Рассказ об английском танке-истребителе Challenger I из коллекции военного музея в Оверлоне, Нидерланды
В отношении самоходной артиллерии у англичан ситуация развивалась крайне непросто. С одной стороны, они являлись первыми, кто запустил САУ в крупную серию, а в 20-е годы была создана самоходная артиллерийская установка Birch Gun. С другой стороны, все эти наработки прошли впустую. К началу Второй мировой войны английская армия серийных САУ не имела. Тем не менее, всё же что-то сделать удалось. За годы войны в серию пошло несколько образцов ЗСУ, а также несколько типов истребителей танков. Основная масса этих боевых машин использовалась в 1944-45 годах.
Среди немногих типов самоходной артиллерии, которая выпускалась во время Второй мировой войны, была и довольно специфичная боевая машина. Речь идет о танке-истребителе A30, он же Challenger I. Официально крейсерский танк, эта боевая машина использовалась как средство усиления в английских бронетанковых дивизий. Из 200 выпущенных образцов Challenger I в целом виде сохранился всего один экземпляр. Ныне он находится в экспозиции военного музея Оверлон, Нидерланды.
Как и в другие подобные материалы, посвященные английской бронетанковой технике, для начала следует запустить пояснительную бригаду. Особенно что касается обозначение данной боевой машины. С ним у большинства авторов творится натуральная каша. В тех, то употребляет в отношении Challenger обозначение Cruiser Tank Mk.VIII, хочется кинуть чем-нибудь потяжелее. Это безграмотность в высшей степени. Для понимания, обозначения вроде Cruiser Tank Mk.VIII перестали использоваться с конца сентября 1941 года. Первый эскизный вариант Cruiser Tank A30 появился в январе 1942 года. Ну вы поняли.
Исходная идея состояла в том, чтобы создать танк, вооруженный новой 17-фунтовой (76,2-мм) пушкой. Случилось это на фоне предложений англичан поставить 17-фунтовую пушку в их версию Heavy Tank T1. По итогам всего происходящего Rolls-Royce создала удлиненную версию крейсерского танка Cromwell, унификация по шасси составляла 90%. Поскольку боевая масса возросла, создатели Cruiser Tank A30 были вынуждены разработать трак шириной 394 мм (штатный имел ширину 356 мм).
Следует отметить, что Rolls-Royce занималась шасси танка, а его башня оказалась вотчиной другой фирмы — Stothert & Pitt. Производитель кранов не стал искать каких-то сложных путей и адаптировал башню, которую создавал для штурмового танка TOG II*. Причем изначальная башня даже строилась одинаково: на сварной каркас болтами крепили броневые листы. Уже в ходе подготовки к серийному производству танк постепенно менялся. Менялось и его назначение. В итоге он стал танком-истребителем. В этом, кстати, существенно отличие Cruiser Tank A30 от похожего конструктивно Avenger. Вот он официально САУ.
Серийное производство Cruiser Tank A30, который официально именовался либо Challenger I, либо просто Challenger — это вообще отдельная песня. Изначально предполагался выпуск 1150 машин данного типа, потом решили сначала выпустить 200 танков первой партии, а дальше смотреть. В итоге эти самые 200 танков и построили. Во многом причиной тому стала максимальная унификация с Cromwell. Исходно это помогло максимально оперативно построить опытный образец машины, а потом очень сильно тормозило ее выпуск.
Итогом стало то, что первые Challenger были сданы BRC&W (Birmingham Railway Carriage and Wagon Company) в марте 1944 года, а последние — в апреле 1945 года. Причем в пределах регистрационных номеров T.271901–T.272100 образовалось аж три серии боевых машин. Первая серия (T.271901–T.271940) имела толщину орудийной маски башни 63 мм. Вторая серия (T.271941-T.T.272000) имела утолщенную до 76 мм маску орудия. Третья серия (T.272001-T.272100) получила дополнительное бронирование лба корпуса и башни, суммарно оно составляло 102 мм.
Задержка в производстве Challenger привела к тому, что в Нормандии они почти не применялись. Реальное их применение началось осенью 1944 года в Нидерландах. Тогда же началось полноценное применение танков-истребителей 11-й бронетанковой дивизией. В числе подразделений дивизии был и 15/19-й королевский гусарский полк. Как раз там числился танк с регистрационным номером T.271940 под командованием капрала Поттера. Это был последний танк первой серии, с лбом орудийной маски толщиной 63 мм.
11-я бронетанковая дивизия принимала непосредственное участие в боях за Оверлон. Тогда же Challenger заслужили уважение у танкистов, за живучесть и очень мощную пушку. Увы, слава эта оказалась запоздалой. Танк-то хороший, но наиболее массово применялись другие танки-истребители — Sherman VC. В составе 21-й армии их было больше 300 штук еще в июне 1944 года. Под конец 1944 года таких танков числилось больше 600 штук. Challenger же числились десятками.
Из 200 танков данного типа до наших дней дожило всего 2. В Бовингтоне дожидается своего часа машина третьей серии, с усиленной броневой защитой. Когда она будет приведена в порядок, неизвестно. Именно в виде танка сохранился только экземпляр из Оверлона. Когда он точно попал в музей, данных нет, в исходной коллекции Challenger I не было. Машина не в лучшем состоянии, например, гусеничные ленты у нее от Cromwell. Тем не менее, это всё же экспонат, а не набор запчастей.
Достаточно долгое время данный танк-истребитель стоял под открытым небом, как и остальные экспонаты музея. Ныне Challenger I находится внутри основного здания музея. Достаточно долго башня и часть корпуса была закрыта камуфляжной сеткой. Только в 2019 году ее снова сняли. На самом деле стыдиться тут нечему. Ну да, машина стоит как есть. В любом случае, экспонат уникальный, тем более с историей. Часть экипажа танка с номером T.271940 известна.
Надо сказать, что данный танк-истребитель явно эксплуатировался некоторое время после окончания войны. На светотехнику, которая стоит на машине сейчас, можно не ориентироваться, ее поставили по принципу «что есть». Но ограждения фар и габаритных фонарей — это не новоделы, как и крепления на корме корпуса. Также некие крепления находятся на правом борту башни. Кто и когда всё это поставил, неизвестно. Но осенью 1944 года ничего подобного не наблюдается (см. черно-белую фото, такой машина была во время боёв за Оверлон).
Специфика производства в полной мере отразилась на облике Challenger I. Производили его, как уже говорилось выше, на BRC&W. А тот в 1944 году перешел на сварку. Так что болты и заклепки в конструкции танка-истребителя уже большая редкость. С точки зрения родства к нему наиболее близок вариант Cromwell V. Это заметно не только по сварному корпусу, но и характерному люку механика-водителя. Он закис, так что видеть его можно во всей красе, то есть открытым.
Вместе с тем, надо иметь в виду, что Challenger, при всей своей унификации, всё же не совсем удлиненный Cromwell. Это скорее истребитель танков, с некоторыми концептуальными отличиями. Например, из отделения управления убрали помощника механика-водителя, вместе с пулеметной установкой. Похожие метаморфозы были и у Sherman VC, там, правда, пулеметную установку приходилось заваривать. Причина прозаичная — необходимость разместить укладку на 19 унитаров.
Экипаж, при этом, остался всё те же 5 человек. Хитрость в том, что теперь в башне сидело четверо. Компоновочно, кстати говоря, башня сильно отличалась от Cromwell. Командир сидел спереди-справа, чтобы не мешать работе заряжющих. Такое размещение было у КВ-2, но там у командира не имелось башенки. Заряжающие, соответственно, сидели в задней части машины.
В теории, кстати, на башне Challenger, как и Cromwrell, предполагалась установка спарки зенитных пулеметов Vickers K. В 1943-44 года английские инженеры пытались пихнуть эту самую спарку куда получится. Вот только на фронтовых фотографиях она не встречается, да и на полигонных тоже. Причина в том, что британские инженеры весьма близки по духу к британским ученым. Установка оказалась настолько неудобной, что ей не пользовались. Теоретически крепление под тумбу предполагалось, практически не ставили.
В принципе, для своих задач танк был неплохой. Можно даже сказать, что хороший. Его ценили явно выше, чем Cromwell. Другое дело, что неправильно расставленные приоритеты и вечное брожение умов в английском генштабе привели к закономерному результату. 200 танков погоды сделать не могут, тем более при такой растянутой серии. В любом случае, военный музей в Оверлоне стоит похвалить, такой уникум — жемчужина в коллекции любого технического музея. Может быть, и этот танк когда-нибудь поедет. Благо Charioteer перепиливают в Cromwell с завидной периодичностью.
источник: https://dzen.ru/a/ZbKoo_c9s0Nbc9au