Юрий Пашолок. Альтернативный тяжелый танк из Харькова
История тяжелого танка Т-44, первой боевой машины с таким индексом
В межвоенный период центром производства советских тяжелых танков являлся Харьков, а именно завод №183. Именно здесь было решено производить «мощный» танк Т-35, разработанный под руководством Н.В. Барыкова в Ленинграде. На производство он ставился при непосредственном участии И.С. Бера, в марте 1933 года назначенного начальником конструкторского бюро Т-35К Дизельного отдела ХПЗ (далее завода №183). Малоизвестный широкому кругу любителей истории бронетанковой техники, Иосиф Соломонович сыграл в судьбе Т-35 ключевую роль. Именно он вел сопровождение технической документации по танку. Также все работы по развитию танка шли при участии Бера. В 1938 году работы по созданию сменщика Т-35 переместились в Ленинград, а Бер стал заместителем начальника КБ-520. К тому времени работы по тяжелым танкам в Харькове закончились, но не совсем.
К весне 1941 года главным местом разработки и выпуска советских тяжелых танков стал Кировский завод в Ленинграде. Там производили тяжелый танк КВ-1, а также его «штурмовой» вариант КВ-2. Шли работы по созданию КВ-3, так должен был именоваться доработанный вариант опытного танка Т-150. Но после того, как в марте 1941 года советская разведка доложила о наличие в Германии программы создания 90-тонных танков, планы пошли наперекосяк. Индекс КВ-3 получил совершенно другой танк, гораздо более тяжелый и вооруженный 107-мм пушкой. Также запустили работу по созданию еще более тяжелых танков КВ-4 и КВ-5. В такой атмосфере и родился последний тяжелый танк, разработанный в Харькове. С легкой руки руководства Мариупольского завода им. Ильича он известен как А-44, но на самом деле он нес обозначение Т-44. Именно такой индекс использовался в документах.
В переписке и историческом формуляре завода №183, являющемся едва ли не главным источником информации по Т-44, этот танк тяжелым не именовались. Вместе с тем, даже предварительный проект, появившийся в конце марта-начале апреля 1941 года, довольно четко говорил о том, что это за танк. КБ-520 и Бер, который отвечал за работы по Т-34М, а также Т-44, явно метили в нишу КВ-1 и Т-150. Разница состояла в том, что перспективная разработка из Харькова получалась значительно легче и обладала куда более высокой подвижностью. При боевой массе около 29-29,5 тонн танк имел толщину лобовой брони корпуса 75 мм, ее установили под углом 60 градусов от вертикали. Такой лоб, как минимум на средних дистанциях, защищал от огня 88-мм зенитной пушки Flak 18. Вооружение предполагалось то же, что и у Т-150 — пушка ЗИС-5 калибра 76 мм и с баллистикой зенитки 3-К. Скорость по шоссе оценивалась в 55-60 км/ч. В качестве силовой установки использовался тот же самый мотор В-5, что и на Т-150. Надо сказать, что на Т-150 этот мотор работал ненадежно. Другое дело, что и боевая масса Т-150 была более чем в 1,5 раза выше.
Главной причиной появления Т-44 можно считать ситуацию вокруг Т-150. Сменщик КВ-1 работал крайне ненадежно, судя по всему, появились опасения насчет того, удастся ли его довести до ума. Кроме того, постоянное повышение массы танка не проходило бесследно для его подвижности. Судя по всему, где-то наверху возникла идея создания альтернативного тяжелого танка, более легкого и подвижного. Впервые вопрос постройке двух образцов Т-44 был поднят еще в апреле 1941 года. Согласно проекту постановления Совнаркома Союза ССР и ВКП(б), два образца должны были построить к 15 октября 1941 года, а результаты испытаний предоставить к 1 декабря. Но, как уже говорилось выше, в апреле 1941 года ситуация резко изменилась. Вместо Т-150 (точнее, Т-222, доработанной версии танка) было решено запустить работы по Т-223, более тяжелому танку со 107-мм пушкой ЗИС-6. На некоторое время прямое развитие КВ-1 вообще пропало из виду. Повлияла изменившаяся ситуация и на Т-44.
Во всё том же апреле 1941 года переработанный проект был представлен К.Е. Ворошилову. Точнее, уже проекты. Во-первых, в апреле 1941 года появилась альтернатива 76-мм пушке ЗИС-5. Речь идет о 57-мм орудии ЗИС-4, имевшее большие перспективы и обладавшее одинаковым бронепробитием. Во-вторых, запуск программы КВ-3 не прошел бесследно. КБ-520 разработало три варианта Т-44, отличавшихся вооружением, броневой защитой и массой. Исходный танк стал наиболее легким вариантом. Как и ранее, он имел кормовое размещение боевого отделения. Изначально экипаж оценивался в 4-5 человек, теперь их стало строго 5. Трое, включая командира, размещались в башне, которая получила командирскую башенку. Стрелок-радист размещался за механиком-водителем, справа от них находилось МТО. Если ранее предполагалось 2 пулемета ДТ, из них один (курсовой) мог заменяться на огнемет, то теперь их стало 6. Спаренные установки пулемета ДС предполагались в носовой части корпуса, в орудийной установке и кормовой нише. Чтобы командир не скучал, ему еще воткнули в башенку спарку ППШ.
За счет различных изменений, внесенных в проект, боевая масса базового варианта танка выросла до 36 тонн. Впрочем, на проектной подвижности это никак не сказалось. Ожидалась скорость до 59 км/ч. Практически таким же был второй вариант танка. Если первая версия машины получала 57-м пушку ЗИС-4, то вторая оснащалась 76-мм пушкой ЗИС-5. Толщина лба корпуса и башни увеличивалась до 90 мм, а боевая масса поднялась до 40 тонн. Впрочем, подвижность только возрастала. Дело в том, что второй вариант Т-44 предполагалось оснащать тем же мотором В-6 (В-2СН), что и КВ-3. Его мощность составляла 850 лошадиных сил, так что удельная мощность превысила 20 л.с. на тонну. Ожидалось, что второй вариант Т-44 сможет разгоняться до 65 км/ч.
Наконец, третий вариант Т-44 четко метил на место КВ-3. Толщина лба корпуса и башни составляла 120 мм, а бортов — 100 мм. Боевая масса достигла 50 тонн, это без вариантов тяжелый танк. Основным вооружением предполагалось сделать ту же 107-мм пушку ЗИС-6, что стояла на КВ-3. В связи с этим башню переделали, увеличив диаметр погона, также пришлось переделывать и корпус. За счет рациональной конструкции боевого отделения удалось разместить 60 унитаров, на 10 больше, чем у КВ-3. Боевая масса получалась на 18 тонн меньше, чем у конкурента. Ожидалась максимальная скорость 53 км/ч, в 1,5 раза больше, чем у КВ-3. Даже если чуть «урезать осетра», то всё равно самый тяжелый вариант Т-44 получался заметно быстрее КВ-3.
По результатам осмотра Ворошилов проект одобрил. Правда, финальное решение оказалось несколько иным. В приказе по НКСМ №193с от 10 мая 1941 года во многом вернулись к исходному варианту танка. Боевая масса, броневая защита и подвижность остались на исходном уровне. Кормовую установку спаренных пулеметов убрали. А вот от идеи двух пулеметов в каждой установке не отказались, правда, теперь речь шла о ДТ. Сроки изготовления остались те же, но теперь один танк изготовлялся с пушкой ЗИС-5, а второй — с ЗИС-4. Далее, во всё том же мае 1941 года, от ЗИС-5 отказались, поскольку применение орудий с баллистикой зенитки 3-К признали нецелесообразным.
Многие технические решения, применявшиеся на Т-44, были равнозначны улучшенному варианту танка Т-34М. Аналогичной оказалась и судьба танков. После начала войны работы по ним сначала приостановили, а затем и прекратили. Тем не менее, к лету 1942 года и Т-34М, и Т-44 снова появились на горизонте. Правда, графика известна только по новому Т-34М, ставшему прямым предшественником Т-43. По новому Т-44 известны только ТТТ, которые, впрочем, далее никуда не пошли. «Скоростной» тяжелый танк теперь делали в Челябинске, хотя Т-43, судя по всему, изначально также рассматривался как возможная альтернатива КВ. По крайней мере, шли они с КВ-13 в одной упряжке. Так или иначе, более к теме тяжелого танка Бер не возвращался. К тому моменту он был заместителем главного конструктора завода №112, главной задачей являлся выпуск Т-34.
Автор благодарит Игоря Желтова (г. Москва) и Алексея Макарова (г. Москва) за помощь в подготовке данной статьи и предоставленные материалы.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- Архив Игоря Желтова
источник: https://dzen.ru/a/ZBQ4SokuNRidYRTP