Юрий Пашолок. Американский средний танк двойной конверсии

16

Юрий Пашолок. Американский средний танк двойной конверсии

Рассказ о Medium Tank M3A3 из коллекции военно-исторического клуба «Капонир», новинке выставки «Моторы Войны»

Согласно распространенному заблуждению, средняя продолжительность жизни танка в бою составляет считанные минуты. На самом деле это не более чем средняя температура по больнице. Нередко даже у тех танков, которые долго воевали, служба может растянуться на десятилетия. Они могут пройти несколько модернизаций, а то и вовсе превратиться в совершенно новую машину, например, бронированный эвакуационный тягач. Многие танки времен Второй мировой войны, которые восстановлены реставраторами, имеют такую бурную судьбу.

Medium Tank M3A3 в ходе динамического показа на выставке "Моторы Войны"

Medium Tank M3A3 в ходе динамического показа на выставке «Моторы Войны»

В коллекции военно-исторического клуба «Капонир» находится немало образцов бронетанковой техники. В их числе есть и танки, ранее превращенные в спецмашины. Среди них, например, Т-44М, который вернули в состояние танка из эвакуационного тягача, что отразилось на его внешнем виде (особенно ходовой части). За несколько дней до Дня Танкиста выставка «Моторы Войны» пополнилась еще одной машиной, которую предоставил клуб «Капонир». Им стал американский средний танк Medium Tank M3A3, чья судьба очень похожа на упомянутый Т-44М. Об этом танке с непростой судьбой и стоит поговорить.

Таким танк был до реставрации

Таким танк был до реставрации

История Medium Tank M3A3 началась в августе 1941 года. В ходе запуска Medium Tank M3 в крупную серию выявилась одна большая проблема. Дело в том, что двигателей Continental R 975 могло и не хватить для реализации плана по выпуску танка, который планировали производить десятками тысяч. Поэтому летом 1941 года начался срочный поиск альтернативных силовых установок. Первым подходящим мотором оказался автобусный дизель GM 6-71, который выпускался силами Detroit Diesel, подразделения General Motors. Был разработан спаренный и форсированный вариант мотора, получивший обозначение General Motors 6046. Эта установка получилась не только мощнее, но и заметно экономичнее прожорливого радиального авиационного мотора.

Внутри всё выгнило, смысла восстанавливать его как RTV M31B1 не имелось

Внутри всё выгнило, смысла восстанавливать его как RTV M31B1 не имелось

Опытный образец танка, оснащенного мотором GM 6046, был готов в октябре 1941 года. Несмотря на то, что танк стал тяжелее Medium Tank M3, за счет более мощного мотора он оказался более быстрым. Танк стандартизировали как Medium Tank M3A3. Но позже ситуация изменилась. Дело в том, что Medium Tank M3 имел корпус, собираемый на заклепках, болтах и рейках. А осенью 1941 года было решено переходить на сварку. В результате исходный M3A3 переименовали в M3A5, а обозначение Medium Tank M3A3 получил танк со сварным корпусом.

В сравнении с Т-34

В сравнении с Т-34

Первые M3A3 были сданы в апреле 1942 года, выпускались они силами Baldwin Locomotive Works. Хитрость в том, что сдавались они по контракту A-1960 по выпуску Grant, то есть английской версии танка, с другой башней, куда перенесли радиостанцию. 83 Medium Tank M3A3, изготовленных с апреля по июль 1942 года, на самом деле были Grant II, англичане не разделяли сварные и клепаные корпуса. Эти танки успели повоевать, в отличие от «настоящих» M2A3, они же Lee IV. Первые 20 танков, которые изготовлялись по контракту T-693, сдали во всё том же июле 1942 года, а последние 10 штук — в декабре того же года. Всего их изготовили 239 штук, это не считая 83 Grant II.

M3A3 можно легко отличить по сварному корпусу

M3A3 можно легко отличить по сварному корпусу

Такая ситуация уже выглядела «веселой», поскольку внесла разнообразие во внешний вид танка. Но это было только начало. Понимая, что Medium Tank M3 уже неинтересен в своём исходном виде, американская армия в сентябре 1942 года приняла решение трудоустроить их в другом виде. С октября 1942 года Baldwin Locomotive Works начала конверсию танков в бронированные эвакуационные машины T2. Вооружение снималось, вместо орудийной установки в башне ставилась стрела крана, а вместо главного орудия сделали люк с имитацией пушки. Первые M3A3 переделали в T2 тогда же, в октябре 1942 года. Всего подобным образом переделали 146 танков со сварными корпусами. Они получили обозначение Tank Recovery Vehicle M31B1.

На виде сбоку также заметен "хвостик", в котором находятся радиаторы системы охлаждения

На виде сбоку также заметен «хвостик», в котором находятся радиаторы системы охлаждения

Если базовый Medium Tank M3A3 на фронт не попал, что M31B1 вполне активно использовался. Кроме того, их поставляли по программе ленд-лиза. С этим, кстати, связан миф о поставках M3A3 и M3A5 в Красную Армию. В чистом виде они не приходили, а вот как БРЭМ — да. У нас он обозначался как «ремонтный танк T2». В 1944 году их прибыло 127 штук, разных версий, включая и M31B1. Они довольно активно использовались в Красной Армии (под конец войны 80 штук на фронте), но при этом не имели потерь.

На корме видны остатки креплений инженерного оборудования

На корме видны остатки креплений инженерного оборудования

Увы, ни одного «советского» M31B1 до наших дней не дожило. «Чистых» M3A3 сохранилось 6 штук, из них 5 внезапно в Бразилии. Также известно о 3 Tank Recovery Vehicle M31B1, один из которых, некоторое время назад, осел в Англии. Машина была в «убитом» состоянии, основная масса эвакуационного оборудования сгнила, а ходовая часть заменена на Medium Tank M4. Такая модернизация ходовой части для M31 не является редкостью, часть машин, сохранившихся до наших дней, также имеет аналогичную конфигурацию.

Мотор хоть и современный, но глушитель вполне аутентичный. Он характерен для танков, оснащенных мотором GM 6046

Мотор хоть и современный, но глушитель вполне аутентичный. Он характерен для танков, оснащенных мотором GM 6046

Из Англии танк отправился в Россию. Были мысли, как именно его восстанавливать, но в итоге решили возвращать в исходное состояние, то есть делать танком. Да, в Красной Армии их не было, но, будем честными, основная масса отличает серенький танк от зелененького, и то хлеб. Кроме того, как уже говорилось выше, оборудование, характерное для Tank Recovery Vehicle M31B1, по большей части сгнило в труху. Основную его массу, в любом случае, пришлось бы новоделить. Поэтому окончательный выбор возвращать машину в состояние танка было правильным.

Порты системы внешнего пуска системы пожаротушения. Появились на американских танках с 1942 года, ставились много где

Порты системы внешнего пуска системы пожаротушения. Появились на американских танках с 1942 года, ставились много где

В ходе реставрации удалось вернуть большинство утраченных внешних элементов, включая и установку орудий. Отчасти пришлось идти на некоторые условности, поскольку с деталями, по понятным причинам, сейчас проблемы. Зато они появляются у нас. Поэтому танк получил, например, настоящие люки, командирскую башенку и ряд других деталей. Поставлен современный дизель, впрочем, его всё равно никто не видит.

Танк по-настоящему большой. Точнее, высокий

Танк по-настоящему большой. Точнее, высокий

Надо сказать, впечатление Medium Tank M3A3 производит очень сильное. Особенно это было очевидно на «Моторах Войны», где танк встал рядом с Т-34, также восстановленном силами «Капонира». У танков очень близкая боевая масса, скоростные характеристики, броневая защита и отчасти вооружение. Но хорошо заметно, насколько «американец» выше. Это общий «привет» даже не системе с казематным расположением орудий, а модной у американцев идее «огневого ежа». У части американских танков межвоенного периода по периметру корпуса находились пулеметные установки. Получил их и Medium Tank M2, прямой предшественник M3. Так что казематная установка 75-мм орудия ничего особо не поменяла. Высокий корпус был изначально.

Установка вооружения вполне оригинальная, за исключением пушки

Установка вооружения вполне оригинальная, за исключением пушки

Также хочется сказать пару слов о казематном расположении орудия. Почему-то по этому поводу некоторые смеются, начисто забывая, что тогда происходило в мировом танкостроении. Так вот, Medium Tank M3 — это, можно сказать, Char B здорового человека. Последний был перегружен, имел неважную подвижность, а 75-мм орудие по горизонтали наводилось всем корпусом. У американца еще и больше экипаж, что явно плюс. Раздельные наводчик и заряжающий — это явно более удачное решение. Да и сама система не такая и плохая. В основном огонь велся вперед, и сектора обстрела 75-мм орудия M2 вполне хватало. На более поздних танках появилась еще более мощная пушка M3, которая могла и «Тигра» в борт обидеть.

Орудийная установка башни позволяла наводить орудия на большие углы возвышения

Орудийная установка башни позволяла наводить орудия на большие углы возвышения

Отжигающие шуточки про М3 Средний, как он у нас именовался, также забывают про некоторые вещи. Medium Tank M3 стал первым в мире серийным танком, который оснащался гироскопическим стабилизатором вертикальной наводки. Ставился он как на основное орудие, так и на 37-мм пушку M5 (позже M6). Также башенная установка имела одну интересную особенность. Угол возвышения орудия достигал 60 градусов, это позволяло вести огонь по верхним этажам зданий и самолетам. Данную особенность использовали советские танкостроители при разработке орудийной установки легкого танка Т-80.

Пулеметная башенка использовалась для ведения заградительного зенитного огня

Пулеметная башенка использовалась для ведения заградительного зенитного огня

Интересным техническим решением стала зенитная пулеметная башенка. По ее поводу тоже зря язвят. Такая идея практиковалась не только у американцев. Т-100 и Т-220 имели схожую по концепции башенку, причем она получилась хуже американской. Идеальной зенитная пулеметная установка не была, но заградительный огонь вести вполне умела. В 50-е годы американцы вернулись к данной идее, зенитные пулеметные башенки прописались на M48 и M60.

Здесь уже остался только один курсовой пулемет

Здесь уже остался только один курсовой пулемет

Отчасти для американской промышленности Medium Tank M3 был «учебной» машиной. Поэтому некоторые технические решения выглядели странно. Например, установка курсовых пулеметов. Она отчасти перекочевала с Medium Tank M2, хотя инженеры постарались хотя бы минимально сделать конструкцию не такой бестолковой. Пулеметы Browning M1919A4 были фиксированы отчасти: установка позволяла их наводить в вертикальной плоскости на углы от -5 до +10 градусов. В ходе производства оставили всего один пулемет, что было здравой идеей. Для заградительного огня одного пулемета хватало.

При необходимости механик-водитель мог высунуться из проёма смотрового лючка

При необходимости механик-водитель мог высунуться из проёма смотрового лючка

Отчасти «учебным» выглядит и место механика-водителя. При его разработке использовался опыт создания Medium Tank M2. Впереди имеется довольно большой лючок, который является уязвимой деталью. С другой стороны, при открытом лючке обеспечивается вполне приличный обзор, механик-водитель даже может высунуть голову. Кроме того, лючок имел перископический смотровой прибор, а не смотровую щель, как у немецких танков. Правда, у механика-водителя американского танка между ног идет кожух вала от мотора к трансмиссии. Ощущения специфические.

Натуральная маршрутка

Натуральная маршрутка

В ходе реставрации основной приоритет делался на экстерьере. Увы, еще в ходе переделки из M3A3 в M31B1 основной объем интерьера боевого отделения был выкинут. Дело в том, что конверсия в танк-эвакуатор не требовала ни подбашенной корзины, ни укладок. Внутри стало пусто и грустно, после удаления отсюда рудиментов кранового оборудования стало еще более пусто. Зато места как в автобусе. По ощущениям, внутри легко помещается человек 15, не меньше. А если хорошо утрамбоваться, то и того больше. Правда, по мерам безопасности во время показа детей из танка попросили. Получить травмы во время движения проще простого.

Ходовая часть от Medium Tank M4. За счет того, что блоки подвески крепились на болтах, замена была несложная

Ходовая часть от Medium Tank M4. За счет того, что блоки подвески крепились на болтах, замена была несложная

Надо сказать, что ездит танк довольно резво. двигатель General Motors 6046 обеспечивал вполне приличную удельную мощность — 14,2 лошадиные силы на тонну. Не Т-34, но как минимум не хуже немецких средних танков-одноклассников, причем у них, за счет роста массы, с удельной мощностью становилось всё хуже. Официально скорость ограничивалась 39 км/ч, но на самом деле танк был явно быстрее. На испытаниях Medium Tank M4A2, оснащенный таким же мотором, разгонялся до 50 км/ч. Отчасти ограничение связано с ходовой частью. При слишком быстрой езде существовал риск перегрева и разрушения бандажей опорных катков.

На танке используется несколько видов траков

На танке используется несколько видов траков

Также стоит еще раз упомянуть ходовую часть. Замена на ходовую часть Medium Tank M4 случилась не от хорошей жизни. Таким образом, в том числе, снижали удельное давление на грунт, а узлы подвески M4 были более совершенными. Машина ремонтная, поэтому на ней можно заметить разные типы траков. Такое также встречалось, иногда даже специально. Поскольку у резинометаллических траков сцепление с грунтом было неважным, иногда ставили еще и другие траки, поскольку они совместимы по креплениям. Вообще для повышения проходимости использовались шпоры, но они быстро выходили из строя.

Перед тем, как привези танк, несколько раз промеряли по высоте ворота. Пролез

Перед тем, как привези танк, несколько раз промеряли по высоте ворота. Пролез

Теперь в коллекции клуба «Капонир» представлен и бронетанковый ленд-лиз. Использование современных агрегатов в данном случае скорее плюс, поскольку танк проще эксплуатировать. Появление его на военно-исторических мероприятиях — вопрос времени. Ну а пока он занял место на выставке «Моторы Войны», под него в начале сентября проводилась реэкспозиция. Находится танк в третьем павильоне выставки, вместе с другими американскими машинами. Выставка работает ежедневно с 10-00 до 21-00, без выходных. Касса работает до 20:30. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, дом 9/2.

https://t.me/warmotors

источник: https://dzen.ru/a/ZQQMVhq6mwukFuoL

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account