Юрий Пашолок. Быстроходный символ советских бронетанковых сил

17

Юрий Пашолок. Быстроходный символ советских бронетанковых сил

Рассказ о БТ-7 из коллекции военно-исторического клуба «Капонир», новинке выставки «Моторы Войны»

Есть в среде реставраторов одно поверье. Если кто-то один восстановил машину, которой раньше почти ни у кого не было, жди потока завершенных проектов по данной теме. Ничего плохого в этом факте нет, скорее тут положительный момент. Но далеко за примерами ходить не надо. Еще лет 15 назад ни одного пушечного бронеавтомобиля БА-10 в России не было. Достаточно было закончить такой броневик «Военному Ангару», как эти бронемашины стали появляться в других коллекциях. Та же самая история случилась с тягачами «Комсомолец». Лет 20 назад он в России был один, а теперь их выводок.

Тягач "Комсомолец" и БТ-7 стали главными участниками праздничных мероприятий на "Моторах Войны" 24 февраля

Тягач «Комсомолец» и БТ-7 стали главными участниками праздничных мероприятий на «Моторах Войны» 24 февраля

Одной из приятных тенденций последних нескольких лет стало то, что в России стали появляться восстановленные до ходового состояния танки семейства БТ. Только за последние два года таковых набралось уже 5 штук. Причем все они оказались разными, что тоже хорошо с исторической точки зрения. Вот и нынешняя новинка тоже немного отличается от предшествующих. В минувшую субботу выставка «Моторы Войны» пополнилась колесно-гусеничным танком БТ-7, самым известным советским довоенным танком.

Прибытие танка

Прибытие танка

Для советской системы вооружения БТ стал чем-то вроде чертика из табакерки. В этом смысле ситуация была очень похожа с тем, что происходило в американской армии. Причина заключалась в том, что обычно танки разрабатывают под вполне определенные тактико-технические требования. Кристи же никаких тактико-технических требований не видел, создав то, что решил сам. А дальше военные стали думать, чего делать с таким счастьем.

Машина сходит с трала

Машина сходит с трала

Надо сказать, что и Vickers Mk.E, первый по плодовитости танк межвоенного периода, создавался скорее как инициативный танк. Но он отлично вписался в требования на танк сопровождения. У Кристи же получился легкий танк, случайно упавший в чан со стероидами. Как легкий танк он выглядел слишком тяжелым и дорогим, можно сказать, избыточным. Но и средним танком он являлся крайне относительно. Неслучайно американские военные довольно быстро начали «кормить» Convertible Medium Tank T3, пытаясь сделать из него полноценный средний танк.

Уход на исходную

Уход на исходную

У нас же решили иначе, запустив в серию танк Кристи, как есть (перед этим несколько доработав). Присвоив ему отдельный класс — быстроходный танк. Это и не легкий, и не средний танк. Самое главное, что этот танк был более подготовлен для серийного производства, чем Т-24, который с трудом осваивался на Харьковском Паровозостроительном Заводе. 23 мая 1931 года было принято решение об освоении выпуска танка Кристи на ХПЗ, а спустя полгода начался выпуск БТ. Сначала выпуск шел с большим трудом, но уже за 1932 год сдали 396 БТ-2. Лучший показатель того, что ставка на танк Кристи была верной.

Сугроб нашелся, что надо

Сугроб нашелся, что надо

Танк постоянно развивали. Уже в 1933 году начался выпуск БТ-5, ставший дальнейшим развитием БТ-2. Главным отличием стало появление новой, двухместной башни, а также 45-мм танковой пушки обр.1932 года. Это заметно повысило эффективность танка на поле боя. Постоянно шли доработки шасси танка, появлялось новое оборудование. В том же 1933 году сдали первые радийные БТ-5. Поначалу их количество было невелико, но в то время танки, оснащенные радиостанциями, являлись редкостью.

Такое зрелище редко можно видеть

Такое зрелище редко можно видеть

Новым этапом в развитии БТ стала установка двигателя М-17, советского варианта немецкого авиационного мотора BMW VI. О его установке вопрос поднимали еще в ходе освоения выпуска БТ-2, но тогда было не до него. Далее предпринимались попытки поставить М-17 в БТ-5, но по итогам КБ ХПЗ под руководством А.О. Фирсова создало новый танк — БТ-7. Переделке подверглись и корпус, и башня, последнюю изначально создали вообще с нуля. Но дальше опытных работ эта башня не продвинулась, в отличие о БТ-7 с целом.

На броневых листах видны отметины от заварок

На броневых листах видны отметины от заварок

БТ-7 весьма существенно отличался от БТ-5. Более удачной (и сложной) стала носовая часть корпуса, сам корпус теперь был сварным. От глушителя отказались, вместо него ввели прямоточные патрубки, которые завели сверху. Благодаря переделке кормовой части удалось установить топливный бак объемом 480 литров. Переделали надмоторную плиту, также в планах значилась и замена траков на мелкозвенчатые. Но их на серийном танке не ввели, как и новую коробку передач. Последнее иначе, как вредительством, назвать нельзя.

Танк собран из фрагментов нескольких машин

Танк собран из фрагментов нескольких машин

Поскольку М-17 был мощнее, чем М-5, нагрузка на КПП выросла. В результате начались массовые поломки КПП БТ-7, из частей пошли жалобы. Дальнейшие разбирательства с участием соответствующих органов выявили, что Фирсов про это знал. Но на 750 БТ-7 раннего выпуска ставили старые КПП, «потому что план». Масса вопросов была и к руководству завода. Потом, правда, они стали «невинными жертвами режима», но это уже другая история. Пока на повестке дня стояла острая необходимость модернизации БТ-7.

Аутентичные фары стали приятной обыденностью для танков

Аутентичные фары стали приятной обыденностью для танков

В декабре 1936 года на должность начальника Т2К танкового отдела Т2 ХПЗ был назначен М.И. Кошкин. А в 1937 году БТ-7 претерпел большой объём изменений. Сначала появился БТ-7А (нет, это не танк с 76-мм пушкой, он БТ-7 Артиллерийский), по которому внесли 37 пунктов доработок, включая и установку 3-скоростной КПП. Далее появился БТ-7Б, его производство запустили во второй половине 1937 года. Такие танки получили пулеметную установку в корме башни, утолщенный до 20 мм лоб корпуса, воздухоочиститель на надмоторной плите и ряд других доработок. В общей сложности БТ-7Б получил 32 пункта изменений. А далее начался выпуск БТ с конической башней.

Гусеница крупнозвенчатая, на БТ-7 с конической башней бывало и такое

Гусеница крупнозвенчатая, на БТ-7 с конической башней бывало и такое

Необходимость башни конической формы диктовалась опытом боевых действий в Испании. Так увеличивалась стойкость брони при той же ее толщине. Само появление башни на БТ-7 стало большим событием. Во-первых, это была первая такая серийная башня на советском танке. Во-вторых, на сей раз речь не шла о копирке технических решений ленинградских танков. КБ завода №183, как позже стал именоваться ХПЗ, создало собственную башню, причем весьма удачную. В дальнейшем из нее выросла башня А-20, А-32 и Т-34. Также коническая башня БТ-7 послужила базисом для проектирования башен новых японских танков. Да и немецкие танковые башни второй половины войны являются ее дальними родственниками.

Кронштейны ленивцев пришлось изготовлять заново

Кронштейны ленивцев пришлось изготовлять заново

Новая башня породила новые проблемы. Прекрасно понимая, что просто придать коническую форму не получится, инженеры КБ завода №183 сделали башню шире. При этом она залезла на место размещения регулировочного стакана подвески второго опорного катка. Его пришлось спускать вниз. Те корпуса, что были из задела, пришлось дорабатывать, перенося регулировку изнутри отделения управления.

Дополнительные топливные баки

Дополнительные топливные баки

В 1938 году корпус немного переделали. Чтобы обеспечить регулировку подвески второго опорного катка, снаружи появился лючок, который крепился на бортах. Его можно видеть на танке, который является героем данного материала. Еще в 1937 году перешли на мелкозвенчатую гусеницу, хотя и более ранний трак на машине 1938 года теоретически мог быть. С 1939 года убрали поручневую антенну, теперь была только штырьевая. В общей же сложности за 1937-39 годы сдали около 2,5 тысяч танков с коническими башнями, из них примерно 850-900 радийных.

Внутри МТО скрываются агрегаты БМП

Внутри МТО скрываются агрегаты БМП

БТ-7 с коническими башнями дебютировали летом 1939 года в ходе боёв в районе реки Халхин-Гол. Далее были Освободительный поход осени 1939 года, советско-финляндская война. Как и другие танки Красной Армии, БТ-7 понесли тяжелейшие потери летом 1941 года. Тем не менее, они активно использовались и в битве под Москвой, и во время сражений под Ленинградом. В последний раз БТ-7 применялись во время советско-японской войны августа 1945 года, часть танков получила экранировку. Увы, дальше они попали под списание.

Конические башни получила примерно половина БТ-7

Конические башни получила примерно половина БТ-7

Ныне известно где-то штук 5 БТ-7 с коническими башнями. Из них основная масса — танки, вытащенные с района реки Халхин-Гол, где они валялись с лета 1939 года. Все они имеют ранние корпуса, без лючков доступа к регулировочному стакану подвески второго опорного катка. Часть танков ныне в ходовом состоянии, все они собраны из кусков и восстановлены с использованием современных агрегатов. Надо сказать, что даже на ИКК «Линия Сталина», где есть БТ-7 с цилиндрической башней, родной мотор заменили на современный. Банальные соображения безопасности, М-17 является весьма проблемным мотором.

Установка кормового пулемета

Установка кормового пулемета

Такая же судьба и у новинки клуба «Капонир». Задача у реставраторов во главе с Вадимом Елистратовым была нетривиальной. Собирать пришлось из кусков, причем полного комплекта не имелось. Бортовые редуктора проектировали заново, но с учетом, чтобы туда могла встать родная коробка передач БТ-7. В случае чего нынешняя конфигурация обратимая. Агрегаты брали от БМП, так что условно это БТ-7М. БМП-шные агрегаты для БТ-шек применяют часто.

Антенная нашлась родная, в лесу

Антенная нашлась родная, в лесу

Поскольку машина собрана из фрагментов, есть некоторые условности. Например, крепления ленивцев пришлось отливать с нуля. Найдутся подходящие, можно поставить. Между тем, главной задачей было то, чтобы танк ездил. Его и сдавали довольно долго, чтобы довести до кондиции. Зато презентация БТ-7, которая прошла в минувшую субботу, прошла на ура. Танк весьма эффектно стартовал из глубокого сугроба.

Место механика-водителя

Место механика-водителя

Танк сделан «бывалым», на нем присутствуют элементы, которые могли появляться уже в ходе эксплуатации. Есть свои условности, но, как уже говорилось выше, основной упор делался на ходовые качества. В любом случае, часть мелочей видна только специалистам. Кроме того, в ходе эксплуатации и войскового ремонта какие только гибриды не появлялись, особенно во время Великой Отечественной войны.

Да, возможность езды на колесах сохранена

Да, возможность езды на колесах сохранена

Одним из крайне интересных элементов является поручневая антенна. Ее установили примерно на 400 радийных БТ-7 с коническими башнями. Такие башни еще есть, но они все получили очень грубую имитацию антенны. В данном же случае антенна настоящая, нашлась в в лесу. Понадобилось только заново изготовить текстолитовые стойки. Сама антенна от другого танка, но сам подход уже достоин уважения.

Танк занимает своё место в экспозиции

Танк занимает своё место в экспозиции

Также танк получил более-менее комплектный интерьер. Конечно, он местами условен, но с учетом кусков, из которых его сделали, очень достойно. Собственно говоря, аутентичный интерьер сейчас всего у двух БТ-7 — на Линии Сталина и в Музее отечественной военной истории. У них слегка иной подход с точки зрения реставрации. Не лучше/хуже, а другой.

Теперь машина открывает экспозицию второго павильона выставки

Теперь машина открывает экспозицию второго павильона выставки

Танк занял почетное место во втором павильоне выставки, посвященном боям 1941 года. Аналогичные танки участвовали в параде 7 ноября 1941 года. Для полного комплекта не хватает только КВ-1, но пока таких танков, ходовых, всего два, из них один на базе ИСУ (но с родной башней). «Капонир» и всех нас можно поздравить с появлением еще одной редкой машины, находящейся в ходовом состоянии. Больше БТ, хороших и разных!

источник: https://dzen.ru/a/ZdsSh_msyBRtdEFC

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account