Почему появление тяжелого танка ИС являлось единственно верным решением
Содержание:
Размышления о том, как должны были развиваться отдельные образцы бронетанковой техники и даже целые танкостроительные школы, встречаются часто. Большинство подобных изречений излагаются людьми, далекими от истории, но не так уж и редки случаи, когда в дело включаются и именитые историки. Среди них есть и отечественные исследователи. Без сомнения, главным объектом альтернатив является такой танк, как Т-28. «Лучший средний танк», как его иногда именуют, как только не «улучшают». При этом начисто забывается простой факт: на замену Т-28 пришел не Т-34, а КВ. Не говоря уже о том, что изначальную замену Т-28 даже чуть не запустили в серию, звалась она Т-29. Обычно эти простые истины во внимание не принимаются.
4 сентября 1943 года на вооружение Красной Армии был принят тяжелый танк ИС-85. Это стало финалом программы разработки тяжелого танка, который шел на замену КВ. Иногда можно слышать комментарии насчет того, что следовало оставить КВ в серии, доработать его, и получился бы танк не хуже ИС-85. Вы будете смеяться, но такое звучало далеко не от одних любителей альтернативной истории. КВ (точнее уже КВ-85) пытались сохранить на самом высоком уровне, причем последние попытки датированы аж 1944 годом. Тем не менее, КВ был вынужден уступить место на конвейере своему сменщику. Почему это произошло, и почему иных альтернатив, кроме как выпуск ИС, не было, и пойдет речь.
Платформа с ограниченными возможностями для развития
Прежде чем говорить про ИС, стоит пройтись по истории его предшественника. Для своего времени КВ-1 стал настоящей революцией и едва ли не самой большой удачей отечественного танкостроения. Нисколько не умаляя заслуги создателей Т-34, стоит признать, что последний всё же являлся прямым развитием концепции БТ. В случае же с КВ танк получился максимально оригинальным с точки зрения конструкции. Естественно, появился он не на пустом месте, другое дело, что разница между КВ и предшественниками (Т-28 и Т-29) была куда большей, чем между Т-34 и БТ-7. Тем более, что между Т-34 и БТ-7 имелись промежуточные машины. Кроме того, на КВ смогли реализовать полноценную противоснарядную броню. Если на СМК-1 толщина брони составляла 60 мм, то на КВ она выросла до 75 мм.
Не менее важным моментом было то, что мощная броневая защита сочеталась со сравнительно небольшой боевой массой. Согласно тактико-техническим требованиям, масса танка не должна была превышать 40 тонн. Превышение отметки в 40 тонн всё же имело место (реально КВ У-0 имел массу 42 тонны), тем не менее, это было в пределах нормы. К слову, в документах рост массы поначалу Кировским заводом скрывался, указывались именно 40 тонн. Вместе с тем, некоторые вещи, которые предполагались на КВ изначально, остались за бортом. В ходе утверждения макета комиссия указывала на то, что оптимальным вариантом является установка планетарной коробки передач (ее подсмотрели на LT vz.35) с редуктором. На всякий случай было дано указание разработать и механическую КПП, чем СКБ-2 Кировского завода и воспользовалось. В металле изготовили 5-скоростную механическую КПП, а планетарную забросили. В ходе первых же испытаний КВ У-0 у КПП начались проблемы, танк отправился на завод для ремонта.
В ходе дальнейших работ по машине КПП дорабатывали, хотя полностью проблемы изжить не удалось. Это не помешало принять КВ на вооружение, а далее появился «КВ с большой башней». Задание Военного совета Северо-Западного фронта породило КВ-2, а базовая машина стала именоваться как КВ-1. Машины стали развиваться параллельно, но в нашем случае более интересен КВ-1. В мае 1940 года на испытания вышел КВ-1 с серийным номером У-7. Боевая масса выросла до 44 тонн, с 11 по 15 мая танк прошел 113 километров. Небольшой километраж оказался связан с массой дефектов. КПП, впрочем, на У-7 работала нормально, проблемы выявились по другим направлениям. Надо сказать, что такая ситуация не должна сильно удивлять. При запуске в серию танки, особенно тяжелые, сильно капризничали. Неспроста Н.Ф. Шашмурин, который, к слову, разрабатывал ту самую планетарную КПП для КВ, называл тяжелые танки «танками предельных параметров». Лучшего определения для них и не придумать.
Боевая масса, между тем, продолжала расти. Связано это было, в том числе, с изменением конструкции танка. По поводу массы КВ-1 имел место скандал, который разразился в начале 1941 года. 24 января И.М. Зальцман, директор Кировского завода, прислал в ГАБТУ КА справку с ТТХ КВ-1 и КВ-2. Так вот, боевая масса машины там указывалась уже 46 тонн. По этому поводу из ГАБТУ пришел гневный отзыв, с массой ситуацию замяли. Обратите внимание — в руководстве на КВ 1941 года про массу ничего не сказано. Набралась масса по мелочам, так сказать, например, за счет перехода на более простую по конструкции башню. Также с декабря 1940 года началась установка орудийной системы Ф-32, у которой бронировка была толще и тяжелее. Также появился курсовой пулемет ДТ, который, вместе с установкой и боезапасом (и укладками под диски), тоже чего-то весил. Вот так и набрались те самые 2 тонны.
Первым тревожным звоночком стала ситуация с опытным танком Т-150. Его обычно рассматривают скорее как параллельную ветвь развития, и зря. На самом деле это всё тот же КВ-1, но с бронёй толщиной 90 мм по периметру, 76-мм пушкой Ф-27 (на опытный танк вынужденно поставили Ф-32) и командирской башенкой. Тем самым военные расписались в том, что их уже не устраивает огневая мощь, броневая защита и обзорность танка. Поскольку масса танка неизбежно возрастала, на него установили форсированную версию мотора В-2. При этом боевая масса, вместо 48 тонн, чуть превысила отметку в 50 тонн. Откуда лишние 2 тонны? Да оттуда же, откуда появились 46 тонн у обычного КВ-1. Испытания Т-150 превратились в головную боль. Мотор постоянно перегревался и ломался. Имелась масса других проблем.
Итогом испытаний Т-150 стало появление улучшенного танка, получившего обозначение Т-222. На нем переделали башню, установив командирскую башенку в кормовой части и сильно переделав ее конструкцию. Также для этого танка разработали 8-скоростную КПП. В серию такой танк должен был пойти под индексом КВ-3, начались работы по подготовке его производства. Но далее появился другой КВ-3, «выросший» из Т-220. С боевой массой 68 тонн и 107-мм пушкой ЗИС-6. В серию его запустить не успели. К счастью. Любители альтернатив рисуют на КВ-1 выпуска 1941 года много интересного, но для начала им бы узнать, что творилось в реальном мире. А там всё было очень плохо. Чтобы получить броню, которая держала бы снаряд 88-мм пушки Flak 18, требовалось увеличить толщину лба корпуса и башни до 120 мм. В ГАБТУ КА всё посчитали еще весной 1941 года. Получалась боевая масса 54-55 тонн (при вооружении в виде 76-мм пушки ЗИС-5 (так весной 1941 года именовали Ф-27). Чтобы воткнуть в КВ-1 пушку калибра 85 мм, требовалось сделать башню типа Т-220, это еще несколько тонн массы. Итого — боевая масса превосходила бы Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Ездила бы эта штука печально, перегреваясь и ломаясь.
Боевая масса КВ-1, впрочем, выросла и безо всяких альтернативных ветвей развития. Весной 1941 года были запущены работы по экранировке КВ-1 и КВ-2. В случае с КВ-2 экранировку ставить не стали, поскольку там боевая масса возрастала до 55 с лишним тонн. А вот КВ-1 ее получил. Согласно подсчетам, комплект экранов на корпус и башню имел массу 2940 кг, что поднимало боевую массу танка до почти 49 тонн. Но даже без них на Кировский завод шли жалобы по поводу подгорающих фрикционов. Долго экранировка не продержалась: вместо нее запустили выпуск башен с толщиной листов 90 мм, а экраны оставили только на лбу корпуса. Тем самым суммарная толщина лба даже чуть превзошла Т-150. Масса КВ-1 выросла до 47,5 тонн, многовато, но более-менее терпимо.
Новые проблемы с массой начались осенью-зимой 1941 года, когда основной площадкой стал ЧТЗ. После того, как Кировский завод эвакуировали в Челябинск, ЧТЗ переименовали в ЧКЗ (Челябинский Кировский Завод). Тогда же начался очередной рост массы танка. Началось всё с упрощения ходовой части и перехода от штампованно-сварных деталей к литым. Также немного масса выросла за счет появления 76-мм танковой пушки ЗИС-5. Она получила бронировку толщиной 90 мм, более тяжелую, чем у орудия Ф-32. За счет всего этого масса выросла где-то на полтонны. Главной же проблемой стал внедрение литых башен. Резкий рост объемов выпуска сказался на качество изготовления узлов и агрегатов. Касалось это и башен, у которых толщина стенок довольно сильно гуляла, порой превосходя толщину не то, что 100, а даже 110 мм. В результате боевая масса танка порой достигала 50 тонн и даже иногда ее превосходила.
Тревогу забили в начале 1942 года. С фронтов стали поступать сообщения о недостаточной подвижности КВ-1. Попытка решить проблему форсированием мотора привела к тем же результатам, что и в случае с Т-150. Настоящие проблемы начались весной 1942 года, когда стали массово «сыпаться» коробки передач. Связано это оказалось не только с перегрузом КВ-1, но и снижением качества изготовления КПП. Не в последнюю очередь на это обратили внимание благодаря активности Л.З. Мехлиса. К его личности можно относиться по-разному, но именно деятельность Мехлиса, в тот момент представителя Ставки Верховного Главнокомандования на Крымском фронте, сделала своё дело. На массовый выход из строя коробок передач КВ-1 он не просто обратил внимание, а требовал выслать в Крым руководство НКТП и ЧКЗ.
Можно сказать, что комиссарский метод сработал. На ЧКЗ зашевелились, причем часть из методов решения проблем оказались годичной давности. 8-скоростная КПП, например, оказалась прямым развитием коробки передач Т-222. Идея с командирской башенкой также росла из программы Т-150/Т-222. Впрочем, поначалу требования с самого верха снизить массу танка, за счет снижения толщины брони, игнорировались. Нет, документацию готовили, но в работу она не шла. В итоге, 5 июня 1942 года, случился эпизод, который описан в военных дневниках В.А. Малышева, на тот момент наркома танковой промышленности:
«В последние дни т.Сталин вызывает к себе каждый день. Он крепко занялся улучшением качества танков. Сегодня были у т.Сталина, вместе с тт. Зальцманом, Котиным, Морозовым. Тов.Сталин сказал, что «наши танки превосходят заграничные, в том числе и немецкие», по своим техническим показателям, но уступают им в ходовой части. Особенно танк КВ — он тяжел и малоподвижен. А сегодня танки должны прежде всего много ходить, делать переходы по 150-200 км, ходить без дорог. Мы перетяжелили танк КВ. Я тоже в этом виноват, а вы виноваты в том, что не одернули меня».»
В этот день Сталин подписал постановление ГКО №1878 «Об улучшении танков КВ». Вместо «ускоренного» КВ-1 в работу шел другой танк, с уменьшенной башней, облегченной ходовой частью, сниженной толщиной брони и 8-скоростной коробкой передач. Это был уже второй танк с обозначением КВ-1с. В августе 1942 года началось его серийное производство. Запускалось производство КВ-1с в спешке, что привело к ряду проблем, тем не менее, появление «облегченного» КВ стало правильным решением. Аварийность машин снизилась, а подвижность, наоборот, повысилась. Несмотря на то, что командирская башенка была далека от идеала, она всё равно стала большим плюсом, как и перемещение места командира назад-влево, за наводчиком. Командир стал видеть намного лучше, частично решили проблему со «слепотой» КВ.
В случае с КВ-1с следует отметить две вещи. Первая — боевая масса В 42,5 тонны (далее она потихоньку дошла до 43,4 тонн, что отражено в заводских ТТХ от января 1943 года) оказалась очень близка к КВ У-0. Это вряд ли можно назвать случайностью. Танк вернули к тем весовым данным, под которые он создавался. Второй вещью стало то, что НКТП и ГАБТУ (позже ГБТУ) КА довольно нервно реагировали на попытки увеличить массу танка. Второй раз что-то подобное случилось уже в начале 50-х, когда шли работы по будущему Т-10. Отчасти сложившуюся ситуацию можно трактовать как признание простой истины. Дальнейшее развитие шасси КВ не имело особого смысла, особенно с учетом того, что к осени 1942 года форсировали работы по его сменщику.
Иосиф Сталин против Клима Ворошилова
История появления КВ-13, который позже эволюционировал в ИС-85 (ИС-1), довольно бурная и долгая. Вместе с тем, следует отметить важные моменты в его истории. Под индексом КВ-13 скрывалось два танка, вроде как схожих по идеологии и конструкции, но на самом деле сильно отличающихся друг от друга. Исходный КВ-13 был типичным дитем самого сложного времени, когда всё упрощали. Неспроста у этого танка была двухместная башня, очень похожую ситуацию можно наблюдать с Т-34М весны 1942 года. Макеты этих двух танков показывали одновременно, оба забраковали. И если Т-43, выросший из Т-34М 1942 года, получил трехместную башню, то КВ-13 изготовили как есть. Зачем это было сделано, вопрос интересный. Можно четко говорить о том, что даже в случае успешных испытаний в серию бы пошел другой танк. Военные еще в конце мая 1942 года четко сказали, что хотят трехместную башню, причем ее даже нарисовали. Тем не менее, изготовили танк таким, как его задумывал покойный Цейц.
Н.Ф. Шашмурин, который, после смерти Цейца, возглавил разработку КВ-13, неспроста невзлюбил данный танк. Тяжелый танк с массой и габаритами среднего выглядел не самой лучшей идеей. Поэтому второй вариант танка, разработанный к декабрю 1942 года, был заметно тяжелее предшественника. Кроме того, на нем реализовали ряд идей, который имели прямое отношение к КВ-1с. Эти два танка шли рука об руку практический с самого начала. При этом часть идей, которые изначально прорабатывались для КВ-1с, например, улучшенная командирская башенка, на него не попали. Зато их можно было видеть на втором варианте КВ-13, он же ИС-1. Ходовая часть КВ-13 второго варианта разрабатывалась с учетом доработок КВ-1с, с него же взяли траки.
Надо сказать, что руководство НКТП всячески форсировало внедрение КВ-13/ИС-1 в серию. Параллельно с испытаниями опытного образца ЧКЗ и завод №200 начали работу по установочной партии из 10 танков. Но «чертова дюжина» снова сыграла свою зловещую роль. Как бы Шашмурин и другие инженеры СКБ-2 ЧКЗ, а также завода №100, не работали, а костыли тяжелого танка в габаритах среднего остались. 5-катковая схема оказалась ошибочной, а компоновка МТО, прежде всего системы охлаждения, неудачной. Воздуховоды забрасывало грязью, от чего начинался перегрев. Можно сказать, что задание на установку в танк 85-мм пушки в Челябинске восприняли с энтузиазмом. Это давало основание на переделку танка, в результате которой получился Объект 237.
По итогам эволюции получился полноценный тяжелый танк нового поколения. Разница между Объектом 237 и КВ-1с составила менее тонны, при этом броневая защита существенно выросла. Она была сравнима с тем самым «улучшенным Т-222», который весной 1941 года предлагал генерал Федоренко. Вопрос в том, что разница по массе была минимум 10 тонн. Даже не рассматривая башню с вооружением, можно легко заметить, насколько более технологичным и защищенным стал Объект 237. Вместо сложных гнутых листов использовались либо прямые катаные листы, либо крупные литые детали переменной толщины. Для понимания, верхний лобовой лист КВ-1 и КВ-с, гнутый, имел толщину нижней части 60 мм и верхней — 75 мм. Это даже покруче ранней гнутой носовой детали корпуса Т-34. А теперь представьте себе такое же, но с толщиной верхней части 120 мм. Еще одним преимуществом Объекта 237 стало то, что его изготовили без превышения по массе. То есть таким, каким он исходно проектировался.
Наиболее наглядно разницу между шасси двух тяжелых танков разных поколений можно видеть в случае с КВ-85. Чтобы воткнуть башню Объекта 237 на шасси КВ-1с, пришлось делать по бокам подбашенной коробки выступы. Боевая масса достигла 46 тонн, то есть стала заметно превышать показатели нового танка с такой же башней. Самое интересное, что ускорение ввода в строй тяжелого танка с 85-мм пушкой, являвшееся главной причиной принятия КВ-85 на вооружение Красной Армии, особо и не сработало. В серию танк запускали тяжело, получилась настоящая производственная драма. Да и боевое применение оказалось весьма специфичным. Единственным плюсом танка стала 85-мм пушка, но при этом брони особо не наблюдалось.
Есть среди любителей альтернативной истории те, кто «прокачивает» КВ-1с с КВ-85. Так вот, первыми такими альтернативщиками были И.М. Зальцман, директор ЧКЗ, и С.Н. Махонин, главный инженер завода. В августе 1943 года, по их инициативе, СКБ-2 ЧКЗ проработало проект модернизации КВ-85. Толщина лобовых и бортовых листов возрастала до 90 мм, а кормы — до 75 мм. При этом получались какие-то фантастические данные по боевой массе. В Челябинске считали, что она составит 45342 кг, всего на 60 кг больше проектной массы КВ-85. Вы ведь помните, сколько весил Т-150? Такая модернизация потянула бы тонн эдак на 50. Вот и в НКТП тоже посчитали, причем даже поскромничали с массой. В любом случае, Зальцману и Махонину указали на то, чтобы они занимались делом, а не прожектерством.
Конечно, потом еще были попытки «трудоустроить» КВ-1с и КВ-85, одним из последних таких примеров стал КВ-122. Вместе с тем, попытки эти носили факультативный характер и не воспринимались как что-то серьёзное. Время КВ ушло безвозвратно. Любая попытки улучшить его характеристики защиты приводила к резкому росту массы, со всеми вытекающими последствиями. Так что Объект 237, принятый на вооружение Красной Армии как ИС-85 (ИС-1), являлся единственно верным решением. К тому же, даже с производственной точки зрения, преимуществ у КВ-1с/КВ-85 не имелось. Увы и ах, господа альтернативщики.
Список источников
-
-
- РГВА
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- Архив автора
- Архив Игоря Желтова
- Военный дневник В.А. Малышева
-
источник: https://dzen.ru/media/yuripasholok/bezalternativnyi-tiajelyi-tank-6329b2aa54ada02ac19b688f?&