Юрий Пашолок. Безбашенный подарочный танк из Швеции

16

Юрий Пашолок. Безбашенный подарочный танк из Швеции

Рассказ об шведском танке Strv 103 нулевой серии, который находится в Техническом центре парка «Патриот»

Шведское танкостроение развивалось довольно интересным образом. С одной стороны, шведские военные отлично понимали, что свой собственный танк имеет массу преимуществ. Прежде всего по той причине, что выпускается он у себя, под собственные требования. С другой стороны, если ситуация выглядела безнадежной, никто не мешал сходить за покупками. Тем более что после окончания Второй мировой войны появился немалый ассортимент. Результатом стало то, что к концу 60-х годов у шведов были и собственные танки, и зарубежные.

Strv 103 нулевой серии в Техническом центре парка "Патриот"

Strv 103 нулевой серии в Техническом центре парка «Патриот»

Среди образцов зарубежной бронетанковой техники, которая находится в Техническом центре парка «Патриот», преобладают послевоенные машины. Большинство из них являются трофеями различных локальных конфликтов, какие-то из них прибыли на испытания. Но есть и те, что стали результатом обмена, а иные и вовсе подарили. Одним таким подарком является шведский танк Strv 103. Машина сама по себе интересная, а тут еще и один из танков нулевой серии. Он интересен вдвойне, поскольку его неоднократно переделывали, а 1 октября исполнилось 60 лет с момента поставки первого танка нулевой серии.

В сравнении с тем, как танки нулевой серии выглядели изначально

В сравнении с тем, как танки нулевой серии выглядели изначально

История Strv 103, он же Strv S, началась в 1956 году. О том, как именно появился этот танк, есть смысл поговорить отдельно, но следует отметить одну вещь. У шведов, конечно, был свой путь, но не одни они считали нормой танк без башни. У тех же американцев существовал целый калейдоскоп проектов танков без башен, причем появились они еще в начале 50-х годов. Ни один из них не пошел в работу, но тут скорее дело в общем консерватизме американских военных. Достаточно сказать, что из массы проектов замены M103 они в итоге выбрали M103A2. А так вообще у них даже отсутствие башни не мешало называть такую боевую машину танком.

Для танков нулевой серии это норма

Для танков нулевой серии это норма

У шведов со смелыми идеями дела обстояли нормально. Проблемы были в другом. Сама по себе идея Strv S появилась на фоне неприятностей с танком Krv. Достаточно посмотреть на этот танк, чтобы понять, почему безбашенная боевая машина шведских военных особо не удивила. Шасси Krv было изготовлено, а вот с башней и вооружением подрядчик в лице Bofors не справился. Да и масса в 50 тонн выглядела перебором. Для сложного шведского ТВД требовалось что-то более легкое, желательно с боевой массой где-то 30 тонн.

Всего изготовили 10 танков нулевой серии

Всего изготовили 10 танков нулевой серии

Концепция 30-тонного танка, обладающего вооружением на уровне Krv, адекватной броневой защитой и магазинным механизмом заряжания, легла в основу Strv S. Данную концепцию прорабатывал Свен Берге, работавший в KATF. Впервые он показал свою концепцию безбашенного танка в октябре 1956 года. Эрик Гиллнер, его непосредственный руководитель, включил тему безбашенного танка в программу опытных работ. До того Берге имел прямое отношение к разработке танка Strv 74, так что у Гиллнера были основания утвердить крайне странную, на первый взгляд, разработку. Она стала третьим направлением работ: первым являлся 30-тонный Strv T, а вторым — 42,5-тонный Strv A, оба нормальной схемы.

Из них до наших дней дожило 4

Из них до наших дней дожило 4

В мае 1958 года шведские военные определились окончательно. Из трех проектов выбрали Strv S, некоторое время еще пожил Strv A, но дальше эскизов дело не продвинулось. По планам, Strv S, чью боевую массу скорректировали до 37 тонн, должен был стать одним из ключевых пунктов программы перевооружения шведской армии на 1965-75 гг. Естественно, планы и их реализация немного отличались. Тем не менее, Bofors, которая отвечала по теме Strv S, не сильно отошла от графика. И это несмотря на то, что по ходу проектирования целый ряд агрегатов машины изменился. В случае с Krv такого рвения почему-то не наблюдалось. Казалось бы, почему.

Танк в "Патриоте" был подарен музею в Кубинке, вместе со Strv 74

Танк в «Патриоте» был подарен музею в Кубинке, вместе со Strv 74

Поскольку танк был чересчур революционным, было решено, что в серию он будет запускаться постепенно. Первым этапом стали опытные образцы, Strv S1 и Strv S2, построили их во второй половине 1961 года. Изначально планировалось, что первый танк предназначался для испытаний вооружения, а второй — для ходовых испытаний. На практике оба прототипа стали полноценными боевыми машинами. Strv S нулевой серии, как их изначально именовали, строились по итогам испытаний первых двух образцов. Всего строили 10 танков, которые предназначались, в том числе, и для войсковых испытаний. Первый Strv S нулевой серии (позднее Strv 103 нулевой серии) сдали 1 октября 1963 года, последний — в начале 1964 года.

Фары и их кожухи не сохранились. Для танков нулевой серии они очень характерные

Фары и их кожухи не сохранились. Для танков нулевой серии они очень характерные

Как и их предшественники, Strv 103 нулевой серии постепенно эволюционировали. Началась эта эволюция еще до того, как танки изготовили. Продолжался процесс эволюции и далее. Не стоит удивляться, что четыре танка данного типа, которые дожили до наших дней, имеют отличия. Из них два (включая и тот, что находится в запасниках танкового музея Arsenalen) не доступны простым посетителям. Наиболее комплектным и аутентичным является машина с номером 020, которую можно видеть в танковом музее Сомюр (Франция). В Кубинку же уехала машина с номером 012, которая заметно отличается от исходного облика Strv 103 нулевой серии.

Особенность ходовой части предопределила странную форму днища

Особенность ходовой части предопределила странную форму днища

Машина попала в музей отчасти ушатанной испытаниями, не хватает мелочей по экстерьеру (фар и их ограждений, например). Но не стоит забывать, что это подарок, причем очень ценный. В большинстве музеев мира представлены серийные Strv 103C, являющиеся модернизацией Strv 103B. Тут же экземпляр, имеющий богатую историю с точки зрения развития конструкции. Примерно ему равнозначен танк из запасников Arsenalen, причем там не хватает люка механиков-водителей.

Для нулевой серии характерен и трак. На крупносерийных танках траки другие

Для нулевой серии характерен и трак. На крупносерийных танках траки другие

Надо сказать, что шведское танкостроение, даже в случае с полностью своими разработками, активно применяло зарубежные компоненты. При наличии нейтрального статуса вполне логичный шаг. Если внимательно анализировать конструкцию Strv 103, то выяснится, что танк отчасти английский. Неспроста его так легко давали дальше англичанам для войсковых испытаний. Ларчик открывается легко: в 50-е годы шведы активно закупали английские Centurion Mk.3 (Strv 81) и Centurion Mk.10 (Strv 102). Логичным шагом стала частичная унификация. В случае с Strv 103 опорные катки стоят те же, что и у Centurion Mk.10.

Катки взяли от Centrurion Mk.10

Катки взяли от Centrurion Mk.10

Ходовая часть является одной из визитных карточек Strv 103. Изначально Свен Берге использовал модифицированную ходовую часть Centurion, но дальше было решено делать собственную конструкцию. В результате танк получил индивидуальную гидропневматическую подвеску. Это позволило воплотить в жизнь систему с жестким креплением орудия (без привычной наводки по горизонтали и вертикали). По вертикали танк наводит орудие наклоном корпуса, участвует в этом подвеска первого и последнего опорного катка.

Принцип работы подвески

Принцип работы подвески

Такая система несколько усложняла жизнь экипажу, но плюсов оказалось больше, чем минусов. Во-первых, удалось обойтись без сложной (и габаритной) орудийной установки с привычной наводкой. Тем самым снизилась общая высота корпуса. Во-вторых, наводить орудие может не только наводчик/командир, но и механик-водитель. В-третьих, Bofors облегчила себе жизнь с точки зрения системы заряжания орудия. Наконец, эксплуатация Strv 103 показала, что такая система вполне жизнеспособна на шведском ТВД. «Работать» она могла не везде, но в условиях неровной местности с кучей ложбинок и каменных оград Strv 103 хорошо мог работать из засад. Да и наводки орудия оказалось достаточно. Вместе с тем, особо низким Strv 103 не назвать. Высота по крышу командирской башенки составляет 2140 мм. Это, конечно, существенно ниже Centurion, но если сравнивать с Т-54 или Т-62, разница уже не столь очевидна.

Основной калибр танка

Основной калибр танка

Помимо жестко закрепленной 105-мм пушки c длиной ствола 62 калибра (шведская доработка английской L7), в качестве вооружения Strv 103 использовалось 2 курсовых пулемета 7,62 ksp 58 strv. Располагаются они в коробе с левой стороны носовой части корпуса. Надо сказать, что с пулеметным вооружением довольно долго шел мозговой штурм. Сначала пулеметов было аж 4 (по 2 в 2 коробах), далее на танках нулевой серии в правом коробе находился макет 20-мм автоматической пушки. Но в итоге от пулеметов в правом коробе отказались, он стал выполнять роль ящика ЗИП.

Правый короб изначально был под 2 пулемета, потом под 20-мм автоматическую пушку. В итоге стал просто коробом

Правый короб изначально был под 2 пулемета, потом под 20-мм автоматическую пушку. В итоге стал просто коробом

Специфичная установка вооружения напрямую повлияла и на кормовую часть корпуса. Она представляет собой здоровенный люк, в котором имеются лючки поменьше. Предназначены они для заряжания трех магазинов механизма заряжания (общий боезапас — 50 унитарных патронов). За счет магазинного питания скорострельность орудия достигала 20 выстрелов в минуту. Открыв всю корму целиком, можно демонтировать и орудие, и систему заряжения. Еще один лючок можно видеть сверху. Он предназначен для выброса стреляных гильз. На танке в Кубинке не хватает ящиков ЗИП, впрочем, сохранились они только на одном Strv 103 нулевой серии — в Сомюре. Да и то, изначально их и не стояло.

Кормовой лист корпуса полностью снимается. На нем находятся лючки магазинов питания орудия

Кормовой лист корпуса полностью снимается. На нем находятся лючки магазинов питания орудия

Еще одной выгодой сотрудничества Швеции и Англии стала силовая установка. Она оказалась комбинированной. Основным мотором является английский дизельный двигатель Rolls-Royce K60. Компактный оппозитный мотор развивал мощность 240 лошадиных сил, у англичан он использовался на боевых машинах семейства FV430. Естественно, одного этого мотора маловато, поэтому шведы решили использовать еще один массовый мотор — газотурбинный Boeing 502–10. Данная силовая установка, которая подключалась при необходимости, являлась танковой версией вертолетного двигателя Boeing T50.

Схема размещения магазинов и лючок выброса гильз

Схема размещения магазинов и лючок выброса гильз

Strv 103 стал первым серийным танком, у которого использовался газотурбинный двигатель, но с нюансами. Именно как танк с ГТД в качестве главной силовой установкой первенцем стал Т-80, а у Strv 103 по моторам была эпопея. Связка Rolls-Royce K60+Boeing 502–10 использовалась на танках нулевой серии и Strv 103A, дальше выяснилось, что маловато будет. Поэтому на танке основной серии, Strv 103B, поставили более мощный ГТД Caterpillar 553. Но скорость осталась прежней — 50 км\ч. При этом танк довольно резво ехал и назад, такова специфика применения.

К вопросу о метаморфозах Strv103 нулевой серии. На первой ч/б фото исходная башенка командира, на второй - комплектная версия того, что стоит сейчас

К вопросу о метаморфозах Strv103 нулевой серии. На первой ч/б фото исходная башенка командира, на второй — комплектная версия того, что стоит сейчас

Не менее специфичной оказалась и компоновка МТО. Оно располагается с носовой части корпуса, газотурбинный двигатель слева, дизельный справа. Для доступа к моторам на верхнем лобовом листе имеются большие люки, чтобы их открыть использовалась специальная система (ее можно видеть с Сомюре). Казалось бы, странное решение делать люки на самом уязвимом месте танка. Но с учетом угла наклона ВЛД 8 градусов от горизонтали оказалось, что этого хватит для защиты от бронебойного снаряда L7. На Strv 103A появилась защита ВЛД в виде приварок металлических пластин. Выяснилось, что это позволяет гарантированно «остановить» снаряд. Что же касается системы охлаждения, то ее вынесли назад.

Место командира, 2007 год

Место командира, 2007 год

Такой же специфичной оказалась и компоновка отделения управления, оно же боевое отделение. Вдумайтесь сами — у этого танка три (!) механика-водителя и 2 наводчика. Экипаж состоит из командира/наводчика, который может и водить, механика-водителя (он же запасной наводчик) и его помощника. При этом помощник механика-водителя нужен для того, чтобы быстро ехать назад. Шведы, можно сказать, повторили идею бронемашин с задним постом управления. Изначально у мехвода и его помощника было 2 раздельных люка. Начиная с танков нулевой серии появился большой единый люк, который открывался по хитрой системе.

Органы управления танком у его командира. Да, с этими надписями он в Кубинку и пришел

Органы управления танком у его командира. Да, с этими надписями он в Кубинку и пришел

Не менее интересные метаморфозы были и у командирской башенки. Изначально Strv S должен был получить аналог башенки БТР Pbv 301 с 20-мм автоматической пушкой. Еще на стадии макета от 20-мм пушки отказались, но сама башенка выпуклой формы осталась. Далее, на танках нулевой серии, к ней стали прилаживать пулемет 7,62 ksp 58 strv. Судя по всему, получилось не очень. Поэтому появилась новая башенка — с более удачными приборами наблюдения и совершенной иной конструкцией. Как раз такая башенка стоит на танке в Кубинке и запасниках Arsenalen. Далее она перекочевала на серийные Strv 103.

У мехводов единый люк

У мехводов единый люк

При разработке танка довольно много внимания уделялось удобству работы экипажа. Поэтому отсутствие башни — совсем не показатель тесноты. Естественно, если вы дылда ростом за метр 90, вам будет тесно везде. Но ежели смотреть на ситуацию справедливо, можно заметить — танк внутри вполне просторный. Совсем не автобус, но экипаж внутри от приступов клаустрофобии не страдает. При том, что Strv 103 имеет очень плотную компоновку. При желании можно перемещаться по боевому отделению, не вылезая из танка.

Отделение управления

Отделение управления

Довольно необычно сделана система управления танка. Вместо привычных рычагов управления командир и механик-водитель получили штурвалы, на которые вынесены кнопки управления вооружением. Вполне логично, учитывая то, как именно производится наведение орудия. В целом о Strv 103 отзывы у экипажей были вполне положительными. Как уже говорилось выше, создавался танк для специфичного ТВД, с этой точки зрения у Свена Берге получилась удачная машина. Примерно как Merkava у Исраэля Таля (кстати, Таль и Берге были хорошо знакомы).

Место механика-водителя

Место механика-водителя

Тот же самый специфичный ТВД заставил Берге использовать систему Duplex Drive, благодаря которой Strv 103 может плавать. С учетом кучи озер и прочих водных преград вещь необходимая. Изначально на Strv 103 нулевой серии, а также Strv 103A, системы не ставилось, ее установили позже. В сложенном виде Duplex Drive выглядит как «воротник» по периметру корпуса. Минут за 10 систему монтировали, после чего танк мог идти в воду. Шведы, кстати, оказались единственными, кто использовал данную систему до упора. Остальные, включая и англичан (у них ее и позаимствовали) применяли Duplex Drive локально.

Система водоходного оборудования на Strv 103 нулевой серии появилось уже по ходу доработок

Система водоходного оборудования на Strv 103 нулевой серии появилось уже по ходу доработок

В заключении стоит сказать, что шведский подарок оказался очень кстати. Strv 103 является едва ли не самым интересным танком в «английском» павильоне Технического центра парка «Патриот». У Свена Берге получилась крайне необычная боевая машина, которая оказалась, при этом, весьма удачной. Кроме того, Strv 103 стал единственным шведским крупносерийным танком, который был разработан ими полностью самостоятельно, без зарубежной помощи.

источник: https://dzen.ru/a/ZMYZJ4Tv_xta9sMh

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account