Использование лыж для перевозки артиллерии, включая 203-мм гаубицы особой мощности Б-4.
Сегодня в нашей стране отмечается День ракетных войск и артиллерии. Отмечать этот праздник начали с 1944 года, а датой послужило начало операции «Уран» (окружение немецко-румынской группировки в ходе Сталинградской битвы), где артиллерия сыграла одну из ключевых ролей. Фраза «Артиллерия — бог войны!», принадлежащая Сталину, стала крылатой. В предвоенные годы советская артиллерия совершила большой скачок в развитии. Созданные в 1931-41 годах образцы стали основой отечественной артиллерии. Ряд образцов был создан уже в военный период, некоторые из них (например, 152-мм гаубица Д-1 и 100-мм полевая пушка БС-3) до сих пор находятся на вооружении ряда стран. В День ракетных войск и артиллерии самое время писать про артиллерию, так что данный материл, можно сказать, праздничный. Артиллеристов с профессиональным праздником, ну а мы продолжим.
Существует весьма распространенное мнение, что немцев остановили Генерал Грязь и Генерал Мороз. Отчасти разбитые дороги действительно сыграли свою роль, а резко ударившие морозы внесли свою коррективу. Вместе с тем, всё не так просто. Во-первых, ударившие в ноябре морозы позволили немцам форсировать наступление, поскольку грязь застыла, а также появилась возможность перебираться через замерзшие реки. Во-вторых, точно так же грязь и мороз действовали и на технику Красной Армии. Глубокий снег зачастую могли штурмовать только Т-34, а машины вроде Т-60 пасовали. Не сильно лучше была ситуация и с английскими танками, дебют которых состоялся в конце ноября 1941 года. Касалось это и артиллерии. Перевозка артиллерийских систем в условиях снежной зимы стала немалой проблемой, про перетаскивание по полю и говорить не приходится. При этом случились ситуации, когда возможности тягачей были выше возможностей самих артиллерийских систем. Образно говоря, они закапывались в снег и выступали в роли якоря.
Для ГАУ КА данная ситуация отнюдь не была чем-то проскочившим мимо. Еще в начале 1942 года был поднят вопрос об изготовлении специальных лыж, которые крепились к колесам артсистем. Прежде всего, речь шла о 45-мм противотанковых пушках, а также 76-мм полковых пушках обр.1927 года. Изготовителем лыж являлись предприятия, относившиеся к НКЛ (Наркомлесу), соответственно, были они деревянной конструкции. Вместе с тем, выводы по применению лыж оказались неоднозначными. Опыт применения зимой 1941-42 и 1942-34 годов оказался разным. На Волховском и Западном фронтах лыжи вообще не применялись и лежали на складах. На Западном фронте некоторые части использовали, для перевозки 45-к, вовсе и не лыжи, а сани. Артиллерийский комитет ГАУ КА предлагал выпуск лыж полностью прекратить. Вместе с тем, на ряде фронтов лыжи вполне себе применялись. Использовались как фанерные, так и металлические конструкции, судя по отзывам, фанерные лыжи оказались наиболее удачными. Сначала начальник ГАУ КА Н.Д.Яковлев хотел занять позицию Арткома ГАУ, но позже поменял позицию. Видимо, его идея сначала узнать о том, как себя лыжи повели на Юго-Западном и Воронежском фронтах, оказалась верной. Далее последовали испытания лыж, которые прошли в марте 1943 года и закончились вполне успешно.
Как можно заметить, лыжи в основном использовались для легкой артиллерии полкового уровня. Про дивизионную артиллерию и тем более корпусную вообще ни слова. Но не всё так просто. Дело в том, что зимой 1942-43 года один из гаубичных артиллерийских полков РГК аналогичная конструкция была создана для куда более солидной системы — 203-мм гаубицы особой мощности Б-4. Речь идет о 330-м ГАП РГК, который начал войну в районе Дубно, понес потери, но в дальнейшем прошел переформирование. Зимой 1942-43 годов полк находился в Московском Военном Округе, по собственной инициативе там разработали лыжи, причем для всей артиллерийской группы — лафета, повозки БР-10 и 5-тонного тракторного прицепа под боекомплект.
Лыжи были сделаны своими силами и не отличались большим изяществом. Их выдолбили из цельных кусков стволов деревьев. Немного примитивно, но зато работало. Крепились лыжи на болтах, процесс их надевания и снятия, как показала практика, занимал 20-30 минут. В самом 220-м ГАП РГК единого мнения относительно целесообразности данного изобретения не было. Некоторые из командиров считали, что большого преимущества данные лыжи не дадут. Тем не менее, конструкция прошла испытания возкой.
Преимущества разработанной конструкции выявились в ходе ходовых испытаний на проселке. Там, где у ствольной повозки БР-10 возникали проблемы, версия с лыжами двигалась, за трактором С-65, совершенно свободно. Так же свободно повозка двигалась по снежной целине с глубиной покрова до 50 см. Чуть сложнее оказалась ситуация с лафетом, поскольку тот был на 2950 кг тяжелее. Тем не менее, он всё равно показал преимущество над конструкцией без лыж. По итогам сомнения присутствовавших на испытаниях командиров были сняты, по крайней мере при езде в сложных условиях. Имелись некоторые опасения насчет того, что лыжи будет заносить в стороны. Автором лыж (а им выступал командир 330-го ГАП РГК) предлагалось поставить специальные подрезы, но необходимого железа не нашлось. Также предлагалось везти лафет двумя тракторами (один спереди, второй подстраховывает позади лафета).
Несмотря на то, что испытания прошли вполне успешно, зеленый свет данному изобретению не дали. Причем основание выглядят, по меньшей мере, странно. Ненужность изобретения основывалась на том, что возили Б-4, в основном, по дорогам, а значит, и лыжи были излишни. Конечно, в некотором смысле логика имелась, но немного странная. Так или иначе, лыжи для тяжелых артиллерийских систем так и не стали серийным явлением.
Источники
- ЦАМО
- РГАКФД
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/brosai-streliat-vstavai-na-lyji-5fb3d65a268198734d809ba4