Юрий Пашолок. Чехословацкий плавунец
Разведывательный танк-амфибия ČKD F-IV-H, появившийся слишком поздно, чтобы попасть в чехословацкую армию
Танкетки, которые в ряде стран эволюционировали в разведывательные танки, имели крайне непростую судьбу. Популяризировали их англичане, но идея о «мобильном стрелковом щите», изначально одноместном, довольно быстро видоизменилась. Достаточно быстро стало понятно, что одному человеку слишком сложно одновременно управлять такой боевой машиной, вести огонь и наблюдать за местностью. До более-менее совершенного состояния танкетки довели Джон Карден и Вивиан Лойд. Их танкетка Carden-Loyd Mk.VI оказалась самой удачной, особенно в коммерческом отношении. Вместе с тем, если посмотреть на то, как развивались клоны танкетки Carden-Loyd в других странах, можно заметить две тенденции. Первая — попытка немедленно заменить мотор от Ford T на что-то более мощное, поскольку от танкетки требовали большей прыти. Даже Т-27, и та тут же получила мотор от Ford A, более мощный. Второй тенденцией стало желание получить вращающуюся башню, то есть превратить «мобильный стрелковый щит» в малый танк. Не у всех это получалось, но те же англичане быстро пришли к 4-тонным коммерческим танкам-разведчикам. Японцы создали танкетки Тип 94 и Тип 97, которые по своим функциональным возможностям являлись полноценными танками.
Очень похожую ситуацию можно было видеть и в чехословацком танкостроении. Силами ČKD было освоено лицензионное производство танкеток Carden-Loyd Mk.VI, но они быстро превратились в довольно сильно отличающуюся по корпусу машину. P-I, она же Tč vz.33, была более удачной по компоновке, вместе с тем, после изготовления пробной партии из 70 машин чехословацкие военные с танкетками завязали. Причины всё те же, что и везде. С подвижностью у Tč vz.33 дела оказались не очень, также критику вызвала низкая маневренность огня. По этой причине летом 1934 года танкетки стали в чехословацкой армии персонами нон грата. Tč vz.33 применялись как учебные машины, новых машин данного типа не заказывали, а из трех категорий легких танков даже тип II (лёгкие кавалерийские танки с бронёй 15 мм) выпустили ограниченную партию. Основой чехословацких бронетанковых сил стали легкие танки категории II-a (лёгкие кавалерийские танки с лобовой бронёй 25 мм и бортовой 15 мм). ČKD, надо сказать, танкетки не бросила и создала удачную экспортную танкетку Praga AH-IV с вращающейся башней, высокой подвижностью и толщиной брони до 12 мм. Чехословацких военных данные машины не заинтересовали. Тем не менее, в MNO зря считали, что с малыми танками покончено раз и навсегда.
Помимо танкеток и скоростных малых танков-разведчиков, творческий тандем Джон Карден и Вивиан Лойд породили еще один тип машины — разведывательный танк-амфибию. Первой такой машиной стала Light Amphibious Tank A4E11, более известная как Carden-Loyd M.1931. Английским военным она как-то не пришлась ко двору, но при этом плавающий танк-разведчик имел определенный экспортный успех. 32 танка данного типа ушло в Китай, еще 8 закупил Советский Союз. В СССР данные машины стали отправной точкой в создании семейства разведывательных танков-амфибий, прежде всего речь идет о Т-37 и Т-38. Причины, почему англичане не особо оценили Light Amphibious Tank A4E11, очевидны. Танк-разведчик предназначался для формирования рек и озер, а хотелось чего-то большего. В результате у англичан дело заглохло, а остальные, за исключением Советского Союза, дальше экспериментов как-то не продвинулись. Тем не менее, в октябре 1936 года VTLÚ (Vojenský Technický a Letecký Ústav, военно-технический и авиационный институт) подготовил спецификацию на плавающий танк-разведчик. Предложение было направлено двум главным разработчикам чехословацкой бронетанковой техники — ČKD и Škoda.
Концепция боевой машины, которую VTLÚ проработал по заданию MNO, существенно отличалась от Light Amphibious Tank A4E11 или его советских потомков. Предполагалось, что танк-разведчик будет иметь броневую защиту, которая позволит «снимать» винтовочные пули с любой дистанции. Такое требование автоматически означало, что танк будет крупнее своих аналогов. Правда, вооружение оставалось на уровне типового танка-разведчика, то есть станковый пулемет ZB vz.37 (точнее, два пулемета — один в башне, один в лобовой части корпуса). Таким образом, взять условный Praga AH-IV и переделать его в амфибию не получалось. Скорее получалась обратная ситуация, то есть взять за основу агрегаты легкого танка и делать из них плавающий танк-разведчик.
Именно так и поступили на ČKD. 29 января 1937 года MNO было представлено два варианта эскизного проекта разведывательного танка-амфибии. В первом случае предполагалось использовать наработки по опытному танку P-II-a, во втором случае применялись технические решения от второй опытной машины — P-II-b. Эти танки отличались по компоновочным решениям: P-II-a имел трансмиссию в носовой части корпуса, а P-II-b — в кормовой части. Для придания плавучести использовались не только водоизмещающий корпус, но и развитые поплавки по бортам корпуса. Они же являлись и развитыми надгусеничными полками. Для движения по воде использовалось два гребных винта, причем их привод имел более простую конструкцию, нежели у конкурирующего проекта от Škoda.
Следует отметить, что VTLÚ практически сразу посчитала проект ČKD более удачным. Во-первых, привод на гребные винты получался более простым и не занимал место внутри машины. Во-вторых, ŠOT, так именовался плавающий танк из Пльзеня, выделялся откровенно не амфибийными формами. Корпус детища Škoda получалось откровенно квадратным (это и неудивительно, ибо в Пльзене не стали сильно утруждаться и перепилили корпус Š-II-a), что сразу вызывало вопросы по поводу скорости движения на плаву. А она, к слову, предполагалась довольно высокой — до 16 км/ч. Возникали вопросы и по поводу массы, изначальные требования предполагали лимит в 6 тонн. Существовало два варианта исполнения заказа. В первом случае VTLÚ предлагал изготовить два варианта проекта ČKD, как более удачных. Второй вариант предполагал постройку по одному опытному образцу от каждой компании. После паузы, которая длилась больше полугода, в MNO решили пойти по второму пути. 12 ноября 1937 года с ČKD заключили договор о выпуске одного танка, получившего обозначение F-IV-H. Обходился опытный образец в 718 тысяч чешских крон.
Согласно договору, предполагалось, что опытный образец F-IV-H будет готов к 12 августа 1938 года. На практике данная разработка отправилась в нижний приоритет. На то имелись свои причины. Во-первых, ČKD усиленно работала по LT vz.38, более необходимому, нежели танк-разведчик. Во-вторых, в работе находился средний танк V-8-H, также более необходимый. В-третьих, ČKD зашивалась по экспортным заказам. В итоге получалось, что F-IV-H делался по остаточному принципу. По этой причине к сроку была готова только техническая документация. Казалось бы, всё в пользу Škoda, но не совсем. В Пльзене сами себя перехитрили и поставили на Škoda ŠOT (Škoda Obojzivilny Tank, то есть плавающий танк Шкода) электромеханическую трансмиссию разработки французской Cotal. Мало того, что это сделало заметно тяжелее конкурента, так еще и Cotal не спешила. Поэтому, можно сказать, игра была равна.
Итогом всего происходящего стало то, что ČKD F-IV-H и Škoda ŠOT пребывали в полуготовом состоянии к моменту оккупации Чехословакии немецкими войсками. К моменту, когда на бывшую ČKD, ныне именовавшуюся как BMM (Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG), прибыла комиссия 6-го отдела Департамента Вооружений, танк уже собрали, он уже мог ездить, но всё еще велись доводочные работы. Окончательно завершили их только в июне 1939 года. Нельзя сказать, что новые хозяева были сильно заинтересованы в чешском танке-разведчике, но его хотя бы одобрили для испытаний. Škoda ŠOT вполне справедливо забраковали, поскольку вместо 6 тонн получилось 7,5.
Финальный вариант F-IV-H также превысил требуемую массу, но не сильно. Боевая масса составила 6,5 тонн, с учетом толщины брони, составлявшей 12 мм, вполне неплохо. Более важным было то, что машина вполне нормально держалась на плаву, а также отличалась высокой подвижностью. На танк установили рядный 6-цилиндровый мотор Praga F4H объемом 7,15 литров и мощностью 120 лошадиных сил. В результате удельная мощность составила чуть меньше 20 л.с. на тонну, очень приличный показатель. Максимальная скорость достигала 45 км/ч. А вот на плаву подвижность оказалась куда скромнее требуемых параметров. Вместо 16 км/ч она не превышала 6 км/ч. Вместо 2 пулеметов поставили 1 — в башне. Ходовая часть была вполне типовой для ČKD: 4 опорных катка на борт с блокированной подвеской конструкции Алексея Сурина. В виду требований по ограничению массы ходовую часть сделали облеченной. Также вполне типовым решением было использование планетарной коробки передач Praga-Wilson. Разместили ее в кормовой части корпуса.
Испытания опытного образца танка, имевшего корпус из конструкционной стали, начались в августе 1939 года. Каких-то особых подробностей по их поводу не сохранилось, но заказ 2 ноября 1939 года немцами улучшенного образца машины намекает на то, что не всё пошло гладко. В частности, танк оказался перегружен, также не удалось достичь требуемых параметров по скорости на плаву. Поэтому улучшенный танк предполагалось сделать легче. Ожидалось снизить боевую массу до 5,5 тонн, а скорость на плаву поднять до 12-14 км/ч. Между тем, BMM стала прощупывать почву для экспортных поставок F-IV-H. Данная версия получила индекс F-IV-HE (E — экспортный). Эти попытки не пошли мимо советской разведки, по крайней мере, снимки и кое-какие данные по танку попали в переписку по ГАБТУ КА. Впрочем, особой заинтересованности в танке-амфибии потенциальные покупатели не проявили.
Второй опытный образец F-IV-H был готов в 1941 году. Машину достаточно сильно доработали по корпусу, изменили командирскую башенку, а также полностью переработали поплавки. Смогли ли при этом существенно доработать машину с точки зрения улучшения скоростных данных при движении на плаву, вопрос открытый. Отчасти это связано с тем, что сами немцы распространяли дезинформацию. Например, про нее было известно, что построили серию из 100 танков, данная информация попала и в ГАБТУ КА. На самом деле существовал всего один образец улучшенного танка. В 1941 году его отправили на полигон в Куммерсдорф, на этом всё и закончилось.
Судя по тому, как развивалась ситуация с чехословацкими плавающими танками-разведчиками еще до оккупации, функции этих машин явно были под вопросом. Не менее важный момент был связан с ценой. Стоил F-IV-H как LT vz.38, ценник слегка неадекватный. Особенно с учетом сомнительной боевой ценности данного танка. Отчасти это объясняет и то, почему немцы не особо форсировали по нему работы. В случае с новым заказчиком ситуация усугублялась тем, что при развитом мостовом парке необходимость в таком танке-амфибии оказывалась крайне сомнительной. Да и к 1941 году чисто пулеметное вооружение смотрелось крайне странным. Т-40, ближайший аналог, еще в 1938 году создавался с крупнокалиберным пулеметом ДШК.
Список источников
- Архив ČKD
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
- rotanazdar.cz
- www.valka.cz
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/chehoslovackii-plavunec-6093e952b8f34b04d2006600