В истории отечественного танкостроения не раз происходили случаи, когда приходилось идти на снижение боевой массы танков, особенно тяжелых. Хрестоматийный пример — это КВ-1с, но он отнюдь не единственный. Более частым явлением становился выбор более легкого по массе танка. Например, вместо СМК-1 выбрали КВ, как более легкий и простой в производстве, а также более защищенный и более подвижный. Схожая история случилась в 1945 году, когда вместо Объекта 701 выбрали ИС-3.
В феврале 1949 года история повторилась. Выпуск ИС-7 и ИС-4 отменили, вместо них решили разрабатывать танк с массой и габаритами, близкими к ИС-3. В результате на свет появился Т-10, самый массовый тяжелый танк послевоенного периода. В ходе эволюции танка появился основной вариант, Т-10М. Именно он и стал самым массовым в семействе. Большинство сохранившихся танков данного типа также относятся к версии Т-10М.
В настоящее время тяжелых танков Т-10, сохранившихся в ходовом состоянии, осталось совсем немного. В феврале 2022 года такая машина появилась в коллекции Музея отечественной военной истории. Это один из последних выпущенных танков данного типа. Закончил он свой жизненный путь как мишень на стрельбище. Тем ценнее то, что его восстановили до ходового состояния.
ссылка на видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/65ead4905851e30b8c4cf055
источники:
-
-
- текст — https://yuripasholok.livejournal.com/14700888.html
- видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/65ead4905851e30b8c4cf055
- видео на ЮТ — https://www.youtube.com/watch?v=uR4u0lgFU6Q
- гифка на ТГ — https://t.me/yuri_pasholok/14349
-