Рассказ об английском пехотном танке Valentine II, который находится в Музейном секторе парка «Патриот»
У английского танкостроения богатая история. Она богата, в том числе, на взлёты и падения. Англичане, придумавшие танк, умудрились в 20-е годы растерять почти весь свой задел по передовым разработкам. Результатом стало то, что к середине 30-х годов английское танкостроение оказалось в положении отстающих. Причем догнать основных соперников они так и не смогли вплоть до конца войны. Вместе с тем, имелись и локальные успехи. Причем так сложилось, что в ряде случаев этими самыми успехами воспользовались не только английские танкисты.
Одним из достижений английского танкостроения стал пехотный танк Valentine (до сентября 1941 года Infantry Tank Mk.III). Он стал самым массовым английским танком Второй мировой войны. Щекотливость ситуации в том, что сами англичане массово использовали этот танк на первой линии недолго — до весны 1943 года включительно. Далее они применялись локально. А вот наиболее массово использовался МК-III в Красной Армии, куда попало более 3 тысяч Valentine. Из «советских» Vanentine в России известен всего один танк. Причем машина эта весьма необычная.
Так сложилось, что Valentine стал наиболее долгоиграющим зарубежным танком в Красной Армии. Самые первые танки данного типа прибыли в СССР 11 октября 1941 года, а последние — 30 сентября 1944 года. МК-III, как его часто именовали в советской переписке, оказался единственным зарубежным танком, поставки которого не прерывались даже весной-летом 1943 года. Более того, последние из этих танков уже приходили подержанными, поскольку их производство прекратилось. И если англичане к концу войны использовали Valentine при истребителях танков Archer, то у нас они массово использовались в первой линии.
В этом смысле несколько иронично, какой именно танк сохранился в России. Дело в том, что это Valentine II, или Infantry Tank Mk.III**, как он указан на регистрационной табличке. Такое обозначение использовалось до конца сентября 1941 года, когда ввели новую систему индексов. Так вот, вариант Valentine II оказался наименее массовым из крупносерийных, что поставлялись в Советский Союз. Всего отправили всего 161 штуку, из них 25 потеряли вместе с транспортами. Меньше было только Valentine X, но их и выпустили совсем ничего.
Самое интересное, что Valentine II оказался самым массовым вариантом танка. Всего их произвели 1493 штуки. На самом деле ничего странного нет. Дело в том, что Valentine II, как и Matilda II/Matilda III, поставлялись, прежде всего, в английскую армию. Данный вариант танка наиболее интенсивно применялся в боях 1941-42 года в Северной Африке. А вот в Советский Союз осенью 1941 года стали поступать первые Valentine IV, то же самое, но с моторами General Motors 6004.
Основная масса Valentine II, которые оснащались английскими моторами AEC 190, прибыла в октябре-ноябре 1941 года. Именно эти танки применялись в боях под Москвой, а уже в декабре 1941 года в части стали поступать первые Valentine IV. «Старые» танки всё еще проскакивали в поставках первой половины 1942 года, но исчезающе мало. К тому моменту уже вовсю шли не только Valentine IV, но и канадские Valentine VII. На их фоне самый массовый Valentine попросту затерялся. И если Valentine VII можно хотя бы отличить по характерным фарам, то Valentine IV такой же. Так что только смотреть регистрационные номера.
Собственно говоря, именно поэтому удивителен тот факт, что до наших дней из трех «советских» Valentine (и единственном, который находится в России) дожил именно Valentine II. И машина эта совсем не полигонная. Она, конечно, позже (где-то в 1943 году) попала на НИБТ Полигон, но до того весьма интенсивно повоевала. Данный танк с регистрационным номером T.T27543 был изготовлен по контракту T9866 (WD-номера танков T27421-T27720) заводом MCCW (Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company). Это был один из старейших английских танкостроительных заводов. Танки он выпускал еще в годы Первой мировой войны.
Согласно имеющимся документам, прибыл данный танк в Советский Союз вместе с конвоем PQ-3 (тогда же прибыли первые Valentine IV). 22 ноября 1941 года конвой прибыл в Архангельск, так что на оборонительную фазу битвы под Москвой танк не успел. 12 декабря 1941 года танк, вместе с еще 9 танками, направили в 171-й отдельный танковый батальон, который сформировали 27 ноября. Впрочем, далее состав 171-го ОТБ чуть переиграли. К 19 декабря 1941 года, когда его отправили на Северо-западный фронт, батальон имел в своём составе 12 Matilda III, 9 Valentine II и 10 Т-60.
Между прочим, по советской классификации Valentine относили к средним танкам (да-да, именно так). Такую классификацию дали в 1942 году на НИБТ Полигоне, причем в альбоме полигона именно этот танк назван средним, а Valentine IX — легким. Такой вот парадокс. Но в 1941-42 годах он именно средний, а Matilda — скорее тяжелый танк. Именно по такому принципу формировался 171-й ОТБ. «Матильды» выполняли роль КВ, «Валентайны» что-то вроде Т-50/Т-34, а Т-60 занимали нишу легких танков.
Подробностей по поводу боевого пути танка нет, но если исходить из того, что известно о 171-м ОТБ, воевал он, в основном, на Карельском фронте, в составе 4-й ударной армии. У этой машины имеется несколько снарядных отметин на левом борту башни, так что ходить в атаку ей явно приходилось не раз. А вот дальше была проведена войсковая модернизация. Случилось это где-то во второй половине 1942 года, причем одновременно провели ее у нескольких танков. Известен снимок с однотипно доработанными танками, причем привязан он к Калининскому фронту. С большой долей вероятности это именно 171-й ОТБ.
Суть модернизации сводилась к тому, что танки получали дополнительные броневые листы толщиной 30 мм на центральной лобовой части корпуса и подбашенной коробки. Тем самым общая толщина достигала 90 мм. Конечно, при наклоне листов 90 градусов к горизонтали их эффективность была не самой высокой. Но толщина лобовой брони как у тяжелого танка — это очень прилично. Где-то на дистанции в километр такая броня могла защитить и от 7,5cm Pak 40, а для 5 cm Pak 38 общая толщина 90 мм была проблемой и с близких дистанций. Башня экранировку не получала, но при этом спереди и по бокам наваривалась защита погона.
К лету 1943 года данный танк оказался на НИБТ Полигоне. Имел он весьма бывалый вид, тем не менее, именно ему оказалось суждено пережить остальных собратьев. К декабрю 1945 года на полигоне остался только этот Valentine, машина требовала текущего ремонта. Находилась она в на музейной площадке, вместе с мостоукладчиком на базе Valentine, который также дожил до наших дней. В 60-е годы машина пострадала не сильно. С нее сняли перископы, заварив под них отверстия, а вместо утраченных брызговиков из резины сделали жестяную имитацию.
Самые большие проблемы для танка начались сильно позже, уже когда построенный в 1972 году музей стал посещаемым. Чтобы сделать «красиво», часть танков к началу 2000-х годов выволокли из павильонов и поставили рядом с главным входом. Не повезло Т-50, Valentine II и Light Tank M5A1. Почему выбор пал на них, неизвестно, тут чисто армейская логика. Но тем, кто кричит про «Кубинку разграбили!», было бы неплохо задуматься, что без этого «разграбления» единственный в России воевавший Valentine так бы и гнил на улице.
Данное безобразие прекратили только после того, как появился парк «Патриот». В рамках перемещения техники из «старой Кубинки» на музейную площадку №1 (тогда она именовалась Сектор ВКС), а также реконструкции старой территории, танки с аллеи убрали. Судьба у них сложилась по-разному. Т-50 отправили на реставрацию, теперь этот танк ходовой. Light Tank M5A1 оставили на старой территории, поскольку в Красной Армии он не воевал. Ну а Valentine II теперь стоит рядом с Т-50, но уже в помещении. На нем сейчас маркировки, которые взяли с Matilda. Честно говоря, неважно, главное, что танк в теплом и светлом помещении.
Естественно, более чем 15 лет на улице (а на самом деле куда дольше, с 1943 по 1972 годы танк также был вне помещения) не прошли бесследно. Внутри машина весьма так погнившая, да и снизу к ней имелся доступ. Впрочем, пока делать ее некому, да и незачем. Конечно, данный экземпляр более-менее комплектный, но зарубежные запчасти не валяются на каждом углу. Ну а вместо одних имитаций ставить другие имитации — не самая лучшая заявка на успех. Пусть себе стоит в текущем виде.
Надо сказать, что внутри данный танк совсем не просторный. Он и снаружи-то не выглядит особо крупным, что и неудивительно, поскольку фактически шел на замену Infantry Tank Mk.I. Внутри у Valentine II без изысков. Конечно, по интерьеру некоторых деталей не хватает, но в целом всё равно банка людей. Т-26, его родственник, ощущается более просторным. В принципе, места плюс-минус хватает, но о просторе говорить как-то не приходится. Но тут надо вспоминать эпическую битву Лесли Литтла, создателя танка, и английских военных. Дрался он за каждый килограмм, яростно.
Боевое отделение танка, как и отделение управления, разительно отличается от одноклассников. Достаточно сказать, что башенный люк тут один, причем он довольно специфичной конструкции. Специфично и вооружение. Казнозарядный миномет, кстати, наши военные очень похвалили. Очень хотели похожий поставить в советские танки, но не сложилось. У нас командиром танка был наводчик, у англичан (как и у американцев в легких танках с двухместными башнями) роль командира выполнял заряжающий. Если исходить из этой особенности, внутри более-менее удобное боевое отделение (хотя, как уже говорилось, не просторное).
Довольно специфично решен вопрос вентиляции и обзорности. Воздуховоды у башни находятся на крыше и в корме. Спереди воздуховод не защищен от бутылок с зажигательной смесью, а сзади вполне можно просунуть ручную гранату. На это, кстати, сильно жаловалась советская приёмка. На крыше имеется два перископа MK-IV. Они дают хороший обзор вперед и немного по бокам, но вот с флангов обзор не очень. Пистолетные порты же откровенно примитивные. Данный танк относится к поздним вариантам Valentine II, у него появился еще один лючок-порт, с правой стороны башни. Шальным снарядом его можно сбить, а за ним весьма крупный проём. В общем, странное решение.
Несмотря на некоторые странности, Valentine непроста просили почти всю войну. Этот танк стал прямой заменой Т-50, выпуск которых оказался совсем мизерным. Да, с рядом недостатков, но только за 1941-42 годы Красная Армия получила 1175 таких танков. Они были совсем не лишними. И очень хорошо, что сохранился именно этот экземпляр. Не только повоевавший, но и с местной модернизацией. Можно сказать, дважды уникум.
источник: https://dzen.ru/a/Z3cDXMt2VE8409_P