Музей под открытым небом, организованный 7-8 ноября 2020 года на Красной площади в Москве, дань памяти параду 7 ноября 1941 года.
С некоторых пор празднование 7-го ноября перестало быть одним из главных наших праздников. Не стало Советского Союза, сменился политический строй, ну а седьмого ноября периодически возникают различные политические дрязги. Впрочем, с политическими дрязгами точно не сюда, ибо речь пойдет совсем про другое. В истории нашего государства было две войны, которые четко впечатались в памяти людей. Первая — это Отечественная война 1812 года, которую помнят по Бородино, а также по тому, что французов проводили до дома. Вторая — это Великая Отечественная война, которая пришла почти в каждый дом, унесла 27 миллионов жизней и нанесла стране чудовищный ущерб. Но и немцев проводили до дома. Поскольку Великая Отечественная война случилась сравнительно недавно и ее масштабы таковы, что никакие другие войны в сравнение с ней не идут, ее запомнят надолго. И даже когда уйдет последний ветеран, память о ней останется. Так вот, отныне дата 7-е ноября имеет два значение. Первое — это годовщина революции, а вот второе — парад 7-го ноября 1941 года в Москве, Куйбышеве (Самаре) и Воронеже. Для Москвы этот парад, приуроченный к 24-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции, был крайне важным с психологической точки зрения. Враг рвался к столице, только недавно была паника, связанная с введением осадного положения, а тут парад. Части, которые в нем участвовали, тут же уходили на фронт. Такое из памяти уже не вырвать, особенно для москвичей.
С 2003 года 7-е ноября возродилось в виде торжественного марша, который стал проводиться под патронажем правительства Москвы. Далее на нем появилась военная техника, сначала государственная, а затем частная. Во многом торжественный марш в его нынешнем виде стал известен благодаря участию в нем техники Музея Техники Вадима Задорожного и других частных коллекционеров. Постепенно этот марш стал своеобразным праздником любителей военной техники. На Красной площади стал появляться музей под открытым небом, на котором можно увидеть то, что, казалось бы, уже давно утрачено. Некоторые коллекционеры свои новинки показывали здесь впервые. В этом году ситуация изменилась. Во многом это связано с тем, что сейчас происходит во всём мире. Как многие уже слышали, тяжелая эпидемиологическая ситуация не позволила провести марш в его классическом виде. Ведь это не только (и не столько) военная техника, сколько представители молодежных организаций и учащиеся военных учебных заведений, включая суворовцев. Марша 7-го ноября не было, но всё же часть его составляющей осталась. В этом году марш переформатировали в музей под открытым небом. Он открыт 7-го и 8-го ноября, так что еще есть возможность туда попасть (только не забудьте маски и перчатки). С точки зрения бронетанковой техники в этот раз явно поменьше объем, чем обычно, но это всё равно лучше, чем ничего. Заодно решил сделать материал непосредственно про машины-участники, убрав за скобки грузовики и другие вещи, не имеющие отношение к основной теме данного канала — истории бронетанковой техники. Тем более что без новинок не обошлось, по крайней мере с точки зрения новинок для Красной площади.
Как говорится, сами себя не похвалим, никто не похвалит. Не первый год в праздновании 7-го ноября принимает участие техника Музея отечественной военной истории. И так сложилось, что главная бронетанковая новинка музея этого года оказалась аккурат напротив Мавзолея. Речь идет о легком танке Т-70, который пополнил музейную коллекцию незадолго до Дня Победы. На сегодняшний день это самый ранний из сохранившихся танков данного типа. Заодно и самый комплектный. Выпущен он где-то в апреле-мае 1942 года, погиб летом (где точно, история умалчивает), сохранился в виде более-менее комплектного набора, который, после доводки и изготовления деталей по чертежам, превратился в танк Причем просто восстановлением и постановкой на ход дело не ограничилось. Танк продолжают доводить, последние, на сегодняшний день, работы завершились всего пару недель назад. Работы идут как снаружи, так и внутри, можно сказать, перфекционизм в хорошем смысле этого слова.
Еще одной новинкой этого парада стал разведывательный танк-амфибия Т-38. Именно музейной новинкой он не является, машина появилась в музейной экспозиции несколько лет назад. Но по ней продолжаются работы, что позволяет говорить о данной машине как о наиболее комплектном Т-38 из сохранившихся. Как и Т-70, данный танк погиб в бою в 1942 году. Также понадобился большой объем реставрации, правда, можно сказать, этот танк был «одним куском». Еще и был родной мотор с коробкой. В общем, доведен этот Т-38 не просто до ходового состояния, а до состояния, близкого к виду машины если не как с завода, то близко. Будете в музее, можно оценить, что там внутри. Кстати говоря, тактические знаки на машине весьма близки к тому подразделению, откуда она. И из того подразделения ныне восстановлен уже не один танк данного типа.
Еще одна машина Музея отечественной военной истории, которая была на Красной площади впервые — это малый танк Т-60. Данный танк является для музея «выездным», то есть постоянный участник различных мероприятий. Отчасти потому, что это один из первых танков в коллекции музея, со всеми вытекающими последствиями. Принципиально он представляет собой машину, выпускавшуюся на заводе №264 в 1942 году. Ряд признаков вполне присутствуют. Вместе с тем, танк явно требует довольно большого объема доводочных работ. Они предполагаются в дальнейшем, ну или будут другие планы.
Слева от Т-60 из коллекции Музея отечественной военной истории находится его собрат. Он находится в коллекции военно-исторического клуба «Капонир», а восстанавливал его, как и другую технику «Капонира», Вадим Елистратов. Откровенно говоря, данная машина сделана лучше, по крайней мере, на текущий момент она аутентичнее. Аналогично соседу, данная машина имеет башню с экранированной подвижной бронировкой орудийной маски. Она выглядит весьма примитивно, но причины появления довольно странного «щита» прозаичны. Дело в том, что в воздухоприток часто прилетали пули и осколки снарядов, чтобы этого избежать, и появился такой щиток. В дальнейшем на некоторых заводах, прежде всего заводе №37 в Свердловске, воздухоприток перенесли на крышку башенного люка. Принципиально, и этот танк тоже вполне может потянуть на продукцию завода №264, хотя и на ГАЗ, как выяснилось, вполне могли попадаться литые опорные катки.
Следующая машина, которая также относится к коллекции военно-исторического клуба «Капонир» — это пушечный бронеавтомобиль БА-10. Аналогично Т-60, бронемашины данного типа являлись участником того самого парада 7 ноября 1941 года. Вообще БА-10 являлись наиболее массовыми отечественными бронеавтомобилями на начало Великой Отечественной войны, но тяжелые потери сделали своё дело. Всего лишь лет эдак 10 назад ни одного БА-10 в России попросту не было. И вот теперь ситуация изменилась. Первым был проект «Военный Ангар» Игоря Шишкина, который восстановил данный броневик. Следующим стал «Капонир», в этом году БА-10 пополнил коллекцию Музея отечественной военной истории. Самое интересное, что все три броневика разные. Это не столь и удивительно, ведь БА-10, в ходе производства, весьма сильно менялся. А сейчас в работе находится и четвертый образец, самого позднего типа. Это к вопросу о том, что такое частная броня.
Продолжая тему бронеавтомобилей, нельзя не вспомнить самый массовый советский броневик. Это БА-64Б, разработанный в конце 1941 года и принятый на вооружение Красной Армии 9 марта 1942 года. Создали его на базе армейского внедорожника ГАЗ-64. Это была не такая грозная машина, как БА-10, но зато она получилась более массовой. Эти броневики использовались для разведки, как связные машины, их применение было очень широким. Подобно БА-10, до недавнего времени их имелись считанные единицы. И вот теперь постепенно БА-64 перестал быть уж совсем огромной редкостью, благо что их и новоделят. Но в данном случае вполне честный, настоящий БА-64Б из коллекции военно-исторического клуба «Капонир».
А вот напротив него находится не только новинка Красной площади, но и настоящий уникум. Речь идет о предшественнике БА-64Б — легком разведывательном бронеавтомобиле ФАИ-М. Данная бронемашина стала первым по-настоящему массовой машиной данного класса в Красной Армии. Создавалась она на шасси ГАЗ-А, которое было весьма маломощным. Посему возникла идея поставить бронекорпуса ФАИ на более мощные и крупные шасси ГАЗ-М1, которые сменили в серии ГАЗ-А. Так и появился ФАИ-М, с характерным «хвостиком». Непосредственно это экземпляр был найден в 1992 году под Новгородом в лесу, восстановлен клубом «РККА» под руководством Антона Шалито, ныне находится в экспозиции Переяславского железнодорожного музея.
Без Т-34, главного советского танка Великой Отечественной войны, естественно, дело не обошлось. Данный танк также находится в коллекции военно-исторического клуба «Капонир», но он хорошо известен и тем, кто смотрел фильм «Т-34». Да, это тот самый танк, который снимался в данной киноленте, а еще у него уже в послужном списке несколько фильмов и гораздо больше военно-исторических мероприятий. Восстановлен он из фрагментов, шасси в основном из танков 1941 года выпуска, а башня завода №112 выпуска 1942 года. Машина отчасти «игровая», танков 1941 года пока что крайне мало, да и сделана машина вполне хорошо.
Еще одной машиной «Капонира» стал танк, который был самым массовым в Красной Армии на начало войны. Это легкий танк сопровождения пехоты Т-26. Эта машина еще называлась «общевойсковой». Она очень хорошо показала себя во время Гражданской войны в Испании, но к началу Великой Отечественной войны уже устарела. Ныне Т-26 большая редкость, тем более на ходу.
Завершает бронетанковую тематику легкая самоходная артиллерийская установка СУ-76М. Данная машина также является частью коллекции военно-исторического клуба «Капонир», она переделана в типовую машину с «пониженной» кормовой частью рубки. Подобные машины являлись, с 1944 года, типовым средством поддержки советской пехоты, а по массовости СУ-76М уступала только танкам семейства Т-34.