История Т-18 (МС-1) первой-второй серии, первого танка Красной Армии собственной разработки, который участвовал в боевых действиях
Так исторически сложилось, что танки в нашей армии стали применяться уже после революции. Можно, конечно, рассказывать истории про первенства танковой разработки (тут, правда, сразу будет удивляться Гюнтер Бурштынь, хохот англичан вообще отдельная песня), но надо быть честными. На тот момент наша промышленность была не готова к выпуску танков, тем более собственной разработки. Причем дело не в возможностях промышленности (а она, как показали дальнейшие события, как раз могла), а отсутствии особой заинтересованности. Особенно для разработки силами нескольких смежных предприятий. Даже лицензионная сборка Renault FT, которая проговаривалась до революции, выглядела несколько сомнительным предприятием. Проще было купить за рубежом, уж точно дешевле бы получилось. И быстрее. По странному стечению обстоятельств, выпуск собственных танков случился после начала Гражданской войны.
На самом деле история с «Рено-русским» не уникальна. Обуховский завод, который далее стал одним из центров отечественного танкостроения, всё никак не мог запустить выпуск 37-мм автоматических пушек Максима-Норденфельда. А с конца 1918 года вдруг начал это делать. Вот и с «Рено-русским» случилась занятная история. Всего за год с небольшим у нас умудрились скопировать, а заодно и переделать под другой мотор Renault FT. Больше того, происходило всё это в кооперации нескольких предприятий, да еще и под собственное вооружение. При этом выпуск всего 15 танков объяснялся тем, что «Рено-русский» не соответствовал новым требованиям. К середине 20-х годов советская промышленность уже была готова к тому, чтобы создавать свои собственные танки. Для этого в 1924 году был создан Технический отдел ГУВП, который стал первым советским танковым КБ.
В 1924 году Технический отдел ГУВП под руководством С.П. Шукалова и В.И. Заславского начал работу над «танком сопровождения (полковым)». Изначально планировалось, что он будет иметь массу 3 тонны, но вскоре она достигла 5 тонн и превзошла этот показатель. В результате на свет появился танк, более известный как МС-1. Приняли его на вооружение 6 июля 1927 года как как Т-18. Еще раньше, 20 июня 1927 года, был рассмотрен 5-летний план строительства танков. В нем утвердили постройку 925 танков данного типа. Надо сказать, что план этот даже чуть перевыполнили, выпустив и раньше, и больше Т-18. Но этому предшествовал выпуск двух серий Т-18, часто и ошибочно именуемых как Т-18 обр.1927 года. На самом деле танк так не назывался. Первые две серии оказались самыми малочисленными, но именно им довелось первыми проехать по Красной площади. А еще сегодня исполнилось 92 года с первого боевого применения танков советской разработки. Самое время о них вспомнить.
Принятый ОАТ (Орудотрест, Орудийно-Арсенальный Трест) 20 июня 1927 года план по выпуску Т-18 выглядел вполне реалистичным. Разбитый по сериям выпуск выглядел следующим образом. В 1927/28 годах сдавалось 12 танков первой, установочной серии. Далее, в 1928/29 годах, шла вторая, уже крупная серия, 175 машин. В дальнейшем объем выпуска постепенно рос: 200 штук третьей серии 1929/30 годов, 240 танков четвертой серии 1930/31 годов и 300 штук пятой серии 1931/32 годов. В результате огромная для 20-х годов цифра в 925 танков выглядела не столь уж и страшно. Дробь в приведенных данных означала, что исполнение заказа начиналось с октября 1927 года, а заканчивалась к концу октября 1928 года, например. Правда, не всё так было и просто. Для начала следовало перестроить производственные площади «Большевика» (бывший Обуховский завод), у которого хватало иной продукции. Жертвовать тракторами и тем более артиллерийским производством никто не собирался.
2 августа 1927 года прошло совещание коллегии ВПУ (Военно-Промышленное Управление), на котором была утверждена программа по реконструкции завода «Большевик». Строился отдельный корпус для тракторно-танково-моторного производства. На эти цели выделялись немалые суммы. 100000 рублей уходило на слом старого газового завода, где ставился новый корпус. Постановка танкового производства (изготовление необходимых приспособлений) обходилась в 330000 рублей. Наконец, на закупку необходимого оборудования за границей выделялось 597300 рублей. При этом в дальнейшем, 17 сентября 1927 года (окончательно утвердили 4 октября), планы по выпуску переиграли. Орудотрест увеличил объем выпуска танков первой серии до 23, а второй, наоборот, уменьшил до 85 штук. При этом «Большевик» сдавал в 1927/28 годах 60 тракторов, годом спустя 80. После постройки объединенного цеха ежегодно ожидалось получать по 150 танков, 150 тракторов и 300 авиационных моторов. Наконец, ОАТ впервые прорабатывал вопрос второй площадки для выпуска. Тогда в ее роли рассматривали ХПЗ (Харьковский Паровозостроительный Завод). Тогда дальше обсуждения дело не дошло, но Харьков от танкостроения не отвертелся. Далее план неоднократно переигрывали, но больше в отношении другой продукции.
Отдельно стоит упомянуть такой скользкий вопрос, как закупка оборудования за рубежом. В то время Советский Союз еще не признался целым рядом стран, поэтому выкручиваться приходилось самыми разными способами. И вот тут случилось то, что многими часто опускается. А именно советско-немецкое сотрудничество. Веймарская Республика имела возможности для производства, но не имела заказчиков и была сильно поражена в правах. Советский Союз, всеми правдами и неправдами, добывал финансы, но не имел возможностей для производства. Точечное производство царских времен, которое контролировалось кучкой промышленников (кто сказал «олигархи»?), для подобного не годилось. Поэтому СССР и Германия, можно сказать, нашли друг друга. Причем это сотрудничество было куда нужнее Советскому Союзу, чем Германии. Какой еще немецкий меч, окститесь! Вы себе просто не представляете объем станочного оборудования, которой ушел в Советский Союз до прихода нацистов. Попробуем догадаться, чьего производства были те самые станки, на которых выпускались танки «Большевика». Это не говоря о том, что на моторах стояли карбюраторы Pallas, а вся электрика Т-18 имела каталожные номера Bosch.
Для «Большевика» организация танкового производства была тяжелым испытанием. Между тем, параллельно шла работа по переделке исходной конструкции Т-18. Еще в ходе доработки Т-16 появился литой «носик», что позволило немного вынести вперед ленивцы. На серийном Т-18 литая носовая деталь стала еще более массивной. Дополнительные испытания Т-16 показали, что металлические передние крылья упираются в препятствия. Сначала предлагалось их как-то доработать, а далее нашли простое и остроумное техническое решение. Передние крылья стали делать брезентовыми. В случае необходимости они просто снимались. Также Т-18 от опытной машины отличался спереди наличием электрооборудования. Слева появилась фара, справа звуковой сигнал, оба фирмы Bosch. Сзади-справа ставился кормовой фонарь Bosch. Изменилась и конфигурация кормовой части корпуса. А вот электрический стартер на танках первой серии внедрить не успели, он пошел с 24-й серийной машины.
Ряд изменений, хотя и не столь существенных, претерпело боевое отделение. Для начала, от эвакуационного люка в кормовой части башни отказались (но он остался на башне БА-27). Вместо него появилось дополнительное место для установки спаренного пулемёта Фёдорова. Само вооружение также поменялось. Пушка «Гочкис», которую выпускал «Большевик», постепенно видоизменялась. Первая волна изменений прошла в 1926 году, так что с самой первой серийной машины орудие было уже несколько иным, чем те системы, который ставились на «Рено-русский». Кроме того, спаренный пулемёт Фёдорова к 1927 году вызывал массу вопросов. Он получался громоздким, да и 2 магазина перезаряжать оказалось не особо удобно. Поэтому их ставили только на первой серии.
Весной 1928 года вопрос дополнительной производственной площадки подняли снова. Тогда было решено организовать дополнительный выпуск Т-18 на площадке Мотовилихинского Машиностроительного Завода (г. Пермь). Разговор об этом пошел в апреле 1928 года. Между тем, сроки и стоимость работ на «Большевике» постоянно менялись. Изначально стоимость танка оценивалась в 25000 рублей, но к 1 октября сумма расходов на каждый танк составила 37500 рублей, а конечная цена была определена в примерно 45000 рублей. По факту же каждый Т-18 стоил 57000 рублей. Скором сдачи всех машин первой серии указывали 30 октября 1928 года, но по факту окончательная сдача случилась в декабре. К тому времени танки (серийные номера 301-323) выпускались по заказу на 30 машин, который 18 апреля 1928 года подписали с Осоавиахимом. Согласно договора, танки выпускались с рамками для вооружения, но без самого вооружения. Тем не менее, оно всё равно позже встало в машины. Каждый танк получал надпись, которую указывал Осоавиахим. Итого Осоавиахим «выкупал» 23 танка первой серии и еще 3 танка второй серии. Машины с надписями «Наш ответ Чемберлену» — это как раз их танки.
Разделение на серии оказалось очень мудрым решением. Еще до того, как были сданы последние танки первой производственной серии, в конструкцию танка внесли целую массу изменений. Для понимания, еще до запуска второй серии ГКБ ОАТ и «Большевик» внесли 152 изменения в силовую установку и 85 изменений в другие узлы машины. Число поддерживающих катков увеличили до 4, ставилась 37-мм пушка «Гочкис» третьей серии, а также танковый пулемет ДТ. С ним связана забавная история, имеющая отношение к руководствам. Дело в том, что к выпуску Т-18 с ДТ стали готовиться еще в 1928 году, поэтому укладки чертили уже под дисковые магазины. Так вот, чертежи ДТ появились позже. В результате на продольных разрезах Т-18 получился кадавр: в башне показан спаренный пулемет Фёдорова, а укладки от ДТ.
Еще одним важным моментом является то, что 23 танка первой производственной серии никогда не были боевыми. Их закупка Осоавиахимом сразу предопределила судьбу машин первой серии. Пиком их карьеры стали маневры в Белоруссии, проходившие в сентябре 1929 года, а также парад 7-го ноября 1929 года на Красной площади. Также эти танки участвовали в различных испытаниях. Далее 3 машины ушло на склад №37, еще 16 в 3-й танковый полк, 10 на Броневые командные курсы, а последний танк отправили в Пермь. Позже с ними случилась «забавная» история, когда танки отправили на модернизацию в Ленинград. Комиссия ОГПУ выяснила, что 13 танков полностью «раздели», а их детали ставили на машины текущей серии. Одним словом, то, что с легкой руки исследователей именуется как Т-18 обр.1927 года, по факту было крайне малочисленным учебным танком. В боевых частях он почти не использовался. В этом смысле вызывает упорство, в том числе, и производителей моделей, с которым они делают Т-18 установочной партии. Тут далеко ходить не надо: недавно один производитель моделей выпустил Leichttraktor Rheinmetall, использовав заводские фотографии. Фигово быть ими, чего тут сказать. В таком виде танк пробыл на ТЕКО хорошо если неделю, после чего ему вырезали большой воздухозаборник. Насколько сильно этот танк изменился к 1932 году, когда стал хотя бы немного боеспособен, лучше купившим эту модель не знать. Вот и те, кто упорно строит из пластика Т-18 первой серии, зачастую не догадывается, что именно они делают.
По-настоящему «боевой» машиной стал Т-18 второй производственной серии. Эти танки, стоимость которых составила 46 тысяч рублей, стали выпускать с некоторой задержкой. Связана она оказалась в наводнением декабря 1928 — января 1929 годов, вода частично затопила завод. Впрочем, давил на завод и груз в виде танков первой серии. Часть ранее изготовленных деталей пришлось менять в виду конструктивных изменений. Что под этим подразумевалось, хороший вопрос, некоторые переделки вполне могли изменить внешний облик танка. Так или иначе, но первые танки второй производственной серии сдали в конце марта 1929 года, а к концу июня их сдали всего 8. Из них 7 относились к заказу Осоавиахим. Эти машины с правой стороны башен несли надпись «Наш ответ Чемберлену», а с левой стороны наносили надписи «Батрак», «Московский Металлист», «Совторгслужащий СССР», «Горнорабочий СССР» и «Железнодорожник — страж СССР». К концу августа приняли 32 машины, из их часть, вперемешку с танками первой серии, направили в механизированный полк. Это те самые машины, которые принимали участие во Всесоюзных Маневрах Белорусского Военного Округа. Всего к началу сентября завод отправили 15 танков второй серии. Шли они как раз в тот самый механизированный полк. Причем с маневров пришла ругань на тему «танки второй серии хуже по качеству, чем машины первой серии».
Окончательно программу 28/29 годов завод закончил в ноябре 1929 года, с большой руганью и первой волной проверок соответствующими органам. К концу 1929 года ситуация с танкостроением вообще выглядела крайне занятно. Еще в 1928 году начались работы по двум вариантам модернизации Т-18 — большой (Т-19, завод «Большевик») и малой (Т-20, ГКБ ОАТ). Всесоюзные Маневры лишний раз показали, что танки уже не удовлетворяют современным требованиям (еще бы, уже прошло 5 лет с момента запуска разработки МС-1), в отличие от БА-27. Тот похвалили. Тем не менее, Т-18 второй серии, которые сдавались с такой руганью и драмой, записали себя в историю отечественных танковых войск. Дело в том, что именно им было суждено стать первыми танками отечественной разработки, которым довелось повоевать. Случилось это на Дальнем Востоке.
Летом 1929 года обстановка вокруг КВЖД (Китайско-Восточная Железная Дорога) начала накаляться. Этот конфликт был крайне специфичным, поскольку Маньчжурия, которую возглавлял генерал армии Чжан Сюэлян, фактически была независимой от правительства Чан Кайши в Нанкине. Хотя Чан Кайши в том конфликте сыграл свою роль: дальнейшие события были им спровоцированы как раз летом 1929 года. 6 августа была сформирована ОДВА (Особая Дальневосточная Армия). Возглавивший ее В.К. Блюхер начал готовить операцию по противодействию китайским вылазкам. В активную фазу боевые действия вошли с 12 октября 1929 года. Конфликт на КВЖД оказался крайне специфичным: мало того, что официальный Нанкин был как бы не при делах, так еще и цель ОДВА заключалась не в захвате территории, а разгроме противника. В общей сложности на Дальний Восток отправилось 9 танков, которые свели в отдельную танковую роту.
Бардак творился по обе стороны фронта. Начиная с того, что один танк уронили при разгрузке, участие в боях он не принимал. Но у Чжан Сюэляна дела были еще хуже: танки у него имелись (Renault FT), но в бой они так и не пошли. Боевой дебют Т-18 был веселым: часть машин просто потеряло ориентировку в пути и заблудилось, до вражеских позиций доехало 6, обнаружив тут противотанковые рвы. Советские машины колесили вдоль китайских позиций, не в силах их проехать, а китайские артиллеристы не могли в них попасть. Тем не менее, Т-18 всё же оказались полезными. Даже странный дебют 17 ноября 1929 года скорее стал успешным, поскольку машины всё же поддержали свою пехоту. В последующие два дня 8 танков вполне успешно поддерживали атаки пехоты. Далее конфликт пошел на убыль, поскольку Чжан Сюэлян начал о чем-то догадываться и запросил переговоры. Таким образом, общий итог боевого применения Т-18 можно считать успешным. Особенно с учетом того, как вели боевые действия обе стороны.
Конфликт на КВЖД стал единственным случаем полноценного боевого применения Т-18. В дальнейшем танки второй производственной серии довольно быстро ушли на второй план. С учетом того, что общий объем первых двух производственных серий составлял менее восьмой части от общего выпуска Т-18, неудивительно. От них, понятное дело, избавлялись в первую очередь. Часть танков ранних выпусков отправили на Дальний Восток, где их далее использовали как долговременные огневые точки. В таком виде до наших дней дожило 2 танка ранних серий.
Список источников:
-
-
- РГВА
- ЦГА СПб
- РГАЭ
- РГАКФД
-
Автор выражает большую признательность Вадиму Антонову (г. Москва), Геннадию Желтову (г. Москва) и Василию Заболотному (г. Москва) за помощь в подготовке материала.