Бронетанковая техника на юбилейном международном военно-патриотическом слете «Моторы Войны»
Среди коллекционеров классической техники такое направление, как военные машины, находится в самом высоком почете. Причин тому масса, в том числе и не столь высокая известность, как у целого ряда образцов классических олдтаймеров. Кроме того, военная техника выглядит несколько проще гражданских машин, что отчасти создает обманчивое впечатление. На самом деле в ряде случаев военная техника существенно дороже гражданских собратьев, а уровень технологического совершенства выше. В случае с советскими военными машинами таких примеров мало, поскольку специальных армейских автомобилей выпускалось минимум. После войны ситуация изменилась, но пока что советская военная техник 50-х и 60-х воспринимается как «да их еще в колхозах полно». Это уже не так, мягко говоря, но время отечественных военных машин пока не пришло. А вот элитных зарубежных военных машин хватает с лихвой. Про них, правда, мало кто знает, особенно у нас. Потому и ютятся они на фестивалях олдтаймеров где-то на задних рядах.
Вместе с тем, существует категория военных машин, которая понятна любому человеку. Речь идет о бронетанковой технике. Как показывает практика, порой всего один танк способен привлечь внимания куда больше, чем десяток холеных олдтаймеров. И чем больше танк, тем больше он внимания привлекает. А уж ели он еще и двигается своим ходом, так и вовсе полностью переключает на себя внимание. Проверено многократно. Даже на Militracks, когда там начинает ездить танк (а туда привозят очень интересные военные машины), про остальную технику забывают. Одним словом, танки — это наше всё, на любом военно-историческом мероприятии они затмевают остальных участников.
Военно-патриотический слёт «Моторы Войны», которому в этому году исполнилось 10 лет, объединяет любителей военной техники. Есть среди них и те, кто собирает бронетанковую технику, включая и танки. Обычно время боевых машин наступает в четверг, а те, кто остался во воскресенье, наблюдают шоу, которое мало кто может увидеть. Юбилейный слёт не стал исключением. Танков в этот раз было весьма приличное количество, как из частных собраний, так и Государственного Военно-Технического Музея, рядом с которым проводится слёт. Об этой, самой зрелищной части слёта, и пойдет речь в традиционно большом пятничном материале.
В настоящее время существует три направления работ по классической бронетанковой технике. Первый, можно сказать, классический, заключается в максимально аутентичном восстановлении оригинальных танков и САУ. Это наиболее правильный подход, но он совмещен с массой подводных камней. Для начала, довести боевую машину до полностью оригинальной конфигурации крайне сложно, это огромные трудозатраты и очень большие вложения с финансовой точки зрения. И даже они не гарантируют 100% результат. Порой документации и других архивных материалов очень мало, да и они отличаются неточностью. Второй путь — это постановка танка на ход с приоритетом на ходовые качества. Нередко он делается из кусков и с неродными агрегатами. Наконец, третий путь — это создание полноразмерных макетов, нередко с использованием кусков настоящих машин. По уровню копийности такой путь порой почти ничем не отличается от второго. Нынешние макеты по уровню проработки очень сильно подтянулись.
Естественно, максимально оригинальные танки и самоходные артиллерийские установки являются наиболее правильным вариантом. Вместе с тем, у «ходовых» танков и макетов, собранных, в том числе, из кусков, тоже есть право на существование. Наверное, я сейчас очень сильно обижу «заклепочников», к которым и сам отношусь, но должен сказать очевидные вещи. В этих самых «заклепках» разбирается хорошо если процентов 5 от тех, кому нравятся танки. Остальных танк устраивает в том виде, как он есть. Для них что полностью аутентичный Т-34 выпуска 1941 года, что Т-34-85 послевоенного выпуска, да еще с 5 послевоенными модернизациями, равнозначны. Им вообще всё равно, какого месяца и какого года башня, катки и так далее. Безусловно, чем больше аутентичных танков и САУ будет восстанавливаться, тем лучше, но и у менее аутентичных машин более чем хватает работы. Это и работа в кино, и военно-исторические реконструкции, и ряд других активностей. Как раз такие боевые машины и принимали участие в «Моторах Войны».
Одним из таких танков оказался японский средний танк Тип 97 Шинхото Чи-Ха из Государственного Военно-Технического Музея. От родной машины там была лишь часть корпуса, остальное пришлось воссоздавать с нуля. Также из трех коробок передач удалось собрать одну, реально работающую. Мотор уже современный, но его всё равно никто не увидит, а так тоже дизель. Это единственный «Чи-Ха» в ходовом состоянии, один только этот факт во многом прощает все условности. Да и то, только знающий и только сильно вблизи поймет, что у этого танка многие элементы воссозданы с нуля.
Еще одним гостем из Государственного Военно-Технического Музея стал тяжелый танк ИС-2М. Танк не стали переделывать в ту конфигурацию, которая была у этой машины изначально. Фактически это танк с модернизациями конца 60-х — начала 70-х годов. Тем не менее, исходно этот ИС-2 был выпущен в октябре 1944 года и, предположительно, принимал участие в Берлинской операции. Есть кое-какие недочеты по реставрации, но тут они вообще не особо важны. Во главу угла была поставлена возможность передвигаться своим ходом, причем весьма бодро. Ходовых ИС-2 не так уж и много, а этот танк восстановлен силами музея.
Основную скрипку, впрочем, играла техника военно-исторического клуба «Капонир». Клуб выставил на «Моторах Войны» основную линейку советских танков и САУ, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Естественно, не обошлось без Т-34-85, главного советского танка конца войны. Вполне себе каноничный танк 1945 года выпуска, без особых следов послевоенных переделок. Продукция завода №183, Нижний Тагил.
Опытный взгляд, конечно, заметит всякие послевоенные мелочи, но будем честными — едва ли не 99% ныне ездящих Т-34-85 имеют те или иные признаки, которые выдают послевоенные переделки. Они были нужны для повышения ресурса машины, либо улучшения ее характеристик. А так хоть сейчас на любой военно-исторический фестиваль, либо на съемочную площадку. Машина в хорошем техническом состоянии, что она неоднократно показывала.
Кстати, о съемочной площадке. Есть в коллекции «Капонира» и кинозвезда, а также участник целого ряда военно-исторических фестивалей. Речь идет о танке Т-34. Собирался он отчасти из фрагментов, некоторые детали изготавливались заново, но основная задача вполне была выполнена. Она заключалась в получении на выходе Т-34 в конфигурации на 1941 год. Такие характерные детали, как люк механика-водителя с одним центральным смотровым прибором и двумя по бокам от створки, верхний лобовой лист с заклепками, которые исчезли осенью 1941 года, и другие, присутствуют. Башня немного позже по периоду, но вполне похожа на литые «головы», которые ставились на Т-34 в 1941 году.
Помимо военно-исторических фестивалей, у этого Т-34 есть и большая роль в кино. Недавно выходил фильм «Т-34», в котором танк принимал самое непосредственное участие. Он «играл» Т-34 в первой части картины, воюя под Москвой в конце 1941 года. Снимался интерьер другого танка, но главное, что требовалось — это возможность показать всё, на что способна 34-ка. Танк с поставленной задачей успешно справился. У него это явно не последняя роль. Ныне фильмы про войну выходят не так уж и редко, так что спрос на подобные машины вполне имеется.
Еще одним представителем бронетанковой техники, которая была выпущена в 1941 году, стал малый танк Т-60. В минувшем июле исполнилось 80 лет со дня принятия его на вооружение. Один интересный факт: Т-60 является самым «собираемым» среди танков-реплик, при воссоздании которых также берутся родные детали. Связано это с массовостью применения Т-60, его простотой, доступности очень похожих агрегатов, а также довольно тонких броневых листов. Этот экземпляр также воссоздавался с массой родных деталей. А еще в нем находился женский экипаж. На обратном пути малый танк большой войны возглавлял колонну бронетехники. Чтобы ее снять, пришлось всю колонну пропустить, а потом пешком ее обогнать. Удалось.
Гораздо реже можно видеть танк, который был самым массовым на начало Великой Отечественной войны. Речь идет о легком танке сопровождения Т-26. Это был самый массовый танк межвоенного периода, причем он стал еще и самым воевавшим советским танком. Начал он воевать еще в 1936 году, а закончил уже в 1949 году, находясь на службе в китайской армии. У финнов так вообще на вооружении до 1960 года. Помимо того, что эти машины попросту были почти все утрачены, существует еще одна проблема. Связана она с силовой установкой. Мотор Т-26 весьма капризен к тепловому режиму, не говоря уже о том, что подходящих для реставрации двигателей меньше, чем танков.
По этой причине даже вполне целые финские Т-26 ныне перевели на современные автомобильные моторы. Точно также поступили и в России, восстанавливая 26-е. На родных моторах ездят только Т-26 из Музея отечественной военной истории. Другой вопрос, что для съемок неважно, какой мотор стоит, тут важнее совсем другое. Так что современный двигатель тут вообще никакой проблемой не является. При выборе «родной мотор, но выезд раз в год», и «нет родной, но кататься на все деньги» исход очевиден.
В ходе эксплуатации военной техники она часто претерпевала существенные метаморфозы. Как раз такое случилось с еще одним участником «Моторов Войны» — среднем танке Т-44М. Он совсем чуть-чуть не успел на войну, но зато его эксплуатация продолжалась долгие десятилетия. В результате облик машины порой видоизменялся очень сильно. В данном танк достался с универсальными гусеничными лентами РМШ (с резинометаллическими шарнирами), которые ставились на Т-55, Т-62 и Т-72. Ленты очень сильно повлияли на облик машины, в остальном вполне себе «бывалая» 44-ка.
Напоследок стоит упомянуть еще пару машин, которые были участниками «Моторы Войны». Первым номером идет СУ-85, одна из двух САУ данного типа, восстановленных до ходового состояния. По забавному совпадению, почти одновременно на ход встало две СУ-85 — эта, а также машина из Музея Отечественной Военной Истории. С обеими СУ-85 пришлось сильно повозиться, поскольку время к ним оказалось безжалостным. В Музее Отечественной Военной Истории СУ-85 сделана с упором на максимальную аутентичность не только экстерьера, но и интерьера. У «Капонира» ставилась другая задача — максимально «ездящая» самоходка. И ездит она бодро.
Так же бодро ездит и самая массовая САУ военного периода — СУ-76М. Несмотря на то, что выпуск машины начался летом 1943 года, она очень быстро стала реально массовым явлением. Про СУ-76М часто пишут всякие гадости, начисто забывая, что это, по сути, механизация дивизионной пушки ЗИС-3. С точки зрения машины поддержки, действующей позади танков, либо в составе пехотных частей, СУ-76М была очень полезной. По массовости же она уступила только Т-34/Т-34-85 и Medium Tank M4. Увы, ныне такие машины большая редкость.
На этом репортаж с «Моторов Войны» завершен. Несмотря на все проблемы, он состоялся, и прошел ударно. Если не произойдет ничего экстраординарного, гостеприимное поле рядом с селом Ивановское снова задрожит от гула моторов войны во вторую неделю августа. Ну а до того, по планам, «Моторы Войны» пройдут еще в нескольких локациях. Самара прошла на ура, да и в парке «Патриот» минувшей осенью прошло очень даже неплохо. Было бы хорошо повторить.
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/bronia-i-motory-voiny-611968a590c7e2078a4e552c