Рассказ о БТР-82А Усовершенствованном (он же БТР-22), одной из новинок международного военно-технического форума «Армия-2023»
То, что современная бронетехника дорогая (порой чересчур дорогая), не является секретом. Это касается как отечественных, так и зарубежных образцов. Результатом является то, что военные зачастую идут на модернизацию старых машин, до минимума сокращая заказы на новые образцы. А то и вовсе заворачивая выпуск новинкок. Такая ситуация совсем не уникальная, даже очень богатые страны предпочитают экономить там, где это можно. В результате на свет появляются образцы, которые базируются на старых шасси, но заметно их превосходят по боевым характеристикам.
Среди новинок международного военно-технического форума «Армия-2023» хватало и колесной техники. Некоторые из них представляли собой глубокую модернизацию давно освоенных моделей. Одним из продуктов модернизации стал бронетранспортер БТР-82А Усовершенствованный. Известен он и под другим обозначением — БТР-22. Это уже не первая попытка модернизировать БТР-80, принятый на вооружении еще в 1985 году. Машина получилась крайне интересная, так что стоит поговорит о ней поподробнее.
Ситуация с бронетранспортерами у нас довольно сложная. Концепция колесных машин данного класса сложилась у нас еще в конце 50-х годах, когда появился БТР-60. Четырехосная полноприводная плавающая машина была создана под руководством В.А. Дедкова и отличалась передовой конструкцией. Но у машины имелся один существенный недостаток, который продолжал оставаться у машины долгие десятилетия. Размещение силовой установки в кормовой части не позволило обеспечить выход десанта назад. Тот же недостаток имели и БТР-70, и БТР-80. При этом чехи на OT-64 разместили силовую установку за отделением управления. Это не позволяет перебраться из отделения управления в десантное отделение изнутри машины, а число десантников сократилось. Но при этом выбираться из OT-64 не пример проще.
Такое размещение силовой установки было довольно популярным среди разработчиков бронетранспортеров в разных странах мира. В дальнейшем появилась схема, похожая на ту, что применена на БМП-1, то есть мотор спереди-сбоку. Казалось бы, очевидно, что компоновку надо менять, но у нас с упорством, достойным иного применения, продолжали доить концепцию БТР-60. Естественно, с изменениями, но откуда ноги растут, очевидно. В результате на свет появился БТР-90, здоровенный, но со всё тем же мотором сзади.
Дошло до смешного, когда в Харькове, используя шасси из Арзамаса, создали БТР-4, с компоновочными решениями, близкими к OT-64. В российской армии самым современным серийным бронетранспортером является БТР-82А, который сохранил концепцию шасси 80-ки. В конце концов, разум восторжествовал. На свет появилась колесная БМП К-17 на платформе «Бумеранг». Но машина эта значительно крупнее и тяжелее БТР-82А. Естественно, возникла идея альтернативного бронетранспортера, более простого и дешевого. А главное, на уже отработанных агрегатах БТР-82А.
Первой попыткой перекомпоновать БТР-82А стал бронетранспортер БТР-87, показанный на международном военно-техническом форуме «Армия-2017». Вместо громоздкого V8 бронетранспортер получил рядный 6-цилиндровый дизель ЯМЗ-53206, который оказался еще и мощнее. Это позволило перенести силовую установку вперед-вправо, при сохранении прохода из отделения управления в десантное отделение. Сзади появилось два люка, так что теперь десант стал выбираться не под колеса. Изменилась конструкция сидений, также отказались от бойниц в бортах, которые и так используются нечасто.
По ряду причин БТР-87 так и остался опытной машиной, но в «Военной Промышленной Компании», куда входит и Арзамасский машиностроительный завод, не опустили руки. Необходимость иметь более дешевый, чем К-17, колесный бронетранспортер осталась, кроме того, отрицательный опыт — он тоже опыт. Результатом переосмысления конструкции БТР-87 стала разработка, которая официально именуется как «БТР-82А усовершенствованный». Хотя в некоторых проспектах новинка именуется как БТР-22. Тут уже кому понравится, возможно, в ВПК боятся спугнуть военных. На модернизацию они денег дают охотнее, чем на новую модель.
Такое уже было в советской авиации. Посмотрите сначала на Ту-22, а потом на Т-22М. Много в них общего? Вот-вот. У БТР-22 (или БТР-82А усовершенствованный, кому как нравится), конечно, общего с БТР-82А больше, но хорошо видно, что некоторые уроки были усвоены. Если БТР-87 больше напоминает надутый БТР-82А, то БТР-22 — это сильно другая машина. Особенно это касается внешнего вида. Многие наперебой стали показывать пальцами на К-17, но на самом деле новый бронетранспортер больше похож на зарубежные машины. Особенно идеей с большим люком моторного отделения на верхнем лобовом листе корпуса.
Не знаю, конечно, у каждого свой вкус, но внешне БТР-82А усовершенствованный мне лично понравился. В отличие от БТР-87, он не выглядит как что-то быстро сделанное на коленке. Вполне современно выглядящий бронетранспортер, с дополнительными листами бронезащиты, прикрученными на болтах. Подобное решение используется на многих современных бронетранспортерах. Самое главное, БТР-82А усовершенствованный лишился рудиментов своего прародителя. От люка с левого борта не отказались, но теперь он не бросается в глаза. Также стоит отметить, что новинка сохранила габариты БТР-87. Но визуально воспринимается даже чуть пониже. Разница по высоте с БТР-82А, кстати, небольшая, сараем машина не выглядит.
Вместе с тем, разница, причем весьма существенная, есть по массе. Если БТР-82А имеет боевую массу 15,5 тонн, а БТР-87 весил 16 тонн, то здесь уже все 20. Плавать машина всё еще умеет, но это уже явно опциональная возможность. На что намекает отсутствие водометов, плывет БТР-82А усовершенствованный, гребя колесами. Решение верное, поскольку практика показывает, что плавать надо нечасто. А вот повышенная защита (указывается защита от пули Б-32 калибра 12,7 мм) явно совсем не лишняя.
Надо сказать, что дополнительная броневая защита прикручена не только к бортам корпуса, но и в районе ходовой части. Не менее интересно то, что на БТР-82А усовершенствованном изменилась конструкция днища. Теперь, по заявлениям разработчиков машины, она может выдержать до 2 килограмм тротила под днищем. Не MRAP, но тоже вполне результат.
Наиболее близко к БТР-87 выглядит кормовая часть новинки, по крайней мере, некоторые элементы, вроде откидных подножек, знакомы. Но при этом явно учли результаты испытаний. Кормовые люки остались распашными, но исчезла перемычка между ними. Правильное решение, она несколько мешала при высадке. Створки стали толще, они получили более сложную форму. Поручень сверху тоже не лишний.
Десантное отделение во многом перекочевало с БТР-87. Изменения, естественно, есть, но они не существенные. Внутри, как и ранее, находятся места для 8 человек, с сиденьями, которые крепятся к потолку. Вполне стандартное сейчас размещение, хотя надо отметить, что впечатление от десантного отделения более приятное, чем в случае с БТР-87. Сделано более добротно, скажем так.
Более существенная разница видна в случае с местом механика-водителя. Если в случае с БТР-87 заметно, из чего оно выросло, то у БТР-22 отличий заметно больше. Смотрового люка впереди больше нет, зато число смотровых приборов выросла. А главное, появились камеры, заметно улучшающие обзор. Мониторы, на которые выводится изображение с камер, есть как у механика-водителя, так и в десантном отделении.
В связи с ростом массы подвижность машины чуть снизилась. С другой стороны, 330 лошадиных сил на 20 тонн боевой массы — вполне нормальный показатель. Хотя дальше уже расти будет опасно. Есть примеры БТР-4, которые еще тяжелее, и которые нередко закапывались на мягком грунте. У любого шасси есть определенные пределы для нагрузки.
С точки зрения вооружения на выставочном экземпляре всё было спокойно. На БТР-82А усовершенствованном стоит тот же боевой модуль, что на обычном БТР-82А. Но не стоит делать поспешных выводов. Позади машины стоял БТР-82А с боевым модулем «Баллиста». В его вооружение входит 2 пусковых ПТРК «Конкурс». Самое главное, что в проспекте, где машина именовалась как БТР-22, она изображена именно с «Баллистой». Такая машина уже засветилась на испытаниях.
Какое будет развитие у БТР-22/БТР-82А усовершенствованного, покажет будущее. Пока ходит информация о том, что изготовлено несколько образцов. Вообще машина внешне понравилась, но последнее слово, как обычно, за заказчиком. В целом у такого БТР есть шансы на серийное производство. В отличие от реинкарнации БРДМ, которую ВПК показывала пару лет, эта машина более нужна в войсках. Ну а пока запасаемся терпением и ждем «Армию-2023».
источник: https://dzen.ru/a/ZQdiYKeY0BZfLe-9