранения «ромбов», которые все благополучно порезали. Ни одного исходного танка в нынешнем музее не осталось.

Нынешнее состояние танка

Нынешнее состояние танка

Что-то похожее можно было наблюдать и в танковом музее, что в подмосковной Кубинке. Сейчас отношение уже несколько иное, а раньше могло быть всякое, по большей части от музея не зависящее. Причем касается это исторической бронетехники времен Великой Отечественной войны. Сдача в металлолом или отправка на стрельбище «лишних» танков вполне имела место (в 60-е и 70-е годы). Да и в наши дни были грустные истории. Например, судьба легкого танка Т-70Б, который когда-то стоял в павильоне легких танков, а затем оказался, частично, на Поклонке.

Таким танк был в 2000-м году (источник фото -https://serkoff.narod.ru). Некоторое время на башне был номер 313, означал 13-й танк павильона №3

Таким танк был в 2000-м году (источник фото -https://serkoff.narod.ru). Некоторое время на башне был номер 313, означал 13-й танк павильона №3

В истории отечественного танкостроения Т-70Б вошел как последний советский крупносерийный «классический» легкий танк. Он стал дальнейшим развитием Т-70, к которому летом 1942 года накопилось немало претензий. Связаны они оказались, прежде всего, с надежностью ходовой части. Поскольку в серию Т-70 запускался со сроком «вчера», существенно модернизировать ходовую часть не успели, оставив этот вопрос на потом. Летом 1942 года стало ясно, что подобный подход принес ряд проблем. Поэтому на ГАЗ им. Молотова закипела работа.

Башня с того танка

Башня с того танка

Результатом стал запуск в серию Т-70Б с модернизированной ходовой частью, первые танки данной версии пошли в серию с октября 1942 года. На самом деле ходовая часть стала только лишь одной из составляющих модернизации. Почти одновременно с этим изменился люк механика-водителя. Вместо стеклоблока был установлен перископический смотровой прибор, более удобный для работы. В дальнейшем стали добавляться новые изменения, касавшиеся башни. За почти год, что Т-70Б выпускался, он прошел довольно долгий путь эволюции.

Нанесение маркировок, май 2010 года

Нанесение маркировок, май 2010 года

Первоначально Т-70Б выпускались на двух заводах, но в январе 1943 года ГАЗ им. Молотова стал единственным производителем танка. Дело в том, что завод №38 перешел на производство самоходных артиллерийских установок СУ-12 (СУ-76), которые, к слову, базировались на агрегатах Т-70Б. Кроме того, на заводе №40, который появился в Мытищах, было решено выпускать легкий танк Т-80. Его разработали на ГАЗ им. Молотова по программе большой модернизации Т-70.

Вот, что получилось

Вот, что получилось

Вообще планировалось, что Т-80 сменит Т-70Б на ГАЗ им. Молотова, в Горьком даже начали их выпуск. Но по ряду причин (прежде всего в виду проблем с орудиями), ГАЗ-овские 80-ки оказались штучным товаром. Немного лучше ситуация сложилась на заводе №40, но даже около полусотни танков — это ничто по сравнению с сотнями Т-70Б, которые выпускались на ГАЗ. Больше того, так сложилось, что Т-80 перестали выпускать раньше, чем на ГАЗ прекратили выпускать 70-ку. В итоге база Т-70Б всё равно пригодилась — на ней выпускали СУ-76М.

Ныне это снова зеленый крокодил

Ныне это снова зеленый крокодил

Танк, стоявший в Кубинке, относился к относительно ранним машинам, скорее всего выпуска начала 1943 года. Это «классический» Т-70Б, с литым люком механика-водителя и сварной подвижной бронировкой орудийной установки. Так эти танки выглядели с конца 1942 по начало весны 1943 года. Скорее всего, этот танк также проходил ходование в 60-е годы. Тогда же ему перенесли стоп-сигнал с кормовой плиты на крышу корпуса. Отверстие под проводку и остатки родного крепления вполне присутствуют.

Размещается машина на постаменте, который раньше использовался для других экспонатов

Размещается машина на постаменте, который раньше использовался для других экспонатов

Увы, серийный номер танка неизвестен, посему точную дату выпуска и завод не определить. А вот что случилось с танком в начале 2000-х годов, известно. После того, как под Великими Луками был поднят тот Т-70, что ныне находится в парке «Патриот», в Кубинке образовалось два танка. С точки зрения военных они одинаковые (если они считали БА-3М и БА-6 одинаковыми, о чем тут говорить). В результате отреставрированная 70-ка оказалась в музейной коллекции, а Т-70Б уехал на Поклонку.

В принципе, само шасси вполне интересное с точки зрения любителей матчасти

В принципе, само шасси вполне интересное с точки зрения любителей матчасти

Видимо, этого показалось мало. В это же самое время в музее делался памятник погибшим танкистам, а «живописец», который его строил, захотел вмонтировать танк. На худой конец башню. Попробуем догадаться, откуда ее взяли. Поэтому на Поклонке стоит не просто танк, а еще и с макетной башней по типу Т-70. Памятник, кстати, не так давно модернизировали. Туда тот же чудо-скульптор влепил траки от Ха-Го, сейчас там сделали некое подобие танка. Башне от этого, впрочем, лучше не стало, как и танку.

Покрашенные в черный цвет буксирные крюки умиляют

Покрашенные в черный цвет буксирные крюки умиляют

Несмотря на всё то, что с этим танком сделали, он всё еще представляет определенный интерес. Хотя бы потому, что шасси это не стояло на памятнике или еще где-то. Посему много чего сохранилось родного (пока, по крайней мере). Это и родные крылья, и решетка жалюзи, и всякое по-мелочи. В общем, находка для моделистов и других интересующихся темой. Главное — не смотреть на башню. Кстати, самые ранние Т-70Б, в теории, могли получать и такие башни, так что не всё плохо.

Если на башню не смотреть, то машина весьма интересная

Если на башню не смотреть, то машина весьма интересная

Весной 2010 года в музее возникла идея немного разнообразить те танки, что там стали рядком зеленых крокодилов. Благо начальником нашего отдела был тот же Владимир Олегович Рыжов, что в 2002-2007 годах был начальником танкового музея в Кубинке. При нём в музее малярная бригада и появилась, когда руководство поменялось, оттуда ушли. Опыт Кубинки показывал, что нанесение маркировок заметно оживляет облик танка, так что его решили использовать и в данном случае.

Виден стоп-сигнал, который перенесли на крышу корпуса. При этом основание родного сигнала на месте

Виден стоп-сигнал, который перенесли на крышу корпуса. При этом основание родного сигнала на месте

Прототипом танка послужила машина из колонны «Революционная Монголия». Там как раз получали Т-70Б, правда, не ГАЗ-овские, а завода №38. Но отличить их можно только по серийным номерам, кроме того, эти машины имели ранний вариант подвижной бронировки орудийной маски. Как раз то, что надо данному кентавру. Работы по нанесению маркировок проводил Андрей Карпов, к 9 мая 2010 года танк был «красивым». В таком виде он пробыл довольно долго.

Литой люк с перископическим смотровым прибором позже перекочевал на СУ-76М

Литой люк с перископическим смотровым прибором позже перекочевал на СУ-76М

Сейчас там стоит просто зеленый крокодил, причем с «тюнингом». Буксирные крюки покрашены в черный цвет, наверное, это красиво (но это не точно). Также танк поменял дислокацию, теперь его водрузили на постамент, который ранее занимала другая машина. В принципе, символично. Получился памятник тому, что бывает, когда в музее танчиков слишком много.

источник: https://dzen.ru/a/ZrkiEBG1kFcIqLA0

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account