Юрий Пашолок. Большой, зубастый, но тонкий

16
Юрий Пашолок. Большой, зубастый, но тонкий

Юрий Пашолок. Большой, зубастый, но тонкий

То, насколько стремительно растет боевая масса противотанковой артиллерии, немцы знали не по-наслышке. Весной 1942 года началась эксплуатация 7,5 cm Pak 40. Это орудие позволило достаточно уверенно бороться с советскими тяжёлыми танками, но весило около полутора тонн. Штатный расчёт из 8 человек перетаскивал эту пушку по полю с трудом. И это была еще не самая мощная система, которую приняла на вооружение немецкая армия. В июне 1942 года начался разговор о том, что необходима противотанковая пушка с баллистикой 88-мм зенитного оружия Flak 41. Оно и так применялось как средство противотанковой борьбы, но 8 тонн боевой массы и немаленький силуэт доставлял массу проблем. Поэтому концерн Krupp предложил своё орудие — 8.8 cm Pak 43, тоже с круговым вращением, но значительно ниже и легче. Но эта легкость была относительной — 3650 кг в боевом и 4750 кг в транспортном положении. При этом для ведения огня орудие требовалось сначала снять с колёсного хода и разложить в боевое положение. Вариант на лафете 10 cm Leichte Kanone 41, получивший обозначение 8.8 cm Pak 43/41, получился менее тяжёлым. Но и орудие массой 4350 кг таскать по полю расчёт мог с огромным трудом. Брошенные расчётами пушки этого типа не являлись редкостью на полях сражений. Способствовал этому и дульный тормоз, благодаря ему первый же выстрел демаскировал позицию немецких противотанкистов. Посему достаточно быстро был поднят вопрос о самоходном лафете, который решал массу проблем.

В июле 1943 года, то есть спустя чуть больше года с момента запуска работ по 88-мм противотанковой пушке Pak 43, состоялся боевой дебют самоходных артиллерийских установок, которые были вооружены этими орудиями. В итх числе оказались и 8.8 cm Panzerjäger 43/1 (L/71) Hornisse, наиболее массовая боевая машина с данной системой. Разработка ее началась в конце июля 1942 года. Следует отметить, что Krupp работал над собственным самоходным шасси Pz.Sf.IVc, но его в работу не взяли. Требовалось более быстрое и менее «рисковое» решение, а им на тот момент являлась s.Sfl. auf Pz.Kpfw.III/IV Fg.St., шасси для самоходной артиллерийской установки Hummel. Так что работы по самоходке передали Alkett. Машина получилась на 2 тонны тяжелее Geschützwagen für sFH 18/1 — её боевая масса составила 24 тонны. Вместе с тем, решение действительно получилось быстрым, что позволило оперативно запустить машину в серию.

Надо сказать, что Alkett крайне скептически относилась к перспективам выпуска у себя Hummel, зато с Hornisse сложилась совсем иная ситуация. 22 января 1943 года в Дюссельдорфе был подписан контракт на изготовление 420 Hornisse. Первые машины планировалось сдать уже до конца января 1943 года, в марте завод должен был выйти на проектную мощность, строя по 30 машин в месяц. Дополнительный контракт на изготовление 150 Hornisse был подписан в тот же день с Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie. Первые 5 машин завод сдавал в мае 1943 года, а с июля 1943 и до марта 1944 года здесь планировалось строить по 15 штук. Общий объём выпуска САУ должен был составить 570 машин. В реальности Werk Stahlindustie, перегруженная выпуском Hummel, за истребители не взялась, так что вся нагрузка легла на плечи Alkett. Тем не менее, за первое полугодие 1943 года удалось сдать 155 машин данного типа. Таким образом, несмотря на просадку выпуска в феврале и полное отсутствие сданных машин в январе, план за первое полугодие Alkett почти и не завалил. А всего за 1943 год сдали 345 машин данного типа. Можно было и больше, но в конце 1943 года Alkett сильно пострадал от бомбежек. Тем не менее, весьма бодрый выпуск машин позволил уже весной 1943 года формировать первые подразделения, вооруженные Hornisse. Как раз они и стали дебютантами.

Hornisse с именем собственным Bismark, состоявшая на вооружении 560-го истребительного дивизиона, зима 1943-44 гг

Hornisse с именем собственным Bismark, состоявшая на вооружении 560-го истребительного дивизиона, зима 1943-44 гг

Первым из них стал 560-й тяжёлый дивизион истребителей танков Hornisse (s.Pz.Jg.Abt 560). Если что, то Hornisse, несмотря на «картонную» броню и массу в 24 тонны, относилась к тяжелым истребителям танков. Следует также отметить, что индекс машины менялся, за 1943 год, раз эдак семь, а еще несколько раз менялся штат подразделений, вооруженных данными машинами. 1 апреля был утверждён новый вариант K.St.N 1148b, согласно которому в батарею входило уже по 14 машин. Теперь командирских машин было две, а в каждом взводе насчитывалось по 4 Hornisse. В дивизион по штату K.St.N. 1155b, утверждённому 30 марта 1943 года, входили 3 таких батареи, плюс 3 Hornisse имелись в штабе дивизиона. Таким образом, всего дивизион s.Pz.Jg.Abt. Hornisse должен был насчитывать 45 истребителей танков. Вот в таком виде первые два дивизиона (560-й и 655-е) и сформировали. Полной боеготовности 560-й и 655-й дивизионы достигли в мае 1943 года, а в июле случился дебют в ходе операции «Цитадель». В 560-м дивизионе, к слову, для машин использовались имена собственные.

Эта же машина в цвете

Эта же машина в цвете

К 31 июня 1943 года в составе 560-го дивизиона имелось 45 машин, но из них в рабочем состоянии находилось 37 штук. Надо сказать, что неприятности с самоходками начались еще до отправки на фронт. В ходе тренировок дивизиона s.Pz.Jg.Abt 560 на 5 машинах пришлось менять двигатели, пострадавшие от перегрева. Одной из причин этого были проблемы с тахометрами. На 4 машинах возникли проблемы с различными элементами трансмиссии. Нарекания вызвала выхлопная труба, установленная прямо под люками доступа в боевое отделение. Выхлопные газы нагревали патроны в снарядной укладке, что могло привести к беде. Официально в июле 1943 года еще ни одной машины дивизион не потерял (а этом можно отнести и к весьма своеобразной методике подсчета потерь), зато полностью работоспособными машины не были. Лишь к концу августа было указано о 14 «безвозвратов», а больше трети машин (13 из 31 имевшихся) находились в ремонте. Дальше было пополнение, но всё равно боеспособность оказалась довольно низкой. Из 35 машин, которые числились к концу сентября, боеспособными были 10 штук, а из 39 машин к концу октября 1943 года — всего 8.

Hornisse оказалась далеко не идеальной с точки зрения надежности

Hornisse оказалась далеко не идеальной с точки зрения надежности

Надо сказать, что у соседей ситуация была получше, но не сильно. Кроме того, выяснилось, что машины, предназначенные для стрельбы с дальних дистанций, часто пускали в атаки, что при броне в 20 мм слегка опрометчиво. Итоги жалоб привели к тому, что в 1944 году появился тяжелый истребитель танков Jagdpanther. Причем 560-й и 655-й дивизионы перевооружили как раз на них (неполным составом, ибо машин не хватало, но тем не менее). Но при этом выпуск Hornisse, он же Nashorn, продолжался до марта 1945 года, да и Jagdpanther оказался не совсем чтобы идеальной машиной.

Статья по Hornisse/Nashorn:

Юрий Пашолок. Противотанковый «Шершень», он же «Носорог»

источник: https://yuripasholok.livejournal.com/13016880.html

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account