Юрий Пашолок. Четырехосный крупнокалиберный цветок для российской армии

15

Юрий Пашолок. Четырехосный крупнокалиберный цветок для российской армии

Рассказ о самоходном артиллерийском орудии 2С43 «Мальва», одной из главных новинок международного военно-технического форума «Армия-2023»

Главными катализаторами прогресса на ниве вооружения и военной техники являются войны и крупные локальные конфликты. Именно там становится понятно, были ли удачными те или иные технические решения. Каждый новый конфликт становится катализатором развития военной мысли, что можно наблюдать и в XXI веке. Последние полтора десятилетия заметно изменили поле боя, а про последние несколько лет и говорить не приходится. При этом иногда актуальными становятся те решения, которые появились очень давно, но их уже успели порядком забыть.

"Мальва" стала одной из главных новинок форума "Армия-2023"

«Мальва» стала одной из главных новинок форума «Армия-2023»

Международный военно-технический форум «Армия-2023» был весьма богат на новинки. Не менее важным моментом было то, что многие из представленных новинок являлись результатом осмысления боевого опыта последних десятилетий. Некоторые из представленных образцов уже стали серийными образцами, либо готовятся к этому. Среди них и самоходное артиллерийское орудие 2С43 «Мальва», совсем недавно ставшее серийным изделием. Об этой машине стоит рассказать более подробно.

САО находилась в центральной экспозиции форума

САО находилась в центральной экспозиции форума

У тех, кто смотрит на большое количество колесных самоходных орудий, многие из которых являются самоделками, может возникнуть иллюзия новизны идеи. На самом деле нет. Самоходная колесная артиллерия появилась раньше танков, более того, даже первая отечественная САУ тоже была колесной. Причины появления таких машин крылись в необходимости более высокой подвижности и снижении времени на приведение орудия в боевое положение. Данные принципы являются для САУ ключевыми преимуществами над буксируемой артиллерией.

Подойти к ней можно было только спереди. А посмотреть сзади при условии, что вы выше забора

Подойти к ней можно было только спереди. А посмотреть сзади при условии, что вы выше забора

Колесные самоходные пушки постепенно сошли на нет, хотя и первые массовые советские САУ также были колесными. Причины крылись в недостаточной проходимости, невозможности получить надежную броневую защиту и меньший, чем у гусеничных САУ, боекомплект. Преимущества по подвижности проявлялись только на шоссе. Всё это привело к тому, что на первый план вышли гусеничные САУ, их апогей пришелся на Вторую мировую войну. Впрочем, и после нее колесные САУ не особо жаловали. В Советской Армии подобные машины были крайне немногочисленными, хотя попытки их строить предпринимались. Есть «Берег», но она всё же из другой области.

САО привезли, прежде всего, для показа первым лицам, а в таком виде доступ для всех чреват

САО привезли, прежде всего, для показа первым лицам, а в таком виде доступ для всех чреват

Тем не менее, история иногда любит двигаться по спирали. Колесные шасси, как и гусеничные, не стояли на месте. Постепенно недостаточная проходимость отходила на второй план, росла и мощность моторов. Приоритетом стало создание крупнокалиберных самоходных орудий на колесном ходу. Правда, vz.77 DANA, типичная колесная САУ того периода, всё еще создавалась как колесная альтернатива гусеничным машинам. Прежде всего 2С3 «Акации». Подобный подход оказался не совсем удачным, что показала эксплуатация подобных САУ и в Советской Армии. При схожих задачах выиграет гусеничная САУ, тем более что DANA получилась даже потяжелее «Акации».

Кабина имеет противопульное бронирование

Кабина имеет противопульное бронирование

Иная концепция колесной САУ появилась в 90-е годы. В это время появилось две машины — французская CAESAR и шведская ARCHER. Надо сказать, что и французы, и шведы делали замену гусеничным САУ, вместе с тем, у шведской армии и Bkan 1 была исходно иной по концепции, чем у других стран. Идеей было создание машины, которая могла выпустить весь свой боекомплект менее чем за минуту и быстро покинуть огневую позицию. С подвижностью у Bkan 1 дела не задались, но сама концепция была ближе к тому, что ныне исповедуют апологеты концепции колесных САУ. У Archer боекомплект стал еще больше (40 выстрелов), из них 18 находятся в магазине.

Блок дымовых мортирок

Блок дымовых мортирок

По-настоящему концепцию подобных самоходных орудий распробовали уже в 2010-е годы, когда началась серия локальных конфликтов на Ближнем Востоке. Там довольно быстро появились импровизированные колесные САУ, правда, меньшего калибра. Создавались они по канонам 100-летней давности — то же буксируемое орудие, но с куда большей подвижностью и временем развертывания/ухода. Также в Ираке опробовали и CAESAR. А затем появилась и «Мальва». Ей предшествовали колесные САУ, которые концептуально больше напоминали DANA.

В отличие от колесной "Коалиции", "Мальва" не имеет башни

В отличие от колесной «Коалиции», «Мальва» не имеет башни

Главным отличием разработки ЦНИИ «Буревестник» от предшествующих САУ стала сама идея машины. До того предлагалось что-то типа «Мсты-С», но на колесном шасси. Фактически шла речь о колесном аналоге гусеничной САУ, что исходно тупиковый путь. Всё то же самое было еще во время Великой Отечественной войны, результат предсказуемый. Вместо подвижной пушки получался плохой аналог гусеничный САУ, более высокая подвижность терялась на фоне других недостатков.

Это позволило сократить массу

Это позволило сократить массу

Нижегородская разработка концептуально гораздо ближе к CAESAR, и это правильно. Главная мысль при создании 2С43 заключалась в том, что это не замена, а дополнение к гусеничным САУ. Они не могут их полностью заменить, скорее речь идет о высокомобильном аналоге буксируемых орудий. Естественно, такая машина будет уступать и в боекомплекте, и в маневренности огня, и в броневой защите. Но это сродни требовать от СУ-76М брони как у ИС-2 и возможности уничтожить «Тигр».

Машина показывалась в боевом положении

Машина показывалась в боевом положении

Первая информация о «Мальве» появилась в 2019 году, а изображения машины стали достоянием общественности год спустя. Далее события развивались довольно быстро. В 2021 году опытную САУ передали на испытания, а уже год спустя появилась информация о том, что планируется опытная партия. На минувшей неделе стало известно, что эта самая партия передана в войска. Для нынешнего времени сроки очень сжатые.

С правой стороны находится укладка для зарядов

С правой стороны находится укладка для зарядов

В мае этого года прошла информация, что государственные испытания САУ, получившей индекс 2С43, завершились. Как и другие отечественные САУ (или САО, сейчас официально используется термин «самоходное артиллерийское орудие»), разработка «Буревестника» получило «цветочное» обозначение — Мальва. Знаком того, что машина находится на финале работ, стало ее появление на форуме «Армия-2023», причем в центральной экспозиции.

Орудие у "Мальвы" почти такое же, как у "Мсты-С"

Орудие у «Мальвы» почти такое же, как у «Мсты-С»

По волне понятным причинам известны не все характеристики машины, но общее представление о ней получить можно. Ближайшим ее аналогом является французская CAESAR, причем машины довольно близки по ТТХ (если мы говорим о версии 8X8). Боевая масса составляет около 32 тонн, что очень близко к зарубежным аналогам. В качестве шасси используется брянское шасси, ведущее свою родословную от БАЗ-6909. Оно получило обозначение БАЗ-6910-027. Базовый вариант Caesar заметно легче и использует шасси 6Х6, но в данном случае справедливее «тяжесть — это надежно».

С правой стороны идет подача снарядов в механизм заряжания

С правой стороны идет подача снарядов в механизм заряжания

Довольно интересно читать обсуждение о том, что САУ получило небронированную кабину. Если мы внимательно будем смотреть каталог продукции Брянского Автомобильного Завода, то увидим, что такое шасси БАЗ-6910. Значится оно как длиннобазное шасси с бронированной кабиной. Собственно говоря, что кабина у «Мальвы» бронированная, прекрасно видно. Броня противопульная, но больше ей и не надо. Плюс блок дымовых мортирок. Вполне типовой набор для быстроходной колесной САУ.

Заряды, как и на "Мсте-С", подаются сверху

Заряды, как и на «Мсте-С», подаются сверху

Вооружение у 2С43 аналогично тому, что используется на гусеничной САУ 2С19 «Мста-С». Разница в том, что подача снарядов в механизм заряжания производится вручную. Впрочем, недостатком назвать такую систему сложно. Механизация заряжания у орудия осталась, Разница только в том, что подача снарядов идет с земли, дальше их подают в лоток. Заряд, как и на «Мсте-Б», подается в лоток сверху. Боекомплект составляет 30 выстрелов, что вполне привычный показатель для колесных САУ.

В боевом положении опускаются сошники

В боевом положении опускаются сошники

Насколько удачной получилась машина, покажет войсковая эксплуатация. Но в целом «Мальва» выглядит вполне удачной реализацией скоростного самоходного орудия. Следует еще раз осадить тех, кто ее сравнивает с «Мстой-С». Это скорее самоходная альтернатива «Мсте-Б». Нынешние реалии поля боя заставляют менять концепцию артиллерии. Время, когда можно было оперировать фразами «буксируемые орудия дешевле», уходит. Сейчас высокая мобильность и возможность быстро уйти с огневой позиции становятся жизненно важными показателями. Так что у колесных пушек началась вторая жизнь. При этом гусеничные САУ никуда не деваются. У этих двух классов самоходной артиллерии разные задачи.

источник: https://dzen.ru/a/ZTtogm4wYCZc1Ep7

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account