19

Юрий Пашолок. Большой трактор от Krupp

История Großtraktor Krupp, немецкого среднего танка-амфибии, ставшего первым шагом к Pz.Kpfw.IV

Содержание:

Немецкое танкостроение времен Первой мировой войны оказалось, в значительной степени, разбродом и шатанием. Имея в активе мощную промышленность, кайзеровские генералы не смогли ей воспользоваться. 20 танков A7V — это всё, что немецкая армия смогла получить за время войны. Также был создан целый ряд опытных танков, часть из которых вообще не имело перспектив, а часть не успела на войну. Результатом стало то, что после Первой мировой войны немецкое танкостроение пришлось создавать с нуля.

Großtraktor Krupp на испытаниях в СССР, где-то 1930-31 годы

Großtraktor Krupp на испытаниях в СССР, где-то 1930-31 годы

Согласно Версальскому договору, Германии запрещалось иметь собственное танкостроение. Официально немцы не имели право даже разрабатывать танки. В результате некоторые из конструкторов уехали за рубеж, например, Йозеф Фольмер. На самом деле пауза длилась совсем недолго. Уже в марте 1925 года появилась спецификация на средний танк Armeewagen 20. Согласно ТТТ, танк имел боевую массу 16 тонн, толщину брони 14 мм, экипаж из 6 человек и скорость порядка 40 км/ч. Создавалась спецификация в плотной связке к концерном Krupp. Здесь же создали и Großtraktor Krupp, первый танк, полностью разработанный в Эссене.

Немецкое прочтение Medium Mark D

Говорить о том, что немцы возрождали своё танкостроение в условиях информационного вакуума, было бы в корне неверно. Еще в годы Первой мировой войны шли упорные попытки скопировать идеи главных противников — французов и англичан. Впрочем, A7VU получился откровенно неудачным танком, а с легким танком банально не успели. Тем не менее, за своими бывшими противниками немцы внимательно следили и после окончания Первой мировой войны. Тут их интересы совпали с деятельностью австрийского офицера Фрица Хейгля. Известен он как составитель справочников, но имейте в виду, что его книги — это во многом и мнение немецкой стороны.

Английский Merdium Mark D** в ходе испытаний на плавучесть в Крайстчёрч, 1920 год. Идея среднего плавающего танка была взята немцами на вооружение в ходе создания A.W.20

Английский Merdium Mark D** в ходе испытаний на плавучесть в Крайстчёрч, 1920 год. Идея среднего плавающего танка была взята немцами на вооружение в ходе создания A.W.20

Подобная слежка имела вполне веские основания. Англичане в то время находились в авангарде танкостроения. Правда, далеко не все их идеи были правильными. Вот и в случае с идейным прародителем Armeewagen 20 (A.W.20) ситуация оказалась именно такой. В начале 20-х годов главным направлением развития стал Medium Mark D, довольно необычный танк, разработанный Филипом Джонсоном. Он стал первым маневренным танком, который задал направление развития средних танков 20-х годов. Проблема в том, что сам танк получился неудачным, его идейных наследников отчасти настигла карма Medium Mark D. Да и некоторые идеи выглядели крайне сомнительно.

Один из ранних макетов A.W.20

Один из ранних макетов A.W.20

По иронии судьбы, к моменту, когда появились требования на Armeewagen 20, работы по Medium Mark D окончательно прекратились. Англичане получили Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II, не такие быстрые, да и с броней явно наблюдались проблемы. Зато эти танки вполне получились. Немцы же начали есть английский кактус. Справедливости ради, от Medium Mark D взяли только концепцию, но как раз с ней имелась одна беда. С определенного момента Medium Mark D стал плавающим. Плавал он плохо, что не помешало немцам взять идею на вооружение. Возможность преодолевать водные преграды вплавь устраняла проблему с мостовым оборудованием, по крайней мере в теории.

Финальная версия 75-мм орудия, которое прописалось в башне A.W.20

Финальная версия 75-мм орудия, которое прописалось в башне A.W.20

Даже по требованиям хорошо видно, что немецкий танк получался совсем другим. От «трамвайности» немцы отказались сразу: длина танка составляла 6 метров, ширина 2,6 метра, а высота 2,35 метра. Вооружение состояло из 75-мм пушки и 2 пулеметов, основное орудие и спаренный пулемет размещались в башне кругового вращения. Изначально задание получил только Krupp. Возглавил разработку Эрих Мюллер, главный конструктор Krupp по вооружению. Впрочем, он скорее занимался общим руководством. Реально A.W.20 создавал коллектив под руководством инженеров Георга Хагеллоха, Эриха Вольфёрта и Вальтера (имя инженера, увы, неизвестно, только фамилия). Конечно, имелся опыт разработки легкого танка Kleiner Sturmwagen, но по факту A.W.20 стал для них полноценным дебютом.

Башня, которую Krupp изначально создал для A.W.20

Башня, которую Krupp изначально создал для A.W.20

Первые эскизные наработки по Armeewagen 20 появились в начале 1926 года. Впрочем, поначалу работа шла неспешно (и в режиме строгой секретности, ибо танки Германии строить запрещалось). В апреле 1926 года был подготовлен деревянный макет танка. Одним из требований стал максимально низкий силуэт машины. В дальнейшем танк неоднократно дорабатывался. Как раз в ходе этих доработок появилась вторая, кормовая башня. В ней установили тот же самый пулемет — Dreyse M 14/18. Вторая башня предназначалась для зенитной стрельбы.

Такая башня появилась на Großtraktor Krupp, она отличалась и формой, и установкой вооружения

Такая башня появилась на Großtraktor Krupp, она отличалась и формой, и установкой вооружения

Создававшийся Krupp танк выглядел, для своего времени, настоящим хайтеком. Помимо того, что корпус и башни предполагались сварными, основная башня получала электропривод. Это снижало время полного оборота со 120 до 30 секунд. Основное орудие создавалось на базе ствола горной пушки, которую проектировал Krupp. Начальная скорость снаряда, согласно ТТТ, составляла 400 м/с. Вроде бы немного, но для поражения любого танка того периода хватало, а главное, имелся мощный осколочно-фугасный снаряд. Из интересных особенностей стоит упомянуть размещение командира в корпусе, справа от механика-водителя. Также танк предполагалось оснащать радиостанцией, для того времени это большая редкость. Машина, безусловно, интересная, но дальше Krupp ждало время перемен.

В условиях конкурентной борьбы

3 января 1927 года состоялось дополнительное совещание, посвященное Armeewagen 20. К тому моменту в работу включился 6-й отдел Департамента Вооружений. Данная структура стала надзорным органом по механизации рейхсвера. По факту же она занималась не только составлением требований, но и спускала сверху ряд указаний, как что делать по отдельным узлам. Касалось это, в том числе, и ходовой части. Как раз в это время там начал работать инженер Генрих Книпкамп, чьей специализацией стали гусеничные и полугсеничные шасси. В A.W.20 он также поучаствовал, сыграв свою, весьма специфичную роль.

Общая схема Gr.Tr.Kp.

Общая схема Gr.Tr.Kp.

25 марта 1927 года макет A.W.20 показали генералу Максу Людвигу, на тот момент он возглавлял Управление Вооружений Сухопутных Сил. День спустя был подписан контракт на изготовление двух образцов танка. Но не с Krupp, а с Daimler-Benz. Наверху решили запустить конкурс. Krupp свой контракт получил 30 марта, а далее еще 2 танка заказали Rheinmetall. Самое интересное заключалось в том, что от концепции Krupp у танков конкурентов осталось не так много.

Схожая конструкция гребного винта была на всех "больших тракторах"

Схожая конструкция гребного винта была на всех «больших тракторах»

Пилюлю подсластил тот факт, что башни и вооружение изготовлял Krupp. Вообще с башнями случилась довольно забавная история. Дело в том, что к июню 1927 года в Эссене подготовил финальную спецификацию башни. Именно такую башню решили пустить в работу. Но далее появилась доработанная башня, у которой убрали выступ для обеспечения необходимых углов склонения. Отличалась у этой башни и установка вооружения. Так вот, танки Daimler-Benz и Rheinmetall получили более старые башни, а танки Krupp — более новые.

Рядные 6-цилиндровые авиационные моторы BMW Va оказались оптимальным решением для нового танка

Рядные 6-цилиндровые авиационные моторы BMW Va оказались оптимальным решением для нового танка

Одними башнями, впрочем, дело не ограничилось. Все три танка получились разными, причем отличия оказались весьма существенными. Начиналось это с ходовой части. В нее, кстати, влез Книпкамп, настоявший на резинотканевой гусеничной ленте. Ее подсмотрели у Адольфа Кегресса, правда, именно на танках такая система работала неважно. Остальные элементы ходовой части были созданы в Эссене. Там выбрали довольно оригинальную подвеску. 12 опорных катков из 17 сблокировали в 2 общих узла. 3 группы по 2 катка получали свечную подвеску, их ставили в «коромысло», которое должно было обеспечивать оптимальный контакт с неровной поверхностью. Индивидуальную подвеску имело по одному катку спереди и сзади. Наконец, впереди находилась спарка катков, которые принимали на себя удары во время преодоления вертикальных препятствий. Плюс маленький каточек перед ведущим колесом. Система мудреная, но не больше, чем у разработок конкурентов. Снаружи ходовая часть прикрывалась экранами.

Схема моторно-трансмиссионной группы Gr.Tr.Kp.

Схема моторно-трансмиссионной группы Gr.Tr.Kp.

Поскольку в задании прописывалась необходимость преодоления водных преград, корпус получился довольно высоким. Впрочем, высота танка по крышу башни составляла 2418 мм, на фоне Medium Tank Mk.II это скромно. В ТЗ Krupp вписаться не смог, танк получился на 420 мм длиннее и на 150 мм шире. Впереди разместился механик-водитель и командир танка, одновременно выполнявший роль пулеметчика. И командир, и механик-водитель получили башенки, которые обеспечивали более-менее сносный обзор. Также в корпусе размещался радист. На плаву танк должен был использовать съемные гребные винты, которые крепились в кормовой части корпуса. Впрочем, их так ни разу и не поставили. Так что танк Krupp не проверили на то, какой он моряк (к счастью для экипажей).

Резинотканевые гусеничные ленты были у танков трех производителей были разными по конструкции. Но одинаково неудачными

Резинотканевые гусеничные ленты были у танков трех производителей были разными по конструкции. Но одинаково неудачными

Танк получил 6-цилиндровый авиационный двигатель BMW Va мощностью 250 лошадиных сил при 1400 об/мин. Мотор оказался довольно легким, зато систему трансмиссии таковой явно не назвать. 6-скоростная КПП, размещавшаяся справа от мотора, получилась громоздкой, для упрощения работы она оснащалась пневматическим приводом. В кормовой части находились планетарные механизмы поворота с ленточными тормозами. Следует отметить, что кормовой пулеметчик находился в хитросплетении элементов трансмиссии, от чего ему было не особо комфортно. Как и у других танков, ведущие колеса имели гребневое зацепление. В отличие от подвески, работали они так себе.

Кормовая зенитная башня была унифицированной для всех Großtraktor

Кормовая зенитная башня была унифицированной для всех Großtraktor

Общим стало для всех конкурирующих танков то, что собирали их в одном месте. Им стал завод Rheinmetall в Унтерлюсе. Место тихое, далеко от крупных городов, подальше от любопытных глаз. Сборка началась 8 января 1928 года, а 14 марта того же года индекс Armeewagen 20 сменили на более нейтральный Großtraktor. Танки Krupp стали именовать как Gr.Tr.Kp. Чтобы не было лишних подозрений, 15 сентября 1928 года контракт перезаключили еще раз, а 1 января 1929 года сделали это в третий раз. А уже 8 февраля прошли первые тесты шасси внутри ангара, чтобы никто ничего не заподозрил.

Тупик для рейхсвера и находка для Красной Армии

Финализация работ по Gr.Tr.Kp началась в конце весны 1929 года. 8 мая были приняты башни, а два Gr.Tr.Kp с номерами 43 и 44 приняли 23 июня 1929 года. Танк Krupp получился самым тяжелым среди «больших тракторов» — его масса составила 16.4 тонн. Согласно расчетам, максимальная скорость танка по шоссе составляла 44 км/ч, средняя 25 км/ч. Такой оптимизм по поводу подвижности был связан с наилучшим показателем удельной мощности — 21,9 л.с. на тонну.

Тенки Krupp в Казани больше чинили, чем испытывали

Тенки Krupp в Казани больше чинили, чем испытывали

Проверять скоростные данные в Германии не планировалось, поскольку это тут же стало бы известным. Немцы поступили хитрее. Еще в 1924 году между СССР и Германий было подписано сотрудничество в военной сфере. Не стоит думать, что Советский Союз просто так решил помочь немцам. В этой сделке выигрыш находился на нашей стороне. Появлялся доступ к технологиям технически развитой страны, а собственная промышленность приобретала большой опыт. Причем всё делалось за немецкие деньги.

Вместе с тем, ходовая часть танка Krupp оказалась самой удачной

Вместе с тем, ходовая часть танка Krupp оказалась самой удачной

3 декабря 1926 года было подписано соглашение о строительстве танковой школы, расходы на нее брали немцы. Известна эта танковая школа как Kama, но это так считали немцы. У нас танковая школа в августе 1928 года получила обозначение ТЕКО (Технические курсы Осоавиахима). Учиться в ней должны были и советские танкисты. На самом деле там были далеко не одни танкисты. Наведывались под Казань и советские конструкторы, занимавшиеся танкостроением. Среди них был, например, и С.А. Гинзбург. Эти поездки имели прямое отношение к советской танкостроительной программе, впрочем, об этом чуть позже.

По итогам испытаний ходовая часть и ряд других компонентов были переделаны

По итогам испытаний ходовая часть и ряд других компонентов были переделаны

Итак, 24 июня 1929 года танки упаковали в контейнеры и отправили в Штеттин, оттуда, морским путем, они отправились в Ленинград, а далее, по железной дороге, поехали в Казань. Несмотря на то, что прибыли танки в июле, реально первые испытания начались в сентябре. Судя по переписке, поначалу башни имел только танк Gr.Tr.Rh №46. Остальные машины проходили тестовые пробеги. Можно сказать, что им повезло, поскольку танк №46 был единственным, кого реально тестировали на плаву. В результате он утонул. Больше на плаву Großtraktor не испытывали. Впрочем, тот факт, что Großtraktor Krupp №43 за 1929 год преодолел всего 6 километров, а №44 прошел 60 километров, кое о чем говорит. Немецкие источники говорят о проблемах с пневматическим управлением. Специалисты ТЕКО были более категоричны. Охлаждение мотора оказалось недостаточным.

Траки стали цельнометаллическими. Переделки дали положительный эффект, но слишком поздно

Траки стали цельнометаллическими. Переделки дали положительный эффект, но слишком поздно

В 1930 году из Германии привезли новые радиаторы, после чего ситуация с охлаждением улучшилась. Проблема в том, что на испытаниях начали рваться гусеничные ленты. Эта проблема была общей для немецких танков (Книпкампу привет). Также выявились проблемы с переключением скоростей у КПП, а также со сцеплением. Указывалось, что компрессор для получения сжатого воздуха оказался слишком слабым. Требовался более мощный. Наконец, по итогам испытаний пришли к неутешительным выводам. В текущем виде плавучесть Großtraktor была не нужна. Именно поэтому больше его на плаву не испытывали. Тем самым и общая концепция машины оказывалась под вопросом. Неслучайно в октябре 1930 года в Казань ездил Георг Хагеллох. За 1930 год танк №43 вообще не прошел ни одного километра, а танк №44 преодолел 9,7 километров. По сути речь шла просто об обкатке радиатора. Танк разогнался до 22,5 км/ч, а дальше лопнула гусеничная лента.

Танк №43 в ходе учений, проходивших в 1935 году

Танк №43 в ходе учений, проходивших в 1935 году

Год спустя работу КПП удалось довести до кондиции, что сказалось на результатах тестов. Танк №43 за 1931 год прошел 32,5 километра, достигнув скорости 35 км/ч. Танк №44 прошел чуть больше — 39,1 километр, при этом максимальная скорость составила 38 км/ч. Другой вопрос, что всё еще требовался более мощный компрессор для пневмосистемы, возникали вопросы с радиаторами, а еще больше вопросов оказалось к ходовой части. То, что ее надо менять, стало очевидно. Ситуация выправилась только в 1932 году, когда танк №43 получил КПП ZF Aphon SFG 280. Также, после визита в Казань Вольфёрта, на Krupp разработали цельнометаллические траки и новое ведущее колесо. Всё это привело к тому, что танк №43 прошел за 1932 год 154 километра. Хорошо, но уже поздно. 12 октября 1932 года генерал Освальд Лутц, главный в рейхсвере по моторизации, признал победителем Großtraktor Rheinmetall. Но на самом деле это был только утешительный приз. Großtraktor, в любом случае, серийно производить не собирались. Победитель получал контракт на разработку нового танка.

Тот же танк как памятник перед казармами 3-го танкового полка. Примечательно, что он был частью мемориала в память Герберте Баумгарте, погибшем в сентябре 1939 года. На полигоне ТЕКО Баумгарт был инструктором по стрельбе

Тот же танк как памятник перед казармами 3-го танкового полка. Примечательно, что он был частью мемориала в память Герберте Баумгарте, погибшем в сентябре 1939 года. На полигоне ТЕКО Баумгарт был инструктором по стрельбе

В 1933 году танки вернулись в Германию. На заводе Daimler-Benz werk 40 они прошли модернизацию, в ходе которой переделали ходовую часть, моторно-трансмиссионную группу и другие элементы. В августе 1934 года танки отправили в Вустров, где они показали удовлетворительные результаты. После тестов машины отправили на ремонт, а далее они оказались в Пултосе. На короткий промежуток времени танки побыли в качестве боевых машин. Впрочем, было это совсем недолго. Вскоре их поставили как памятники перед казармами танковых частей.

Gr.Tr.Kp. оказались более полезными не немцам, а советской танковой промышленности

Gr.Tr.Kp. оказались более полезными не немцам, а советской танковой промышленности

Как можно заметить, «большие трактора» использовались только как тестовые машины. Как учебные танки они не годились, только к 1935 году их довели до кондиции. Больше того, для Krupp история с Großtraktor закончилась ничем. В лучшем случае что-то переделали по вооружению. Совсем иная ситуация была у советской стороны. Сварной корпус, идея со спаренной установкой, ходовая часть и ряд других идей оказалась позаимствована советскими танкостроителями. Ходовую часть Gr.Tr.Kp можно видеть на Т-28. Командир, кстати, изначально сидел в корпусе спереди-справа, но позже его перенесли в трехместную башню. Да и советский Großtraktor вполне имел место. Звался он ПТ-1, причем получился явно лучше. Хотя и в сего случае стало понятно, что идея с плавающим средним танком — «не очень».

Список источников

      1. РГВА
      2. ЦГА СПб
      3. So lebten und arbeiteten wir 1929 bis 1933 in Kama, Klaus Müller, 1982
      4. US NARA
      5. Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997
      6. PzKpfw IV and its Variants 1935-1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011
      7. Архив автора
      8. eBay

источник: https://dzen.ru/a/ZHEPJmyR3R-I3XZl

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account