Юрий Пашолок. Бронесундук со сказками по-немецки
История Pz.Kpfw. mit Abwurfvorrichtung, специальной инженерной модификации Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II
После того, как в конце 1937 года нацисты провернули хитрую операцию в немецком военном командовании (известна она также как дело Фрича—Бломберга), у них оказались развязаны руки. Суть происходящего состояла в том, что они смогли переиграть немецкий генералитет. Командование немецкого генерального штаба оказалось смещено со своих постов, а вместо них появились люди, как минимум нейтральные военным планам Гитлера. Вместо Вернера фон Фрича пост главнокомандующего сухопутными войсками занял Вальтер фон Браухич. Также 4 февраля 1938 года было создано Верховное командование вермахта, которое возглавил Вильгельм Кейтель. Гитлер получил карт-бланш на реализацию своих планов, с этого момента большая война стала неизбежной. Немецкая военная машина начала работать в усиленном режиме, при этом со сроком «вчера» стали реализовываться программы, направленные на одну цель — наступательные операции. Первым шагом стал аншлюс Австрии, после чего аппетиты нацистов было уже не остановить. Тем более что англичане и французы оказались попросту не готовы к такому повороту событий.
Одним из приоритетных направлений стало создание штурмовых средств самого разного типа. Касалось это и артиллерии, и бронетанковой техники. Именно в это время 8.8 cm Flak 18 перевели из зенитных орудий в универсальные, также начались работы по самоходной артиллерии, главной задачей которой становилась борьба с вражескими ДОТ-ами. Значительная часть этих средств так и не пригодилась по прямому назначению, поскольку первое время немцам отчаянно везло. Они всерьёз планировали штурмовать Линию Бенеша, которую спешно строила Чехословакия. Но так случилось, что взяли они ее без единого выстрела. За это особое спасибо следует сказать господам Деладье и Чемберлену. Тем не менее, часть этих средств потом пригодилась как истребители танков. Кроме того, в этот период форсировались работы по инженерным средствам. Порой работы проходили в совершенно не свойственном немцам режиме, когда порой в войсках реагировали быстрее, чем профильные структуры.
Одним из тех мест в вермахте, где к импровизациям относились вполне положительно, стали инженерные войска. Там были, мягко говоря, не совсем довольны теми темпами, которыми работал Wa Prüf 5 (5-й отдел Департамента Вооружений, ответственный за разработку инженерных средств). Показательна история с мостоукладчиками Brückenleger II, которых официально построили 4 штуки, включая опытный образец. А по факту их изготовили куда больше, причем еще и с использованием двух типов шасси — Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. И это совсем не единичный случай. Одним из, можно сказать, классических примеров революции снизу от немецких стал Pz.Kpfw. mit Abwurfvorrichtung, носитель взрывчатки с использованием шасси легких танков Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II.
Одним из приоритетных направлений в инженерных средствах стало создание штурмовой техники. Помимо всевозможной шизофрении вроде штурмовых танков фон Браухича имелись и вполне разумные проекты. Одним из них и стало то, что называли Abwurfvorrichtung (дословно «устройство для сброса»). Идея была простой и логичной. Для того, чтобы уничтожить вражескую огневую точку, часто использовали взрывчатку. Ее размещали на крыше бункера и подрывали. Другой вопрос, что взрывчатки требовалось много, да и тащить ее силами саперов оказалось крайне рискованно. Так и появилась идея специальных инженерных танков, которые могли доставить взрывчатку до места, сбросить и убраться восвояси.
В качестве базы для носителя Abwurfvorrichtung выбрали легкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.B. В отличие от предшественника, который с трудом таскал себя, La.S.May, как еще называли Pz.Kpfw.I Ausf.B, имел запас по нагрузке. На надмоторной плите крепилась ферменная конструкция, в походном положении складываемая. К ней крепился бронированный ящик с двумя створками снизу. Открывались створки люка при помощи защелки, вытягиваемой за тросик, идущий от ящика к рычагу. Внутри ящика размещалось 50 килограмм взрывчатки. Принцип работы простой до безобразия. Танк задним ходом подходил к цели, дальше командир дергал за рычаг, ящик открывался, взрывчатка падала, можно делать ноги.
Испытания, проведенные осенью 1939 году 38-м саперным батальоном 2-й танковой дивизии, признали успешными. Кстати говоря, там же впервые аналогичным образом переоборудовали и Pz.Kpfw.II, но приоритетом оказался Pz.Kpfw.I Ausf.B. Причина предельно простая: сентябрь 1939 года наглядно показал, что «единичка» имеет крайне ограниченные боевые возможности. Да и по толщине брони она была равнозначной «двушке». Поэтому решили, прежде всего, трудоустроить Pz.Kpfw.I. 28 декабря 1939 In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, Инспекция Моторизованных Войск) выдала заказ на 100 комплектов Abwurfvorrichtung. Согласно концепции, в 10 танковых дивизий уходило по 10 переоборудованных подобным образом танков.
Что было дальше, обычно не описывается, поскольку есть один тонкий момент. Если кто-то из вас читал материал, посвященных Т-34 с ФОГ, то видел описание ситуации с ними на уровне БТ и МВ. Грубо говоря, у нас инженерные приспособления, а также то, что касалось химического управления и артиллерии, танкистами описывалось мало, часто пинковой тягой сверху. Поэтому и информация обрывочная. Так вот, у немцев ситуация была очень похожей. Если устройства приписаны не за танками, то там и информация обрывочная. В случае с Abwurfvorrichtung ситуация была именно такой. Сколько их реально изготовили, информации нет, но точно не 10.
По большому счету, более-менее надежных источников по подобным направлениям два. Первый — обрывочные сведения в переписке. Второй — интернет-аукцион eBay и ему подобные, плюс иные источники фотоматериалов. И вот тут начинается самое интересное. Например, «классические» фото Pz.Kpfw.I mit Abwurfvorrichtung — это снимки машин из 37-го саперного батальона 1-й танковой дивизии. А дальше начинают вылезать снимки других танковых дивизий. Нередко эти танки идут в одном строю с Brückenleger II и Brückenleger I, что логично — мостоукладчики также относятся к инженерному оборудованию. Наконец, рассказы про единичный Pz.Kpfw.II mit Abwurfvorrichtung уже довольно давно разбились о жесткую действительность. Носители взрывчатки на базе «двушки» имелись в нескольких танковых дивизиях. Их иногда даже фиксируют в документах. Например, в отчете 59-го танкового саперного батальона 8-й танковой дивизии летом 1941 года указывается 5 таких танков. Имелись они и в 6-й танковой дивизии. Так сказать, моделистам на заметку.
Согласно штату K.St.N.761 от 6 марта 1940 года, в состав танковой дивизии включалась отдельная танково-саперная рота. В нее входило 2 взвода Pz.Kpfw. mit Abwurfvorrichtung, по 5 машин в каждой. Впервые их применили во Франции, обычно ей всё и ограничивают. По поводу применения на советско-германского фронта часто пишется «возможно». Но есть и снимки, датированные летом 1941 года (причем в колонне видны саперные Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II), и отчеты о боевом применении. Как оказалось, танки-подрывники действовали не так уж и плохо, как это может показаться. Они вполне применялись против наших линий обороны. Использование Pz.Kpfw. mit Abwurfvorrichtung ограничилось летом-осенью 1941 года, тем не менее, машины вполне повоевали. Дальше особой нужды в них у уже не имелось, поскольку даже для лета 1941 года танки выглядели слишком уязвимыми. К тому же область их применения была крайне специфичной.
В заключение стоит упомянуть один факт. Pz.Kpfw.I mit Abwurfvorrichtung часто путают с другой машиной — Ladungsleger I. О ней известно немного: заказ на Ladungsleger I поступил Wa Prüf 5 к 9 мая 1940 года. Исполнителем стала вагоностроительная компания Talbot из Аахена. Принцип действия был похож на Pz.Kpfw.I mit Abwurfvorrichtung, но взрывчатки тащилось уже 75 килограмм. Согласно имеющимся сведениям, по одному Ladungsleger I попало в 3-ю и 7-ю танковые дивизии, их использовали во время французской кампании. На этом выпуск прекратили, началась работа по более совершенному Ladungsleger 41. Это стало ошибкой, поскольку работы затянулись и единственный образец был готов только в середине 1942 года. Типичная картина для «заводского» инженерного оборудования немецкого производства. После этого не стоит удивляться импровизациям немецких саперов.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Panzer Tracts No.14 Gepanzerte Pionier-Fahrzeuge, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1998
- eBay
-