14
Юрий Пашолок. Арийское снегоходное вундерваффе

Юрий Пашолок. Арийское снегоходное вундерваффе

Немецкий «снежный танк», информацию о котором в конце ноября 1941 года передало в ГАБТУ КА разведывательное управление Генштаба Красной Армии.

Такое явление технической мысли, как аэросани, наиболее широко было развито в нашей стране. Это и не удивительно, с учетом того, что зимой Россия покрывается слоем снега. Первые серийные отечественные аэросани появились здесь ещё в 1912 году. Они весьма активно применялись сначала в Первую мировую, а затем и в Гражданскую войну. Аэросанями активно занимались и в 20-е, и в 30-е годы, правда, по ряду причин именно военные разработки шли крайне медленно. Надо сказать, что в годы Первой мировой войны аэросанями занимались и немцы, но далее эти работы сошли на нет. У нас же они вновь активизировались в ходе Советско-Финской войны. На тот момент в Красной Армии имелось несколько типов аэросаней. Первыми были АНТ-IV конструкции А.Н.Туполева, разработаны они были еще в начале 20-х годов, а в 30-е годы выпускались мелкой серией. Машина была весьма передовой, но дорогой, поскольку в ее конструкции использовался дюралюминий. Второй моделью являлись НКЛ-6 (ОСГА-6), НКЛ означало Наркомлес, можно сказать, с намеком, из чего они делались (фанера). Эти аэросани получились более массовыми. Третьей, наиболее совершенной моделью, стали транспортные аэросани НКЛ-16. Как и НКЛ-6, разработаны они были под руководством Н.М. Андреева. При необходимости, аэросани могли оснащаться турелью с авиационными пулеметами ДА, либо ШКАС.

Аэросани 02СС, разработанные ЦКБ-50. Слишком тяжелые и неповоротливые, эти аэросани так и остались опытными. Став, при этом, самыми тяжеловооруженными аэросанями из построенных

Аэросани 02СС, разработанные ЦКБ-50. Слишком тяжелые и неповоротливые, эти аэросани так и остались опытными. Став, при этом, самыми тяжеловооруженными аэросанями из построенных

Боевой дебют советских аэросаней признали более-менее удачным, особенно это касалось НКЛ-16. Вместе с тем, имелись и претензии, прежде всего со стороны ГАБТУ КА. Там считали, то имеющиеся модели не полностью подходят для таких задач, как разведка, особенно разведка боем. Оснащение пулеметной турелью лишь отчасти решало проблему, требовались специальные аэросани. В 1940 году разработка патрульных бронесаней велась сразу несколькими конструкторскими бюро. Наиболее успешными оказались работы ЦКБ-50 (г. Ленинград), основной деятельностью которого было проектирование кораблей, включая бронекатера. 11 декабря 1940 года вышло постановление СНК СССР № 451сс, согласно которому были приняты тактико-технические требования на разработку опытного образца бронесаней боевой массой 3,5 тонны. Известны эти аэросани либо как 02СС, либо, как в переписке ГАБТУ КА, «аэросани ЦКБ-50». Выбор разработчика оказался не совсем верным. Расчётная масса, еще на стадии макета, выросла с 3,5 до 4,7 тонны. Еще сложнее оказалась ситуация с опытной машиной, которую построили к 25 января 1941 года. Во-первых, она оказалась неприлично дорогой — 300 тысяч рублей, дороже танка Т-50. Во-вторых, на аэросанях стоял дефицитный мотор М-103. В-третьих, конструкция была откровенно неудачной, что показали испытаний. Машина плохо управлялась, даже при моторе мощностью 850 лошадиных сил плохо брала даже небольшие подъемы, обнаружился ряд дефектов. По итогам к маю 1941 года работы по аэросаням 02СС затихли. Правда, при этом имелись и похожие предложения. Например, в феврале 1941 года Ижорский завод предлагал проект аэросаней «Бис». Аналогично 02СС, предполагалось использование башни танка-разведчика, правда, с некоторыми изменениями. Боевая масса оценивалась в 3960 кг, использовался куда менее дефицитный мотор М-25. Но «Бис» так и не воплотили в металле.

Разведсводка, которая поступила в конце ноября 1941 года

Разведсводка, которая поступила в конце ноября 1941 года

Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, пришлось «урезать осетра». 2 августа 1941 года вышло постановление ГКО №367сс «Об изготовлении 4000 тысяч аэросаней для Красной Армии». Согласно постановлению, ГКО обязывал Наркомлес, Наркомречфлот и Наркомрыбпром изготовить для НКО в 1941 году 4 тысячи аэросаней двух типов — транспортные НКЛ-16 и аэросани для разведки и связи НКЛ-26. Предполагалось создать еще и разведывательные НКЛ-36, снова с броней и 20-мм автоматической пушкой ШВАК, но они так и не появились. В сентябре 1941 года было создано Аэросанное Управление ГАБТУ Красной Армии. НКЛ-26, как и улучшенная версия НКЛ-16, приняли участие в битве за Москву, а Красная Армия получила самый большой в мире парк аэросаней, которые активно использовались в боях зимой 1941-42 и особенно зимой 1942-43 гг. А вот что в это время творилось у немцев, для командования Красной Армии было загадкой (впрочем, для немцев оснащение Красной Армии, особенно танками, было не меньшей загадкой). Еще до войны, в марте 1941 года, советская разведка получила информацию о наличии у немцев производства трех типов тяжелых танков. Данная информация спровоцировала разработку советских «аналогов» — КВ-3, КВ-4 и КВ-5. Так вот, разведывательные сведения продолжали идти и дальше. Среди сообщений, которые шли через Разведывательное Управление Генерального Штаба Красной Армии, имелись и те, что относились к аэросаням. Пожалуй, самое интересное из них проскочило в конце ноября 1941 года.

Так, по мнению советской разведки, выглядел немецкий "снежный танк"

Так, по мнению советской разведки, выглядел немецкий «снежный танк»

Согласно информации, которая была передана в ГАБТУ КА бригинженером А.П. Панфиловым, немцы получили на вооружение нечто, обозначенное как «снежный танк». Машина имела массивный корпус, по бортам которого находились лыжи. Изюминкой был гусеничный движитель, находившийся в кормовой части машины. Одновременно он являлся и дополнительной точкой опоры. В качестве вооружения использовалась спарка пулеметов, находившихся в башне, из них один пулемет крупнокалиберный. Следует отметить, что в ГАБТУ КА к данной информации сразу отнеслись с большим скепсисом, особенно это касалось движителя. По мнению специалистов, такая конструкция была уязвима при езде по пересеченной местности. Тем не менее, в случае захвата «снежного танка», требовалось его немедленной направить для изучения. Что именно послужило базой для появления информации о «снежном танке», неизвестно, зато аналог определить несложно. Еще в 1924 году американский изобретатель Карл Элиасон создал рабочий образец снегохода, который, по принципу движителя, очень напоминал эскиз. И это была отнюдь не опытная разработка: Eliason Motor Toboggan выпускался силами FWD, более того, он имелся на вооружении американской армии. Впрочем, до «танка» там было далековато.

А это настоящий "снежный танк". Аэросани Propellerschlitten WH/LW, немецкий вариант НКЛ-16

А это настоящий «снежный танк». Аэросани Propellerschlitten WH/LW, немецкий вариант НКЛ-16

Переписка по поводу «снежного танка» довольно быстро затихла. Возможно, она бы и развивалась по пути созданию отечественного аналога, но конец 1941 года был совсем не тем временем для подобных активностей. Главной задачей на тот момент был выпуск НКЛ-16 и НКЛ-26, больше того, к идее чего-то крупнее и защищеннее НКЛ-26 более не возвращались. А что же немцы? Если в случае с тяжелыми танками хотя бы какое-то основание для разведывательной информации было, то тут явно разведка не угадала. Снегоходными машинами немцы стали активно заниматься только после того, как плотно застряли на советско-германском фронте. Они использовали трофейные НКЛ-6, НКЛ-16 и НКЛ-26. Кроме того, появилась немецкая версия НКЛ-16, более известная как Propellerschlitten WH/LW. Стоит также упомянуть опытный образец Tatra V 855, весьма передовой машины, которая, впрочем, в серию так и не пошла. Возможно, что-то подобное «снежному танку» немцы действительно создавали, на уровне рацпредложений, но никакой информации об этом нет. Так что «снежный танк» скорее стоит рассматривать как один из курьёзов информационной войны.

Источники:

  1. ЦАМО РФ

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/ariiskoe-snegohodnoe-vundervaffe-5fb36e309bb3e6237462b817

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account