Юрий Пашолок. Бетонный радиоуправляемый сапер из Бремена
История немецких радиоуправляемых саперных танкеток Minenräumwagen Borgward B I и B II (Sd.Kfz.300)
Содержание:
Одной из наиболее сильных сторон немецкой армии являлось инженерное обеспечение. Немецкие инженерные войска были одной из составляющих блицкрига. Неслучайно еще в начале 30-х годов активно шла моторизация инженерных частей. За счет большого спектра инженерных средств немцы могли оперативно преодолевать водные преграды, а также преодолевать минные заграждения. Вместе с тем, имелись у немецких саперов и пробелы. Касалось это, в том числе, механизированных средств преодоления минных полей. Надо сказать, что до начала Второй мировой войны с минными тралами дела обстояли так себе у большинства стран. Но у немцев дела находились в совсем запущенном состоянии. Очень странно, учитывая то, как они готовились к наступательным операциям.
По-настоящему серьёзно вопросом минных тралов немцы занялись уже после начала Второй мировой войны. Впрочем, их первоначальные идеи выглядели, по меньшей мере, странно. Вместо того, чтобы активно заниматься танковыми тралами, изначально было решено оснастить ими специальные боевые машины, управляемые по радио. Результатом стало создание саперных танкеток Minenräumwagen Borgward B I и B II, весьма странных машин, как по конструкции, так и по принципу боевого применения.
Карманный тральщик
Идея небольшой боевой машины, управляемой по радио, родилась в недрах Управления вооружений сухопутных сил. Она явно стала результатом изучения боевого опыта польской кампании. По меньшей мере странно, что о необходимости средств преодоления минных заграждений немцы задумались уже после начала войны. В Советском Союзе и Франции к началу войны работы по минным тралам шли по полной программе. При этом они создавались по схожей концепции: тралы крепились на вполне обычных танках, которые требовали минимальных переделок. Немцы же решили выделиться. 19 октября 1939 года был выдан заказ на разработку боевой машины, получившей обозначение Beton-Wagen mit Räumwalzen. Само название «бетонная машина с катковым минным тралом» звучало многообещающе.
Задание на разработку Beton-Wagen mit Räumwalzen в ноябре 1939 года получила фирма Borgward. Производитель грузовиков из Бремена к тому моменту активно работал по гусеничным и полугусеничным машинам. В частности, создавался подвозчик боеприпасов gep. Munitionsschlepper, он же VK 3.01. Впрочем, задание на новую боевую машину было крайне необычным. Во-первых, опытный образец требовался как можно быстрее. Во-вторых, уже 21 ноября 1939 года последовал заказ на 50 машин нулевой серии. В-третьих, машина требовалась максимально простой и дешевой. Заказ на аппаратуру управления получила фирма Hagenuk из Киля. Так быстро она работать не могла, поскольку ничем подобным немцы почти не занимались.
Несмотря на все проблемы, уже к 15 января 1940 года первый образец Borgward B I был готов. Для ускорения работ максимально использовались готовые узлы и агрегаты. Внутри машины прописался грузовой мотор Borgward Typ 4 M 1,5 R II объемом 1,5 литра и мощностью 28 лошадиных сил. Для боевой массы 1,55 тонны вполне достаточно. Машина оснащалась 2-скоростной коробкой передач, которая рассчитывалась на очень неспешное передвижение — со скоростью либо 2, либо 5 км/ч. Считалось, что большей скорости и не надо. Машина одинаково ехала как вперед, так и назад. В боевом положении, кстати, она ехала задним ходом. Поэтому то, где у нее перед, где корма, понятие растяжимое. Будем считать, что носовая часть там, где моторно-трансмиссионное отделение. Сзади крепился минный трал с 3 рабочими катками и 2 поддерживающими.
Металлической у Borgward B I была «ванна». Основная часть корпуса машины изготовлялась из бетона, делалось это с целью экономии. Поскольку скорость передвижения была крайне низкой, а резину решили экономить, опорные катки имели деревянные бандажи (собирали их из 4 сегментов). Радиооборудование размещалось в корме машины. Часто пишется, что управлять Borgward B I мог и человек, но происходило это весьма специфично. С левой стороны имелся рычаг, которым задавалось 3 функции — стоп, передвижение со скоростью 2 км/ч и 5 км/ч. В остальном управление шло по радио, в качестве машины управления использовался командирский танк Kleiner Panzerbefehlswagen (Sd.Kfz.265).
Действовали на Borgward весьма оперативно. К 17 мая первые 20 машин отправили в Киль для монтажа радийного оборудования, а к концу июня все 50 Minenräumwagen Borgward B I (Sd.Kfz.300) были готовы. Одновременно началось и формирование подразделения, которое их должно было применять. Им стала рота разминирования «Глинекке», которую 1 июня 1940 года сформировали в Вюнсдорфе. Согласно штату K.St.N.1159 от 15 мая 1940 года, в роту вошли все 50 серийных тралов. Перевозили их на грузовиках. Во Францию рота не успела, поэтому больше занималась тестированием нового вида техники (происходило оно в конце лета 1940 года в районе Висамбура). Судя по всему, закончились они неудачей. Кроме того, еще весной 1940 года стало понятно, что сама идея маленького минного трала оказалась неудачной.
От самоходного трала к самоходной мине
Вопросы к Minenräumwagen Borgward B I появились еще до того, как эти машины вышли на войсковые испытания. Судя по всему, кто-то всё же догадался взглянуть как на скорость передвижения, так и на дальность действия машины (18 километров). А еще и на ширину проделываемого прохода. Для танка этого было недостаточно. Неслучайно еще в октябре 1939 года появился заказ на катковый минный трал, который использовался для танков. Впрочем, немецкие катковые тралы оказались еще большим долгостроем. Зато появилась новая мысль. Minenräumwagen Borgward вполне можно было использовать как носитель заряда. Это стало развитием идеи Pz.Kpfw. mit Abwurfvorrichtung, специальной инженерной модификации Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. Работы по ним начались 28 декабря 1939 года.
2 апреля 1940 года Borgward получила заказ на 2-ю серию Minenräumwagen. На сей раз никаких тралов не предусматривалось. Согласно концепции, внутри корпуса размещалось полтонны взрывчатки. Таким образом, немцы пришли примерно к тому же, что и французы с Красной Армией. У нас существовала телемеханическая группа «Подрывник», которую создали для борьбы с финскими ДОТ-ами. Для чего был нужен Minenräumwagen Borgward B II, очевидно. При этом немецкая разработка потенциально была более удачной, поскольку обходилась куда дешевле. Неудивительно, что и заказ на 2-ю серию Minenräumwagen оказался немаленьким — 100 машин.
Borgward B II, с точки зрения ходовой части, повторял предшественника. Правда, теперь корпус был длиннее, поэтому число опорных катков увеличили до 4. Изменился и корпус. Помимо того, что увеличилась его длина, лобовая деталь делалась из броневой стали. Это было нужно для того, чтобы заряд не сработал раньше времени. Изменилась и конструкция МТО, поскольку понадобилось больше воздуха, а машина теперь ехала вперед, а не задом наперед.
Поскольку боевая массы превысила 2,3 тонны, машина получила более мощный мотор. Им стал 6-цилиндровый двигатель Borgward Typ 6 M 2,3 RTBV, объемом 2,3 литра и мощностью 49 л.с., тот же самый, что и у VK 3.01. Правда, подвижность не выросла. Концепция Borgward B I сохранилась, то есть те же 2/5 км/ч и рычаг с левой стороны машины. Правда, запас хода вырос. Как и ранее, перевозился Borgward B II на дальние дистанции с помощью грузовиков.
В носовой части разместился заряд взрывчатки массой 515 кг. Его хватало не только для того, чтобы вывести из строя ДОТ, но и спровоцировать детонацию мин в радиусе 40 метров. Подрыв происходил по команде с танка управления, давалась 12-секундная задержка. Радийное оборудование, в теории, позволяло одновременно управлять двумя Borgward B II. Дистанция управления составляла 2 километра, то есть ненамного больше советских телетанков. Это представляло проблему, поскольку танк управления оказывался в прямой зоне видимости противника.
Немного позже был создан опытный образец машины, известной как Ente. Технически она была схожа с Minenräumwagen Borgward B II, но корпус сделали цельнометаллическим. «Утка», как называлась эта машина, подразумевала ее функционал. Это тоже машина-подрывник, но плавающая. Идея состояла в том, что такая самоходная мина могла переплыть реку или озеро, после чего подорвать вражеский ДОТ, либо проделать проход в минном поле. Для передвижения в воде корпус сделали водоизмещающим, а в кормовой части предусмотрели гребной винт, а также рули.
Первые Minenräumwagen Borgward B II, имевшие тот же сквозной индекс Sd.Kfz.300, что и B I, были готовы в июле 1940 года. Поступали они во всю ту же роту разминирования «Глинекке», которая базировалась в Висамбуре. Там шло активное тестирование новой техники. 1 декабря 1940 года роту переформировали в 1-й батальон разминирования. Состоял батальон из двух рот, каждая из которых включала в себя три взвода. Каждый взвод имел на вооружение 9 Sd.Kfz.300 и 3 танка управления, еще один Kleiner Panzerbefehlswagen (Sd.Kfz.265) использовался командиром роты.
К концу мая 1941 года батальон отправили в Сувалки, где он готовился к операции «Барбаросса». Батальон разделили пополам: штаб и 2-я рота действовали в составе 39-го моторизованного корпуса, а 1-я рота — в составе 8-го армейского корпуса. Таким образом пути рот разминирования разделились. 2-я рота воевала в Прибалтике, в ее составе имелся и опытный образец Ente. 8 июля 1941 года последовал приказ отправить машину обратно в Германию. Тогда же уехали в Германию и обе роты. Таким образом, чудо-оружие провоевало всего две недели. Далее батальон оказался в Вюнсдорфе.
За короткое время подразделения батальона успели повоевать совместно с пехотой, а также с 20-й и 7-й танковыми дивизиями. Результаты применения оказались неутешительными. В условиях маневренной войны 5 км/ч было слишком мало, да и самая система управления получилась сомнительной. Подрыв происходил слишком рано, а проходимость была недостаточной. В этом и заключалась причина, почему батальон так быстро отозвали с фронта.
Сама идея танкеток-подрывников не была заброшена. Другое дело, что в текущем виде она никуда не годилась. Поэтому и возникла идея работы по двум направлениям. Первым стала «полноценный» носитель подрывных зарядов Sd.Kfz.301 (Borgward B IV), а вторым — по сути идейная копия французских самоходных мин, известная как Goliath (Sd.Kfz.302). Обе машины создавались Borgward и выпускались большой серией. Правда, эффективность их всё равно оказалась не такой, как предполагалось изначально.
Список источников
-
-
- Panzer Tracts No.14 Gepanzerte Pionier-Fahrzeuge, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1998
- lexikon-der-wehrmacht.de
- Архив автора
-
источник: https://dzen.ru/a/ZJlqAQ10v3sCsaha