12
Юрий Пашолок. Carden-Loyd по-чехословацки

Юрий Пашолок. Carden-Loyd по-чехословацки

Чехословацкая танкетка ČKD P-I, она же Tč vz. 33, первый серийный образец чехословацкой бронетанковой техники

После окончания Первой мировой войны на карте Европы образовалось несколько новых государств, которые ранее входили в империи. Одним из них стала Чехословакия, образованная в ноябре 1918 года. Так исторически сложилось, что в наследство от Австро-Венгрии новому государство досталась развитая промышленность, в том числе военная промышленность. Значительную часть артиллерийских систем австро-венгерской армии составляли орудия, выпускавшиеся Škoda, имелся весомый вклад в стрелковое вооружение. Не менее важным моментом было то, что чехословацкая промышленность не сидела на австро-венгерском наследстве, а активно развивала вооружение, создавая собственные образцы, часто весьма удачные. При таком подходе не стоит удивляться, что орудия Škoda и стрелковое вооружение Zbrojovka Brno быстро завоевали весьма обширный сегмент в мировом экспорте оружия.

Танкетка Carden-Loyd Mk.VI на маневрах английской армии, 1929 год

Танкетка Carden-Loyd Mk.VI на маневрах английской армии, 1929 год

Хуже дела обстояли в новом для Чехословакии сегменте — танкостроении. В общем-то, удивляться ничему не надо, даже мировые лидеры поначалу сильно буксовали на этом поприще. Изначально Чехословакия пошла по пути Швеции, обратившись за помощью к немцам. Те в тот момент не имели права разрабатывать и производить собственные танки, а тут вроде как и не немецкий танк, а чехословацкий. Так возник проект KH (Kolohousenka, то есть колесно-гусеничный), который разрабатывал Йозеф Фольмер. Базировался он на шасси гусеничного трактора Hanomag Z WD-50, потому и назывался KH-50. С чехословацкой стороны данные работы шли по линии Breitfeld-Daněk (Breitfeld, Daněk a spol). Откровенно говоря, идея оказалась не самой лучшей. Главной ошибкой было использование тракторного шасси, которое заведомо имело неважные характеристики. Если на колесах скорость еще была плюс-минус неплохой, то на гусеницах KH-50 развивал всего 15 км/ч. Дальнейшее развитие (KH-60 и KH-70) позволило развить скорость на колесах до 70 км/ч, но тракторная база всё равно сводила усилия на нет. Одним словом, к концу 20-х годов стала очевидна бессмысленность дальнейших работ.

Один из образцов CL-P, (Carden-Loyd-Praga), танкеток Carden-Loyd, изготовленных в Праге. Позже их все переделали

Один из образцов CL-P, (Carden-Loyd-Praga), танкеток Carden-Loyd, изготовленных в Праге. Позже их все переделали

Чехословакия поступила ровно так же, как и многие другие государства. А именно стала искать варианты на стороне. У французов дела на тот момент обстояли не очень, немцы показали себя не как лучшие инженеры, оставалась Англия. В результате MNO (Ministerstvo národní obrany, Министерство Обороны Чехословакии) приняло решение пойти на поклон к Vickers-Armstrongs. Как раз в это самое время английские военные перестали вести себя как надежные деловые партнеры, что вынудило Vickers-Armstrongs искать заказы на стороне. Как раз к этому моменту компании было что предложить для зарубежных заказчиков. Попытка продавать средние танки оказалась не особо успешной, зато выяснилось, что хорошо продаются танкетки Carden-Loyd и легкие танки Vickers Mk.E. И если Vickers Mk.E чехословацкую сторону не особо заинтересовал, поскольку они не теряли надежды что-то сделать по линии колесно-гусеничных танков, то танкетка Carden-Loyd Mk.VI вызвала обратную реакцию. Ничего подобного в системе вооружения чехословацкой армии не была, но при этом машина была дешевой, простой, использовала автомобильные агрегаты, а главное, их можно было сделать сразу довольно много.

Донором мотора для танкетки P-I стал коммерческий грузовик Praga AN. По иронии судьбы, конкретно этот грузовик развозил светлое пиво, которое делалось в городе, в котором находилось производство главного конкурента - Škoda

Донором мотора для танкетки P-I стал коммерческий грузовик Praga AN. По иронии судьбы, конкретно этот грузовик развозил светлое пиво, которое делалось в городе, в котором находилось производство главного конкурента — Škoda

Результатом переговоров стала покупка 3 образцов Carden-Loyd Mk.VI, а также приобретение лицензии на выпуск еще 3 танкеток силами ČKD. Так стала называться компания, образованная в 1929 году путем объединения Českomoravská-Kolben и Breitfeld-Daněk. В ее состав вошла и автомобилестроительная марка Praga, по этим логотипом танкостроение и продолжилось. Согласно договоренностям, за каждую танкетку, выпущенную силами ČKD, Vikcers-Armstrongs получала роялти в 75 фунтов стерлингов. Вместе с тем, практически с самого начала исходная танкетка не очень-то пришлась ко двору. Причины были те же, что и у почти всех операторов Carden-Loyd Mk.VI — чрезмерная теснота боевого отделения и недостаточная мощность мотора. Ко всему прочему танкетки непосредственно выпуска ČKD осваивались весьма тяжело. Все три машины имели различные технические проблемы, посему на маневры чехословацкой армии осенью 1930 года не успели. Там принимали участие танкетки Carden-Loyd, вооруженные пулеметами Schwarzlose-Janeček vz.07/24. Собственно говоря, на этих самых маневрах и выявились те же проблемы, которые обычно сопровождали танкетки Carden-Loyd. Вместе с тем, построенные ČKD танкетки всё же попали заказчику. Они получили регистрационные номера NIX-223/NIX-225. Также имелась еще и четвертая машина, построенная ČKD для себя, она служила испытательным стендом.

Третий образец VC-P, переделанный в P-I, конец 1932 года

Третий образец VC-P, переделанный в P-I, конец 1932 года

Škoda, на фоне проблем с танкетками Carden-Loyd и их лицензионными версиями от ČKD, пыталась подсуетиться. В 1930 году была разработана танкетка MU-2, которая сильно отличалась от прародителя. Она выгодно отличалась переносом мотора в корму, имела вращающуюся башню, но ее забраковали. Мотор был слабоват, да и броневая защита требовалась повыше. В 1933 году появилась переработанная версия, MU-4, но и на ČKD не дремали. Выпущенные ранее танкетки в 1932 году отправились на переработку. Для начала, было решено избавиться от комплектующих Ford T, явно слабоватых даже для столь маленькой боевой машины. У Praga в ассортименте имелись подходящие доноры. Прежде всего легкий грузовик Praga AN, как раз в 1929 году появились грузовики 13-й серии, имевшие 4-цилиндровый мотор объемом 1,95 литров и мощностью 32 лошадиные силы. Мотор чуть изменили для использования на танкетке, в виду чего он получил обозначение Praga AHN (A — Альфа, H — гусеничный, N — коммерческий автомобиль). С модели Praga AN также была взята планетарная коробка передач.

Четвертый образец VC-P после переделки. От него избавились оригинальным способом - подарив шаху Персии (с 1935 года Иран) Резе-хану Пехлеви

Четвертый образец VC-P после переделки. От него избавились оригинальным способом — подарив шаху Персии (с 1935 года Иран) Резе-хану Пехлеви

С таким шасси уже имелась возможность улучшить другие характеристики машины. Боевое отделение машины сильно переработали, теперь оно являлось единым целым, а не двумя отеками с «кепками» для защиты сверху. Толщина брони выросла до 12 мм в лобовой части, это уже позволяло «держать» пули винтовочного калибра. Толщину бортов оставили в пределах 9 мм. Количество пулеметов увеличили до 2. У механика-водителя, который теперь находился с правой стороны, стоял курсовой пулемет ZB 26 (Lehký kulomet vz. 26), еще один такой пулемет стоял у командира (он же наводчик) в шаровой установке. Были улучшены характеристики по обзорности, да и в целом машина стала более удачной, нежели прародитель. От «карманов» в кормовой части корпуса отказались, поскольку необходимости в них не имелось. Машина значительно потяжелела (боевая масса достигла 2250 кг), но при этом выросла и боевая эффективность. На испытаниях максимальная скорость танкетки, переименованной в P-I (Praga, категория I), была достигнута максимальная скорость по шоссе 35 км/ч, средняя скорость составила 20 км/ч. На проселке максимальная скорость достигала 20 км/ч, а средняя — 15 км/ч. Этого было вполне достаточно для боевой машины данного класса.

Компоновка Tč vz. 33. Механик-водитель теперь сидел справа по ходу движения

Компоновка Tč vz. 33. Механик-водитель теперь сидел справа по ходу движения

Переделка танкеток, включая и четвертый образец, была закончена в 1932 году, после чего начались испытания. Škoda со своей танкеткой MU-4 пыталась подсуетиться, причем, откровенно говоря, у конкурента машина была лучше. MU-4 имела и более мощный мотор, и стоял он не внутри боевого отделения, да и машина, позже получившая обозначение Š-I (Škoda, категория I), получилась быстрее. Но доводка машины затянулась,а на кону стояла поставка 300 танкеток. В результате 17 октября 1933 года MNO сделало выбор в пользу P-I. 3 переделанных танкетки, получившие регистрационные номера 13.359–13.361, отправились в Миловице. Может быть, у конкурента машина была лучше, но когда у вас под боком внезапно образовались нацисты, явно идущие во власть под недвусмысленными лозунгами, надо торопиться. К тому же у ČKD имелись связи с Vickers-Armstrongs, это тоже повлияло на решение в пользу P-I.

Серийная версия Tč vz. 33, первые танкетки данного типа стали поступать в чехословацкую армию с ноября 1933 года

Серийная версия Tč vz. 33, первые танкетки данного типа стали поступать в чехословацкую армию с ноября 1933 года

Согласно первому контракту, ČKD сдавала 70 танкеток, стандартизированных как Tč vz. 33 (Tančík vzor 1933, танкетка обр.1933 года), из них 40 штук сдавалось до конца 1933 года. По факту первые танкетки были сданы 9 ноября 1933 года, а последние — 10 октября 1934 года. Škoda сдаваться не собиралась, продолжая развивать Š-I. Но позже выяснилось, что во многом попытки влезть в контракт на выпуск 300 танкеток были напрасными. Маневры, которые были поведены в 1934 году, показали, что значительная часть проблем Carden-Loyd осталась на месте. Иначе и быть не могло, поскольку выросла не только мощность мотора, но и масса машины. По итогам удельная мощность даже снизилась. На местности средняя скорость не превышала 10 км/ч, а возможности по преодолению препятствий оказались весьма скромными. Собственно говоря, иначе и быть не могло, поскольку Tč vz. 33 имела наименее мощный, среди клонов Carden-Loyd, двигатель. Также не понравилось и размещение вооружения, требовалась башня с круговым вращением.

Эта же машина сзади

Эта же машина сзади

По результатам маневров стало ясно, что дальнейшая закупка танкеток чехословацкой армией не имеет смысла. Контракт на первую партию из 70 Tč vz. 33 стал и последним. Построенные машины получили регистрационные номера 13.420–13.489. Далее работы пошли по созданию танкетки AH-IV, которая не имела с P-I ничего общего. Впрочем, сильно на ČKD не грустили, поскольку их легкий танк P-II приняли на вооружение как LT. vz.34, без контрактов они не остались. Ну а Škoda продолжила попытки что-то сделать со своей танкеткой, пытаясь ее развивать и всё же продать чехословацкой армии. Ничего путного из этого не получилось, единственным выхлопом стало создание Š-I-D (Škoda T-32), 8 таких танкеток, являющихся скорее истребителями танков, купила Югославия.

На маневрах в Миловице, 1934 год. Тогда же стало ясно, что машина имеет ряд недостатков, поэтому больше Tč vz. 33 не заказывали

На маневрах в Миловице, 1934 год. Тогда же стало ясно, что машина имеет ряд недостатков, поэтому больше Tč vz. 33 не заказывали

Не особо высокие характеристики предопределили судьбу Tč vz. 33. Данные машины было решено использовать как учебные танки, поскольку поначалу ничего иного у чехословацкой армии почти не имелось. Судя по всему, машины распределили следующим образом. 20 штук (13.420-13.439) ушли в 1-й танковый полк, который располагался в Миловице. Еще 20 штук (13.440-13.459) ушли во 2-й танковый полк, располагавшийся в Пршаславице. Оставшиеся 30 танкеток (13.460-13.489) отправились в 3-й танковый полк, располагавшийся в Мартине, Словакия. В том же самом составе данные машины оставались вплоть до марта 1939 года, когда Чехия оказалась оккупирована немцами.

Первый серийный образец Tč vz. 33 на маневрах в Миловице, 1938 год

Первый серийный образец Tč vz. 33 на маневрах в Миловице, 1938 год

Доставшиеся 40 танкеток из состава 1-го и 2-го танковых полков оказались для немцев скорее балластом они были им попросту не нужны, поскольку имели слишком слабые моторы, да и техническое состояние у учебных машин не вызывало оптимизма. Посему сначала танкетки хранились на территории частей, где ранее они состояли, а далее основная масса отправилась в Вену. Несколько танкеток было решено использовать как экспонаты для выставок трофейной техники. Одним словом, они немцам вообще не пригодились. На этом фоне польские танкетки TK-S представляли хотя бы минимальную ценность.

40 танкеток данного типа досталось немцам. В данном случае бывшая матчасть 1-го танкового полка

40 танкеток данного типа досталось немцам. В данном случае бывшая матчасть 1-го танкового полка

Другая судьба оказалась у танкеток из 3-го танкового полка. Они оказались в составе словацкой армии, получив при этом регистрационные номера V13.460-V13.489. Недолгое время их использовали как учебные машины, сдав в 1941 году на склады. В январе 1944 года их снова стали вводить в строй, поскольку фронт постепенно приближался к Словакии. В ходе Словацкого национального восстания некоторое количество этих танкеток использовались как восставшими, так и немцами. Последние их пытались использовать и как артиллерийские тягачи, но результат был вполне очевиден. Машина для этих целей в принципе подходила слабо. Некоторое количество Tč vz. 33 дожило до конца войны, но интереса для возрожденной чехословацкой армии не представляло даже как учебные машины.

Данная танкетка ранее находилась в составе 2-го танкового полка. Фото сделано на территории Венского Арсенала

Данная танкетка ранее находилась в составе 2-го танкового полка. Фото сделано на территории Венского Арсенала

История Tč vz. 33 была вполне типовой для машин данного класса. Как малый танк поддержки пехоты подобные аппараты стали не актуальны еще в середине 30-х годов. В большинстве случаев от малых танков требовали более высокой подвижности, а также наличия вращающейся башни. Вместе с тем, история данной танкетки показала мудрость чехословацких военных. В отличие от поляков и итальянцев, командование MNO быстро сообразило, что принцип «меньше, да больше» не работает. Вместо того, чтобы плодить «клоповник», там взяли курс на постройку полноценных легких танков. В результате чехословацкие танковые силы к осени 1938 года имели наиболее высокий уровень боевой готовности среди «малых держав». Да что там малых — их танковые силы выглядели гораздо более адекватными, чем у англичан. Правда, в условиях Мюнхенского сговора танки Чехословакии не помогли, но тут уже вопросы не к чехословацкой танковой промышленности.

Источники:

  1. Export Light Tanks. Tanque 39, Pzw 39, LT-40, V. Francev, C. Kliment, MBI, 2007
  2. Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
  3. forum.valka.cz
  4. pragaglobal.com
  5. Фотоархив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/cardenloyd-pochehoslovacki-5ff988cfaf142f0b1738673a

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account