Юрий Пашолок. Американский клон Vickers Mk.E, бессмысленный и беспощадный
Light Tank T1E4 и T1E6, ненавязчивое копирование Vickers Mk.E с патентованием украденного
Наверное, для некоторых этот будет новостью, но незаконное копирование оружия началось с незапамятных времен. Если какой-то тип оружия, или техническое решение, оказывалось более совершенным, чем более ранние разработки, то его довольно быстро копировали, либо творчески перерабатывали. В случае с бронетанковой техникой ситуация была, есть и будет ровно такой же. Если какое-то техническое решение показалось полезным, то его появление в других странах являлось лишь вопросом времени. Разумеется, существует патентное право, но история показывает, что нередко оно не останавливает от прямого воровства. Некоторые одиозные личности нередко в подобных вещах обвиняют Советский Союз, но если посмотреть внимательно, то выяснится интересная деталь. В межвоенный период Советский Союз, в том числе и по ниве танкостроения, занимался больше не откровенным воровством идей, а приобретением танков и каких-то отдельных узлов, желательно с технической документацией и лицензией. Такие закупки были регулярными, нередко даже оговаривалась возможность привлечения зарубежных специалистов.
Надо сказать, что советская сторона, в этом плане, оказалась едва ли не самым добросовестным партнером. Если проанализировать то, что происходило в это же время с другими танкостроительными державами, то иначе, как беспределом, это не назвать. Особенно нагло вели себя немцы. В таких объемах, как они, более не воровал никто. Самой же пострадавшей от плагиаторов межвоенного периода стороной смело можно назвать Vickers-Armstrongs Limited. Танкетки Vickers-Carden-Loyd, транспортеры Vickers-Carden-Loyd Utility Tractor и легкие танки Vikcers Mk.E лидировали по с точки зрения объектов, с которых копировали идеи, причем безо всяких отчислений в пользу правообладателя. Например, немцы в ноябре 1931 года, через подставную фирму, купили Vickers-Carden-Loyd Utility Tractor, плюс еще два осенью 1932 года. Эти машины послужили базисом для «истинно немецкой» танковой компоновки, а также источником для ходовой части будущего Pz.Kpfw.I. Французский транспортер Renault UE был во многом скопирован с танкетки Carden-Loyd Mk.VI, а компоновочные решения данной машины можно увидеть в целом ряде французских танков и спецмашин. Самый же беспардонный случай произошел в США. Там не просто скопировали ряд решений с Vickers Mk.E, да еще и запатентовали их. Такой наглости не встречалось более нигде. Но обо всем по порядку.
В сентябре 1927 года состоялась демонстрация Light Tank T1, первого тестового образца легкого американского танка, который должен был сменить порядком устаревший Six-ton Tank M1917. Разработанный под руководством Гарри Нокса танк выглядел, откровенно говоря, несколько странно. Его компоновку с передним расположением силовой установки утвердила комиссия SAE (Society of Automotive Engineers, Ассоциация Автомобильных Инженеров), посчитав, что так получается более рациональное распределение массы по корпусу. Кроме того, длина корпуса сокращалась. Но на практике получилась странная машина, с ходовой частью, больше напоминающей трактор, неважной обзорностью и размещением механика-водителя в позе, при которой он обхватывал мотор ногами. Вместе с тем, Light Tank T1E1, который построили весной 1928 года, явно превосходил Six-ton Tank M1917, посему американские военные усиленно продавливали принятие данной машины на вооружение. Только после того, как в ноябре 1928 года состоялся пробег опытного шасси Christie M1928, оказавшегося в разы быстрее и удобнее, появилось некоторое прозрение. Стали замечать и явно недостаточную толщины брони, и не самую удачную ходовую часть, и плохую обзорность. Появились улучшенные версии машины, T1E2 и T1E3, которые также пытались продавить на вооружение. Но весной 1931 года стало ясно — нахрапом решить вопрос уже не получится.
О том, что явно получается какая-то ерунда, в Департаменте Вооружений догадались еще по итогам испытаний Light Tank T1E2. Выяснилось, что простое увеличение мощности мотора желаемого результата не дает, да и ходовая часть, загруженная еще больше, стала работать еще хуже. Посему Технический Департамент Танкового Корпуса стал посматривать по сторонам. Далеко, собственно говоря, ходить не пришлось. В 1930 году американцы приобрели один образец Vickers Mk.E Type A. Данный образец, приобретенный, так сказать, на посмотреть, прибыл к заказчику весной 1931 года, а с июня 1931 года начались испытания на Абердинском полигоне. Незадолго до того там тестировался Light Tank T1E3, полученный по итогам испытаний Vickers Mk.E результат слегка озадачил. При толщине брони на уровне T1E2 и боевой массе на полтонны ниже T1E1, а также моторе меньшей мощности, нежели любой из танков семейства T1, англичанин куда лучше американских легких танков. Он был и быстрее, и более маневренным, а ходовая часть однозначно лучше конструкции Гарри Нокса. И ладно бы только маневренность: английский танк всем своим видом показывал, насколько убого выглядел Light Tank T1 в любом исполнении. Если на T1E1 и его собраться лучше было ездить в асбестовых штанах, то Vickers Mk.E на этом фоне смотрелся прямо как автомобиль экстра-класса.
Решение проблемы оказалось простым и бесхитростным. Осенью 1931 года один из Light Tank T1E1 отравили на арсенал Рок Айленд, где началась его переделка по образу и подобию англичанина. Носовая часть машины стала кормой, а общая компоновка боевого отделения, вместе с отделением управления, бралась по типу Vickers Mk.E. Особенно явным копированием стала ходовая часть машины. И ладно бы ее просто скопировали, так ведь Гарри Нокс ее запатентовал! Даже интересно, что по этому поводу сказал Джон Карден. Боевое отделение оказалось по центру танка, что являлось однозначным плюсом. Теперь командира не болтало вверх-вниз на каждой кочке, да и сидел он уже не на коробке передач. Кстати говоря, находился он в башне уже не один. Теоретически, конечно, она одноместная, но на практике в боевом отделении находилось два человека, причем командир был не наводчиком.
Еще двоих членов экипажа разместили в отделении управления. Слева размещался механик-водитель, а справа его помощник. Пока что помощник ездил почти как балласт, хотя у американских военных явно имелись на него далеко идущие планы. Вообще он должен был стать радистом, но радиостанцией танк так и не обзавелся. Трансмиссия переехала в носовую часть танка, соответственно, появился вал между мотором и коробкой передач. Его прикрыли сверху кожухом, причем торчал вал не сильно высоко, так что почти не мешал. Не мешал теперь и мотор, который изолировали от боевого отделения при помощи моторной перегородки. Совершенно иначе была сделана носовая часть машины. Элементы трансмиссии спереди прикрывал массивный кожух, который сделали литой конструкции. Это стал первый случай использования крупногабаритного литья на американских танках.
Новинкой танка, который получил обозначение Light Tank T1E4, стало и вооружение. Танк получил комбинированную орудийную установку T2, которая, аналогично установке T3, имела большой противовес. В ней была установлена полуавтоматическая пушка M1924 калибра 37 мм, которая стала чем-то промежуточным по сравнению с 37-мм орудием M1916 и полуавтоматической пушкой Browning. Как и последняя, она имела кассетное заряжание, для чего и понадобился столь крупный противовес. Вместе с тем, ствол оказался короче, поэтому начальная скорость снаряда составляла 410 м/с. Больше, чем у M1916, но всё равно маловато. По этой причине M1924 так и осталась экспериментальным орудием. Да и полуавтоматическая пушка Browning разделила ее судьбу. Причины прозаичные: фактическое пробитие брони у этих орудий мало отличалось от M1916 и крупнокалиберных пулеметов, а идея с кассетным заряжанием явно уперлась в некоторые проблемы с подачей. Так или иначе, больше никуда эта пушка дальше не пошла.
Опытный образец Light Tank T1E4 был закончен к марту 1932 года. Толщина лобовой брони была доведена до почти 16 мм, это надежно защищало от пуль винтовочного калибра со всех дистанций. Боевая масса машины при этом достигла 7834 кг. Первоначально на танке стоял всё тот же 110-сильный мотор, но первые же тесты показали, что мотора явно маловато. Посему на танк установили V-образный 8-цилиндровый мотор Cunningham объемом 7,86 литров и мощностью 140 лошадиных сил. После переделок боевая масса машины выросла до 8,5 тонн, но новая силовая установка явно пошла на пользу. Испытания показали, что максимальная скорость достигла 32 км/ч. Впрочем, это было всё равно чуть меньше, чем у Vickers Mk.E.
На этом сотрудничество с James Cunningham Son & Co прекратилось. Возможно, что компания из Рочестера прокляла тот день, когда связалась с американскими военными. Нет, всё же выхлоп в виде 20 бронемашин M1 имелся, но особо это James Cunningham Son & Co не помогло. В 1931 году производство автомобилей прекратилось, а в 1936 году компания полностью прекратила свою деятельность. То есть отчасти Кристи мог праздновать победу, ибо главный конкурент в 1931 году фактически выбыл из борьбы. Но у Департамента Вооружений появилась новая любимая жена. Причем Кристи эту компанию явно поминал недобрым словом. Речь шла об American LaFrance (ALF), которая специализировалась на пожарной технике. В своё время ALF подмяла сектор пожарной техники, с которого Кристи ушел сам, понадеявшись на военные заказы. А в конце 1932 года American LaFrance получила контракт на выпуск пяти Convertible Medium Tank T3E2. И это еще не всё: в 1931 году начался выпуск модели American LaFrance 300 Series, получившей двигатель V12 объемом 12,36 литров и мощностью 240 лошадиных сил. Так вот, на этот самый мотор, менее капризный, чем Liberty L-12, американские военные положили глаз.
Изначально речь шла о том, чтобы поставить двигатель в Convertible Medium Tank T3, но уже вскоре родилась идея воткнуть его и в Light Tank T1E4. Конечно, боевая масса возрастала до 9026 кг, но зато удельная мощность возрастала до впечатляющих 26,6 л.с. на тонну. Переделанный подобным образом танк получил обозначение Light Tank T1E6. Казалось бы, вот сейчас танк полетит, сейчас-то мы Кристи покажем. Показали. По одним данным, скорость осталась той же, то есть 32 км/ч, по другим, достигла 37 км/ч. Так или иначе, но прибавка мощности ничего толком не дала.
Причины прозаичны. Украв у Джона Кардена подвеску, Технический Департамент Танкового Корпуса как-то не поинтересовался, почему сами англичане заказали танки с другой ходовой частью. А секрет был прост: подвеска Vickers Mk.E плохо работала на высоких скоростях. Поэтому и появились танки с новой подвеской и катками большего диаметра. Об этих тонкостях Гарри Нокс и Технический Департамент Танкового Корпуса не знали, поэтому поначалу пытались украденную подвеску хоть как-то улучшить. Мучения с Light Tank T1E6 продолжались до 1934 года, но по сути все было понятно еще весной 1933 года. Военному Министерству все эти попытки оживить явно мертвое тело надоели, поэтому весной 1933 года последовал циркуляр, согласно которому весовой лимит для легких танков утвердили в 6803 кг (7,5 коротких тонн). Это означало одно — работы по Light Tank T1 можно смело сворачивать. Так что далее машина использовалась не более как испытательная лаборатория. Американского Vickers Mk.E так и не получилось. Тем не менее, хотя бы какую-то пользу данный «контрафакт» принес. Именно с него и пошла компоновочная схема американских танков, ставшая классической.
Список источников:
-
-
- US NARA
- РГВА
- Фотоархив автора
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
-