Юрий Пашолок. Бронеавтомобиль ФАИ на «Моторах Войны», 11.06.2022

13

Юрий Пашолок. Бронеавтомобиль ФАИ на "Моторах Войны", 11.06.2022

В конце 20-х годов Красная Армия начала эксперименты по созданию легких бронемашин-разведчиков. Впервые разговор о них пошел летом 1929 года. В системе вооружения появилось несколько направлений развития по данной теме. Объединяли их то, что базой служил американский легковой автомобиль Ford A. Американское шасси использовалось неслучайно: 31 мая 1929 года было подписано соглашение о постройке в Нижнем Новогороде завода Ford. Также началась сборка таких машин из машинокомплектов.

Первой идеей был «разведчик», по сути тот же Ford A, но с парой пулеметов. Эта концепция «скаута» быстро исчезла. Вторым направлением стало создание похожего «скаута», но с бронированием по периметру. Из этой концепции родились бронемашины-разведчики Д-8 и Д-12, первые советские серийные легкие броневики. Наконец, почти одновременно началась разработка полноценного броневика. Создавался он под руководством А.В. Рожкова, автора БА-27, первого советского серийного бронеавтомобиля. Легкий броневик-разведчик Рожкова был скорее концептуальной разработкой, далее его должен был дорабатывать Н.И. Дыренков. Естественно, он себе создавать конкурента не стал, поэтому в апреле 1932 года работу доверили Ижовскому заводу, имевшему большой опыт в разработке и производстве броневиков.

Переработанный проект броневика Рожкова получил обозначение ФАИ (Форд-А Ижорский). По большому счету, это был новый броневик, с общими компоновочными идеями исходной машины, а также рядом технических идей, позаимствованных у Д-8/Д-12 второй производственной серии. Сам Ижорский завод выпускал только опытные образцы броневика, а его серийное производство наладили на заводе ДРО в Выксе. В исходном виде броневик выпускали недолго — с конца 1933 по весну-лето 1934 годов. Далее ФАИ довольно сильно изменился. Также в 1934 году шасси Ford A сменили на отечественное — ГАЗ-А. Выпуск этих машин начался в конце 1932 года.

Ныне единственный образец ФАИ раннего выпуска находится в коллекции «Военный Ангар» Игоря Шишкина. Останки этого бронеавтомобили были найдены в районе реки Плюсса, неподалеку от одноименной станции. ФАИ имелись в составе двух частей, которые здесь сражались. Это 177-я стрелковая дивизия, а также 24-я танковая дивизия. У последней к 1 августа 1941 года из 6 ФАИ в строю остался всего 1. Благодаря кропотливой работе реставраторов машина ныне находится в ходовом состоянии.

В настоящий момент бронеавтомобиль можно видеть на выставке «Моторы Войны». Недавно проводился динамический показ броневика, они проходят на «Моторах Войны» каждую субботу, в 12:00. Попасть на выставку можно со вторника по воскресенье, в будние дни режим работы с 11:00 до 20:00, а в выходные с 11:00 до 19:00. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2.

Юрий Пашолок. Бронеавтомобиль ФАИ на "Моторах Войны", 11.06.2022 Юрий Пашолок. Бронеавтомобиль ФАИ на "Моторах Войны", 11.06.2022 Юрий Пашолок. Бронеавтомобиль ФАИ на "Моторах Войны", 11.06.2022 Юрий Пашолок. Бронеавтомобиль ФАИ на "Моторах Войны", 11.06.2022 Юрий Пашолок. Бронеавтомобиль ФАИ на "Моторах Войны", 11.06.2022 Юрий Пашолок. Бронеавтомобиль ФАИ на "Моторах Войны", 11.06.2022

Видео с дзена можно посмотреть тут — https://zen.yandex.ru/video/watch/62b4321a81dcc72d9adc9bfd?t=7

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account