В конце 20-х годов Красная Армия начала эксперименты по созданию легких бронемашин-разведчиков. Впервые разговор о них пошел летом 1929 года. В системе вооружения появилось несколько направлений развития по данной теме. Объединяли их то, что базой служил американский легковой автомобиль Ford A. Американское шасси использовалось неслучайно: 31 мая 1929 года было подписано соглашение о постройке в Нижнем Новогороде завода Ford. Также началась сборка таких машин из машинокомплектов.
Первой идеей был «разведчик», по сути тот же Ford A, но с парой пулеметов. Эта концепция «скаута» быстро исчезла. Вторым направлением стало создание похожего «скаута», но с бронированием по периметру. Из этой концепции родились бронемашины-разведчики Д-8 и Д-12, первые советские серийные легкие броневики. Наконец, почти одновременно началась разработка полноценного броневика. Создавался он под руководством А.В. Рожкова, автора БА-27, первого советского серийного бронеавтомобиля. Легкий броневик-разведчик Рожкова был скорее концептуальной разработкой, далее его должен был дорабатывать Н.И. Дыренков. Естественно, он себе создавать конкурента не стал, поэтому в апреле 1932 года работу доверили Ижовскому заводу, имевшему большой опыт в разработке и производстве броневиков.
Переработанный проект броневика Рожкова получил обозначение ФАИ (Форд-А Ижорский). По большому счету, это был новый броневик, с общими компоновочными идеями исходной машины, а также рядом технических идей, позаимствованных у Д-8/Д-12 второй производственной серии. Сам Ижорский завод выпускал только опытные образцы броневика, а его серийное производство наладили на заводе ДРО в Выксе. В исходном виде броневик выпускали недолго — с конца 1933 по весну-лето 1934 годов. Далее ФАИ довольно сильно изменился. Также в 1934 году шасси Ford A сменили на отечественное — ГАЗ-А. Выпуск этих машин начался в конце 1932 года.
Ныне единственный образец ФАИ раннего выпуска находится в коллекции «Военный Ангар» Игоря Шишкина. Останки этого бронеавтомобили были найдены в районе реки Плюсса, неподалеку от одноименной станции. ФАИ имелись в составе двух частей, которые здесь сражались. Это 177-я стрелковая дивизия, а также 24-я танковая дивизия. У последней к 1 августа 1941 года из 6 ФАИ в строю остался всего 1. Благодаря кропотливой работе реставраторов машина ныне находится в ходовом состоянии.
В настоящий момент бронеавтомобиль можно видеть на выставке «Моторы Войны». Недавно проводился динамический показ броневика, они проходят на «Моторах Войны» каждую субботу, в 12:00. Попасть на выставку можно со вторника по воскресенье, в будние дни режим работы с 11:00 до 20:00, а в выходные с 11:00 до 19:00. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2.
Видео с дзена можно посмотреть тут — https://zen.yandex.ru/video/watch/62b4321a81dcc72d9adc9bfd?t=7
источники:
-
-
- текст и видео — https://zen.yandex.ru/video/watch/62b4321a81dcc72d9adc9bfd?t=7
- видео — https://vk.com/wall6238406_87656
- фотографии — https://vk.com/wall6238406_87021
-