Юрий Пашолок. Английский танк-истребитель из Оверлона

17

Юрий Пашолок. Английский танк-истребитель из Оверлона

Рассказ об английском танке-истребителе Challenger I из коллекции военного музея в Оверлоне, Нидерланды

В отношении самоходной артиллерии у англичан ситуация развивалась крайне непросто. С одной стороны, они являлись первыми, кто запустил САУ в крупную серию, а в 20-е годы была создана самоходная артиллерийская установка Birch Gun. С другой стороны, все эти наработки прошли впустую. К началу Второй мировой войны английская армия серийных САУ не имела. Тем не менее, всё же что-то сделать удалось. За годы войны в серию пошло несколько образцов ЗСУ, а также несколько типов истребителей танков. Основная масса этих боевых машин использовалась в 1944-45 годах.

Таким Challenger I из военного музея Оверлона был в октябре 1944 года

Таким Challenger I из военного музея Оверлона был в октябре 1944 года

Среди немногих типов самоходной артиллерии, которая выпускалась во время Второй мировой войны, была и довольно специфичная боевая машина. Речь идет о танке-истребителе A30, он же Challenger I. Официально крейсерский танк, эта боевая машина использовалась как средство усиления в английских бронетанковых дивизий. Из 200 выпущенных образцов Challenger I в целом виде сохранился всего один экземпляр. Ныне он находится в экспозиции военного музея Оверлон, Нидерланды.

Некоторое время машина стояла под камуфляжной сеткой. Такое было, причем с "соседом" по подразделению

Некоторое время машина стояла под камуфляжной сеткой. Такое было, причем с «соседом» по подразделению

Как и в другие подобные материалы, посвященные английской бронетанковой технике, для начала следует запустить пояснительную бригаду. Особенно что касается обозначение данной боевой машины. С ним у большинства авторов творится натуральная каша. В тех, то употребляет в отношении Challenger обозначение Cruiser Tank Mk.VIII, хочется кинуть чем-нибудь потяжелее. Это безграмотность в высшей степени. Для понимания, обозначения вроде Cruiser Tank Mk.VIII перестали использоваться с конца сентября 1941 года. Первый эскизный вариант Cruiser Tank A30 появился в январе 1942 года. Ну вы поняли.

Попытка создать антураж, правда, под ним пропала сама машина

Попытка создать антураж, правда, под ним пропала сама машина

Исходная идея состояла в том, чтобы создать танк, вооруженный новой 17-фунтовой (76,2-мм) пушкой. Случилось это на фоне предложений англичан поставить 17-фунтовую пушку в их версию Heavy Tank T1. По итогам всего происходящего Rolls-Royce создала удлиненную версию крейсерского танка Cromwell, унификация по шасси составляла 90%. Поскольку боевая масса возросла, создатели Cruiser Tank A30 были вынуждены разработать трак шириной 394 мм (штатный имел ширину 356 мм).

Такой машина стала на Militracks-2019

Такой машина стала на Militracks-2019

Следует отметить, что Rolls-Royce занималась шасси танка, а его башня оказалась вотчиной другой фирмы — Stothert & Pitt. Производитель кранов не стал искать каких-то сложных путей и адаптировал башню, которую создавал для штурмового танка TOG II*. Причем изначальная башня даже строилась одинаково: на сварной каркас болтами крепили броневые листы. Уже в ходе подготовки к серийному производству танк постепенно менялся. Менялось и его назначение. В итоге он стал танком-истребителем. В этом, кстати, существенно отличие Cruiser Tank A30 от похожего конструктивно Avenger. Вот он официально САУ.

Как можно заметить, разница по обвесу очевидная

Как можно заметить, разница по обвесу очевидная

Серийное производство Cruiser Tank A30, который официально именовался либо Challenger I, либо просто Challenger — это вообще отдельная песня. Изначально предполагался выпуск 1150 машин данного типа, потом решили сначала выпустить 200 танков первой партии, а дальше смотреть. В итоге эти самые 200 танков и построили. Во многом причиной тому стала максимальная унификация с Cromwell. Исходно это помогло максимально оперативно построить опытный образец машины, а потом очень сильно тормозило ее выпуск.

Сама по себе идея делать танк-истребитель была вполне правильной, но с ее реализацией англичане затянули

Сама по себе идея делать танк-истребитель была вполне правильной, но с ее реализацией англичане затянули

Итогом стало то, что первые Challenger были сданы BRC&W (Birmingham Railway Carriage and Wagon Company) в марте 1944 года, а последние — в апреле 1945 года. Причем в пределах регистрационных номеров T.271901–T.272100 образовалось аж три серии боевых машин. Первая серия (T.271901–T.271940) имела толщину орудийной маски башни 63 мм. Вторая серия (T.271941-T.T.272000) имела утолщенную до 76 мм маску орудия. Третья серия (T.272001-T.272100) получила дополнительное бронирование лба корпуса и башни, суммарно оно составляло 102 мм.

Унификация налицо. Шасси Challenger I - это по сути Cromwell, только очень длинный

Унификация налицо. Шасси Challenger I — это по сути Cromwell, только очень длинный

Задержка в производстве Challenger привела к тому, что в Нормандии они почти не применялись. Реальное их применение началось осенью 1944 года в Нидерландах. Тогда же началось полноценное применение танков-истребителей 11-й бронетанковой дивизией. В числе подразделений дивизии был и 15/19-й королевский гусарский полк. Как раз там числился танк с регистрационным номером T.271940 под командованием капрала Поттера. Это был последний танк первой серии, с лбом орудийной маски толщиной 63 мм.

Главное отличие шасси - увеличенная подбашенная коробка

Главное отличие шасси — увеличенная подбашенная коробка

11-я бронетанковая дивизия принимала непосредственное участие в боях за Оверлон. Тогда же Challenger заслужили уважение у танкистов, за живучесть и очень мощную пушку. Увы, слава эта оказалась запоздалой. Танк-то хороший, но наиболее массово применялись другие танки-истребители — Sherman VC. В составе 21-й армии их было больше 300 штук еще в июне 1944 года. Под конец 1944 года таких танков числилось больше 600 штук. Challenger же числились десятками.

Штатной силовой установки вполне хватило для обеспечения приемлемой подвижности

Штатной силовой установки вполне хватило для обеспечения приемлемой подвижности

Из 200 танков данного типа до наших дней дожило всего 2. В Бовингтоне дожидается своего часа машина третьей серии, с усиленной броневой защитой. Когда она будет приведена в порядок, неизвестно. Именно в виде танка сохранился только экземпляр из Оверлона. Когда он точно попал в музей, данных нет, в исходной коллекции Challenger I не было. Машина не в лучшем состоянии, например, гусеничные ленты у нее от Cromwell. Тем не менее, это всё же экспонат, а не набор запчастей.

Наварки на корме - это также более поздние добавки. Как и гусеничные ленты от Cromwell

Наварки на корме — это также более поздние добавки. Как и гусеничные ленты от Cromwell

Достаточно долгое время данный танк-истребитель стоял под открытым небом, как и остальные экспонаты музея. Ныне Challenger I находится внутри основного здания музея. Достаточно долго башня и часть корпуса была закрыта камуфляжной сеткой. Только в 2019 году ее снова сняли. На самом деле стыдиться тут нечему. Ну да, машина стоит как есть. В любом случае, экспонат уникальный, тем более с историей. Часть экипажа танка с номером T.271940 известна.

В отличие от бовингтонской машины, тут более-менее комплектный экземпляр. При наличии финансирования и желания поставить Challenger I на ход не составит огромного труда

В отличие от бовингтонской машины, тут более-менее комплектный экземпляр. При наличии финансирования и желания поставить Challenger I на ход не составит огромного труда

Надо сказать, что данный танк-истребитель явно эксплуатировался некоторое время после окончания войны. На светотехнику, которая стоит на машине сейчас, можно не ориентироваться, ее поставили по принципу «что есть». Но ограждения фар и габаритных фонарей — это не новоделы, как и крепления на корме корпуса. Также некие крепления находятся на правом борту башни. Кто и когда всё это поставил, неизвестно. Но осенью 1944 года ничего подобного не наблюдается (см. черно-белую фото, такой машина была во время боёв за Оверлон).

Люк механика-водителя четко указывает на корпус типа E, полностью сварной

Люк механика-водителя четко указывает на корпус типа E, полностью сварной

Специфика производства в полной мере отразилась на облике Challenger I. Производили его, как уже говорилось выше, на BRC&W. А тот в 1944 году перешел на сварку. Так что болты и заклепки в конструкции танка-истребителя уже большая редкость. С точки зрения родства к нему наиболее близок вариант Cromwell V. Это заметно не только по сварному корпусу, но и характерному люку механика-водителя. Он закис, так что видеть его можно во всей красе, то есть открытым.

Характерный для Challenger отбойник в виде массивного "воротника"

Характерный для Challenger отбойник в виде массивного «воротника»

Вместе с тем, надо иметь в виду, что Challenger, при всей своей унификации, всё же не совсем удлиненный Cromwell. Это скорее истребитель танков, с некоторыми концептуальными отличиями. Например, из отделения управления убрали помощника механика-водителя, вместе с пулеметной установкой. Похожие метаморфозы были и у Sherman VC, там, правда, пулеметную установку приходилось заваривать. Причина прозаичная — необходимость разместить укладку на 19 унитаров.

Концепция сварной башни с литой носовой частью позже была реализована на Comet I

Концепция сварной башни с литой носовой частью позже была реализована на Comet I

Экипаж, при этом, остался всё те же 5 человек. Хитрость в том, что теперь в башне сидело четверо. Компоновочно, кстати говоря, башня сильно отличалась от Cromwell. Командир сидел спереди-справа, чтобы не мешать работе заряжющих. Такое размещение было у КВ-2, но там у командира не имелось башенки. Заряжающие, соответственно, сидели в задней части машины.

Место командира спереди-справа, как на КВ

Место командира спереди-справа, как на КВ

В теории, кстати, на башне Challenger, как и Cromwrell, предполагалась установка спарки зенитных пулеметов Vickers K. В 1943-44 года английские инженеры пытались пихнуть эту самую спарку куда получится. Вот только на фронтовых фотографиях она не встречается, да и на полигонных тоже. Причина в том, что британские инженеры весьма близки по духу к британским ученым. Установка оказалась настолько неудобной, что ей не пользовались. Теоретически крепление под тумбу предполагалось, практически не ставили.

Люк для выемки орудия

Люк для выемки орудия

В принципе, для своих задач танк был неплохой. Можно даже сказать, что хороший. Его ценили явно выше, чем Cromwell. Другое дело, что неправильно расставленные приоритеты и вечное брожение умов в английском генштабе привели к закономерному результату. 200 танков погоды сделать не могут, тем более при такой растянутой серии. В любом случае, военный музей в Оверлоне стоит похвалить, такой уникум — жемчужина в коллекции любого технического музея. Может быть, и этот танк когда-нибудь поедет. Благо Charioteer перепиливают в Cromwell с завидной периодичностью.

источник: https://dzen.ru/a/ZbKoo_c9s0Nbc9au

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account