Наиболее интересные новинки международного военно-технического форума «Армия-2023» с точки зрения беспилотных и дистанционно управляемых систем
Ни одна большая выставка, посвященная вооружению и военной техники, не обходится без различных перспективных разработок. Это вполне нормальное явление, при условии, что подобные вещи не зашкаливают по числу. Сейчас, впрочем, наблюдается иная тенденция. Поскольку беспилотные боевые машины превратились из фантастики в дело даже не завтрашнего дня, данная тема очень активно продвигается на выставках. Порой чересчур активно, вызывая при этом неоднозначную реакцию. Одним словом, в этом деле главное не переборщить, иначе можно вызвать обратный эффект.
Тема беспилотных аппаратов на международном военно-техническом форуме «Армия» уже не первый год активно форсируется. Связано это и с тем, что беспилотники последние лет пять из диковинной игрушки становились всё более значимой составляющей современного поля боя. Последние два года показали, что те, кто продолжает отрицать важность беспилотников на поле боя, являются чем-то вроде пещерных людей. Неудивительно, что в этом году на «Армии-2023» тема беспилотных аппаратов была представлена весьма широко. Ей посвящен данный материал.
Что в этом году порадовало, так это явное снижение числа «потемкинских деревень». Прошлый год многим запомнился «шоу собачек с Алиэкспресса». По этому поводу было немало шума, похоже, что это учли. По крайней мере, такого больше не было. На стенде «Радиоавионики» был полушуточный робот, но, во-первых, сделали сами, во-вторых, было понятно, что это не более чем оформление. Так что никакой бурной реакции он, естественно, не вызывал. Элемент оформления, а не единственное, что есть на стенде.
Данный материал посвящен колесным и гусеничным беспилотикам, но пару слов по летающим аппаратам всё же стоит сказать. Спустя три года после первого показа «Ланцета» очень интересно читать комментарии по поводу этого аппарата, датированные 2020-2021 годами. Порой даже очень хочется спросить, не хотят ли те самые комментаторы съесть свои слова. То, что у нашего народа страсть к самобичеванию и преклонению перед чужим (а также страсть раздавать советы по любым вопросам), это известно. Но иногда и надо слушать голос разума. В этом году на «Армии-2023» была весьма развита тема FPV-дронов. Было на что посмотреть, причем не только на макеты.
Одной из тем, которые довольно активно прорабатываются, являются вооруженные беспилотные машины на колесном и гусеничном шасси. Они могут быть как миниатюрными, так и довольно крупными. По-настоящему большой беспилотник показывали на стенде АО «Ремдизель». Зовется он «Зубило», это универсальное беспилотное средство. Стоящая на крыше ЗУ-23-2 намекает на использование, но в реальности функции «Зубила» более широкие. Это и подвозчик боеприпасов, и средство эвакуации раненых, беспилотная платформа имеет немало задач. Пока это только прототип, будет интересно, как будет развиваться судьба «Зубила».
Ничуть не менее интересная машина стояла в секторе инженерной техники. Беспилотная техника у инженерных войск появилась не вчера, достаточно вспомнить семейство «Уран». Но в данном случае было решено пойти по более простому пути. В беспилотную машину переделали бульдозер ДСТ-Урал D10. Такая машина обладает куда большими возможностями, чем «Уран», а главное, она проще. Переделка заключается в замене кабины на блок управления и установке камер.
Еще одна беспилотная инженерная машина не является новинкой в полном смысле этого слова, но ее стоит упомянуть. Универсальная самоходная машина УСМ-1 от опытного завода «Микрон» (г. Великие Луки) — это беспилотный погрузчик специальной разработки. Такая конструкция может использоваться там, где ожидается повышенный риск. Машина очень компактная и маневренная, одной из функций УСМ-1 является сборка быстровозводимых хранилищ. Как раз такое хранилище показывалось вместе с машиной.
Дистанционно управляемые машины могут быть не только беспилотными. Одна из новинок этого года — это радиоуправляемый снегоболотоход «Калужанин» из села Маклино Калужской области. Машину показывали в двух вариантах — базовом (Калужанин СК-21), а также со всеми опциями. Концепция машины — создание радиоуправляемого аппарата повышенной проходимости, который может доставлять грузы и, при необходимости, людей. Поэтому в базовой комплектации у него нет кабины. За отдельную плату ставится кабина, более мощный мотор и другие опции. Вполне себе вариант как транспортер на опасных участках.
Схожая по концепции машина была в другом углу форума. Речь идет о ТПУ-700, разработке «Мобидик» и «ТехноТранс» из города Курган. В отличие от «Калужанина», здесь стоят электромоторы и батареи. 700 означает массу машины, что явно скромнее «Калужанина». Впрочем, и спектр задач тоже отличается. ТПУ-700 — это дистанционно управляемая платформа, на форуме на ней был логотип МЧС, но спектр применения явно шире.
Впрочем, это машины двойного назначения. А были машины и чисто боевые. Рядом площадкой Армейских Игр стояли колесные беспилотные машины разработки Солнечногорского Механического Завода. К сожалению, автору не удалось найти даже их индекс, но аппараты крайне интересные. Во-первых, на них устанавливалось вооружение. Во-вторых, машины были представлены не в единичном количестве. То есть штука вполне серийная. Наконец, сделаны эти аппараты под вполне конкретного заказчика.
Есть на форуме и машины, которые пока существуют в виде макетов, но имеющие перспективы. Некоторые идеи часто движутся по спирали. В том числе это касается и инженерных машин. Еще в годы Первой мировой войны были разработаны дистанционно управляемые машины-носители взрывчатки. Потом появились немецкие «Голиафы», самые известные среди подобных аппаратов, но не особо эффективные. Судя по тому, что показывали на «Армии-2023», тема всё еще актуальная.
Еще одна интересная разработка на перспективу стояла на стенде Aeroscan. Компания занимается летающими беспилотными машинами, их наземная разработка имеет к небу самое прямое отношение. Речь идет о подвижной станции управления беспилотными летательными аппаратами. Такая система, в перспективе, увеличивает дистанцию действия и снижает риск поражения пунктов управления, в которых находятся живые операторы.
Крайне нетривиальной оказалась турецкая разработка, представленная в виде макета. Одно то, что аппарат может и ездить, и летать, вызывает удивление. На самом деле всё просто. Данная штука предназначена для разведки в закрытых помещениях, тоннелях и так далее. А возможность летать нужна для того, чтобы перебираться на небольшие дистанции. Или куда-то залететь.
Актуальной является и тема беспилотных аппаратов, действующих на воде. Одним из них оказался «Зефир», разработанный Sea Project. Это универсальный роботизированный комплекс, предназначенный для самых разных задач. В основном это касается гидрографических работ, но кто знает, для чего он еще может применяться. В любом случае, интересная разработка.
Напоследок стоит упомянуть Военный инновационный технополис «ЭРА», представленный на форуме. Кому-то может показаться, что научные роты ничего не делают. На самом деле не всё так просто. Если робот «Нерехта» показывался в виде макета, то вторая машина была вполне настоящей. И интересна как платформа. Это «Платформа МУЛ», которую показывали в прошлом году, но уже доработанная. Совсем недавно она испытывалась во фронтовых условиях, причем совсем не с радаром.
Как можно заметить, перспективных систем хватало, причем значительная их часть — это совсем не выставочные образцы. Иные условия диктуют иной подход. Кроме того, спрос порождает предложение. Будет крайне интересно, что нас ждет через год. В любом случае, исчезновение роботов-собачек и бетономешалок — это уже хороший знак.
источник: https://dzen.ru/a/ZPRoFo7QZRjrevBV