Юрий Пашолок. Бронированный «Садко NEXT» в заводском исполнении

4

Юрий Пашолок. Бронированный "Садко NEXT" в заводском исполнении

Грузовик ГАЗ С41А23 Садко NEXT 4×4 с бронированной кабиной от АРЗ (он же «Штурм»), новинка форума «Армия-2024»

Вооруженные легковые и грузовые машины, имеющие частичное бронирование, появились еще до Первой мировой войны. Интерес к ним то возрастает, то снижается, обычно данный процесс активизируется в ходе локальных конфликтов. По иронии судьбы, обычно про частично бронированные грузовики и похожие платформы для установки вооружения вспоминают не на самом верху, а уровнем ниже. При этом производители военной техники периодически напоминают о подобных аппаратах, показывая ее на различных выставках. Далеко не все они идут в серию (обычно не идут), но, как говорится, вода камень точит.

На данный грузовик внимание обращали не все. Он стоял немного поодаль

На данный грузовик внимание обращали не все. Он стоял немного поодаль

Одним из тех мест, где постоянно демонстрируются различные новинки среди колесной техники, включая и бронированные образцы, является международный военно-технический форум «Армия». Часто (едва ли не каждый год) как-то производитель обязательно показывает то, что именуется по-английски гантраком. Речь идет о вооруженных грузовиках, как правило с бронированными кабинами. Пробует свои силы на этом поприще и Военно-Промышленная Компания. На «Армии-2024» она показала своё видение того, как надо бронировать грузовик «Садко NEXT».

Тем не менее, машина примечательная. А самое главное, имеющая неплохие шансы на серийный выпуск

Тем не менее, машина примечательная. А самое главное, имеющая неплохие шансы на серийный выпуск

База ГАЗ С41А23 Садко NEXT 4×4 периодически становится объектом для различных переделок. Оно и немудрено. Если немного покопаться в прошлом, то выяснится, что в предшественниках данной машины находится ГАЗ-66. «Шишига» до сих пор является одной из наиболее популярных платформ для изготовления гантраков. Собственно говоря, в Афганистане как раз ГАЗ-66, чаще всего, становился базой для установки ЗУ-23-2. Правда, обычно грузовик использовался (и используется) либо совсем без брони, либо с различной кустарщиной.

По крайней мере, сам процесс запуска в серию не выглядит слишком сложным

По крайней мере, сам процесс запуска в серию не выглядит слишком сложным

Нынешняя модель является наследником ГАЗ-3308 «Садко», не столь известной, как «шишига», но также широко применяющейся как гантрак. У этой модели уже «носатая» кабина», которая более практичная, чем бескапотный ГАЗ-66. Идея сокращения длины шасси за счет капота себя не оправдала, причем уже не в первый раз. История СТЗ-5, который еще до начала Великой Отечественной войны военные отчасти забраковали и захотели тягач капотной компоновки, повторилась спустя несколько десятилетий. Про «носатые» варианты модернизации ГАЗ-66 и говорить не приходится.

По сути это Садко Next с бронированной кабиной

По сути это Садко Next с бронированной кабиной

Нынешняя продукция ГАЗ вполне востребована среди тех, кто строит бронемашины. Прежде всего стоит вспомнить семейство «Буран», которое производит ООО «Нижегородское Авиационное Общество». Среди линейки их продукции есть модели, которые вполне тянут на подобное назначение. Также можно вспомнить еще одно нижегородское изделие — ГАЗ-66 МБ. Данные машины предлагались и в варианте гантраков, правда, в этом году их не было видно. Одним словом, идея болтается в воздухе, правда, при этом на фронте обычно можно видеть совсем другие машины.

Такой кузов вполне объясним. Машина явно позиционируется как база для различных систем вооружения

Такой кузов вполне объясним. Машина явно позиционируется как база для различных систем вооружения

В этом смысле идея, которую реализовал Арзамасский машиностроительный завод, более приземленная. Там не стали работать на дальнюю перспективу и предпочли создать что-то более приспособленное к серийному выпуску. Официально новинка именуется как «грузовик ГАЗ С41А23 Садко NEXT 4×4 с бронированной кабиной». Впрочем, на жалюзи, прикрывающей радиаторную решетку, можно видеть шильдик с надписью «Штурм». Вероятнее всего, именно так реально следует величать новинку из Арзамаса.

Броней защищена не только кабина, но и капот

Броней защищена не только кабина, но и капот

Вместо того, чтобы плодить очередную бронемашину на шасси Садко NEXT, на АРЗ просто взяли и сделали для данного шасси бронированную кабину. Такой подход заметно упрощает процесса возможного запуска машины в серию. Собственно говоря, сама машина серийная, дело остается за малым — запустить в серию сами кабины. Помимо салона, защищается также капот, а также топливные баки. Вообщем-то, джентльменский набор, необходимый подобным машинам на линии фронта.

Защищены и баки

Защищены и баки

Следует отметить, что продукция из Арзамаса уже довольно давно стала не только узнаваемой, но и весьма привлекательной на вид. Вот и новинка «Армии-2024» не стала исключением. Естественно, дизайн является тут далеко не самым важным параметром, но нельзя не отметить, что смотрится «Штурм» весьма интересно. Впрочем, более важно то, какую защиту обеспечивает данная бронекабина. Кабина защищается от огня пули СВД, капот и топливные баки держат пули АКМ. Также заявлена защита днища от подрыва взрывного устройства массой до 2 кг.

Для защиты от пуль и осколков вполне хватит

Для защиты от пуль и осколков вполне хватит

За счет броневой защиты снаряженная масса бронированного Садко NEXT выросла с 4590 до 5600 кг. Соответственно, грузоподъемность снизилась с 3 до 1,8 тонн. Впрочем, все прекрасно понимают, что машины с такими бронированными кабинами созданы совсем не для того, чтобы возить мешки с картошкой. Как правило, подобное исполнение подразумевает использования в качестве носителя вооружения. Именно так позиционируют (или позиционировали, кому как повезло) предшественников «Штурма».

Кабина максимально функциональная

Кабина максимально функциональная

Вот и новинка представлена не просто как грузовик. В кузове находится система для борьбы с беспилотниками, которая уже показывалась на других машинах. Точнее, это макетный образец. Что же касается более реальных образцов вооружения, то тут, первым делом, воображение рисует ЗУ-23-2. «Рогатка» является вполне типовым оснащением подобных гантраков. Для более тяжелых видов вооружения есть более крупные образцы шасси, в том числе САЗП-57. В этом году данный гантрак снова был на стенде ВПК.

Для защиты от пуль и осколков ее вполне должно хватить

Для защиты от пуль и осколков ее вполне должно хватить

В целом «Штурм» выглядит как достаточно зрелое, а главное довольно простое изделие, которое вполне может стать серийным образцом. Самое главное, что это именно бронекабина в заводском исполнении, а не очередная модернизация, которая потребует переделки шасси. Понятное дело, производителю выгоднее вносить изменения, поскольку тогда будет больше прибыли. Но сколько таких изделий было на «Армии», и сколько из них потом стали серийными, вопрос риторический.

Данная система скорее демонстратор. ЗУ-23-2 тут смотрится более привычно

Данная система скорее демонстратор. ЗУ-23-2 тут смотрится более привычно

В общем, стоит пожелать авторам «Штурма» удачи. Будем надеяться, что данный гантрак не разделит судьбу других выставочных образцов, которым оказалось не суждено оказаться в серии. Потребность в подобных машинах есть, главное, чтобы не повторилась извечная история. Тут только можно ждать следующего форума, дабы понимать, чем всё закончилось.

источник: https://dzen.ru/a/Ztti66fHcxO775DW

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account