Юрий Пашолок. Апогей славы самого массового советского предвоенного бронеавтомобиля
То, что бронемашины довольно быстро уступили танкам первенство на поле боя, не было большим сюрпризом. Ахиллесовой пятой бронеавтомобиля являлось его шасси. Какое бы он не было хорошее, оно всё равно уступало танку, прежде всего на бездорожье. По этой причине основной задачей бронемашин стала разведка и связь. Примерно то же самое случилось и в нашей армии.
Так сложилось, что среди экипажей бронемашин нет асов. Просто потому, что у броневика своя ниша, и он, как правило, уступает танкам. Но так было не всегда. 85 лет назад состоялось Баин-Цаганское сражение, которое стало самым ожесточенным в ходе боёв у реки Халхин-Гол. Здесь советские средние пушечные бронемашины, прежде всего БА-10, сыграли важную роль, причем отнюдь не как машины разведки.
В войска БА-10 стали поступать ближе к концу 1938 года. К моменту начала боёв у реки Халхин-Гол они находились на вооружении 8-й и 9-й мотоброневых бригад 57-го Особого корпуса. Машина стала большим шагом вперед по сравнению с БА-6 и БА-3. Создавался броневик с учетом опыта боёв в Испании, что выразилось в большем внимании к вопросу броневой защиты.
Если взглянуть на состав частей, которые использовали в районе реки Халхин-Гол бронемашины, можно заметить интересный момент. Средние пушечные броневики использовались скорее как колесные танки. Конечно, до прыти БТ им было далековато, но в целом двигаться по степи они могли довольно быстро, особенно если использовались цепи «Оверолл». Кроме того, местный ТВД более располагал для использования колесной техники. Не стоит удивляться, что средние пушечные бронемашины порой превосходили по числу танки.
Наиболее интенсивно использовались БА-10 в составе 9-й мотоброневой бригады. Впервые эти броневики применили еще в конце мая 1939 года, но наиболее интенсивно их использовали в боях июля-августа. Так получилось, что 3 июля 1939 года бронемашины оказались главной ударной силой советских частей, находившихся на восточном берегу реки. При этом с японской стороны находились 3-й и 4-й танковые полки (в общей сложности 87 танков).
Ситуация на восточном берегу оказалась интересной. Хотя бы тем, что обе стороны перешли в атаку. Наши части перебрались на восточный берег утром 3 июля, в тот же день японская группировка под командованием генерал-лейтенанта Ясуоки Масаоми пошла в атаку. Ни одна, ни другая стороны не имели полного представления друг о друге. В результате о наличии большого числа японских танков разведка 9-й мотоброневой бригады узнала случайно.
Ничуть не меньшей неожиданностью стала встреча для японских танкистов. Надо сказать, что до того столкновений японских танков с танками противника не происходило. Тем интереснее, что произошло дальше. Японские танкисты принались догонять советские броневики, в уверенности, что ничего плохого не произойдет. Такая толпа произвела впечатление: поначалу рота БА-10, находившаяся в обороне, собиралась бежать, но дальше полковник С.И. Олейников, командир бригады, смог вернуть их обратно. После чего началась битва в чистом поле, причем у БА-10 имелось преимущество, поскольку огонь они вели, окопанные по башни.
Итогом веселого наскока стала потеря 9 японских танков, в общей же сложности японцы потеряли на этом участке 19 танков. А в ходе боёв 3-4 июля 1939 года общие потери 3-го и 4-го полков составили 41 танк, из них 13 безвозвратно.
Надо сказать, что бои с участием БА-10 происходили с переменным успехом. В общей сложности 9-я мотоброневая бригада безвозвратно потеряла 22 БА-10, это половина от всех БА-10, потерянных на Халхин-Голе (41 штука). Часть безвозвратно потерянных броневиков оказались японскими трофеями. Тем не менее, бой 3 июля 1939 года стал едва ли не самым результативным для бронемашин за всё время их существования. Напоследок стоит отметить, что перенос топливных баков наружу корпуса случился не по итогам изучения опыта боёв лета 1939 года. Первый броневик с такими баками появился уже в начале 1939 года. Бои у реки Халхин-Гол лишь подтвердили необходимость доработки броневика.
источник: https://dzen.ru/b/ZoZaoCd1FAHkLdqh